Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в рамках несудебной гражданской юрисдикции

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ НЕСУДЕБНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Г.Ф. РУЧКИНА, О.Ю. РУЧКИН
Ручкина Г.Ф., кандидат юридических наук.
Ручкин О.Ю., кандидат юридических наук.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствие с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <*> правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Систему федеральных судов составляют: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции, в том числе военные <**> и специализированные суды; Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды <***>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
<**> Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26.
<***> Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
Для действующей судебной системы характерны следующие черты:
1. Необходимость соблюдения достаточно сложной процедуры разбирательства (процессуальной формы, формализующей процесс), влияющей в том числе и на дополнительные затраты в связи с процессом.
2. Публичность и гласность разбирательства (возможность разглашения конфиденциальной коммерческой информации при разбирательстве дела).
3. Широкая специализация судей, связанная с подведомственностью споров, требующая наличия у судей специальных познаний, необходимых для разрешения дела с учетом его специфики (например, страховой и фондовый рынки и иные специальные сферы предпринимательской деятельности).
4. Наличие правил подсудности, привязывающих рассмотрение дела к определенному суду, и др.
Перечисленные черты способствуют поиску и развитию частноправовых способов разрешения и предупреждения конфликтов в сфере гражданского оборота, т.е. несудебной гражданской юрисдикции, функционирующей за счет средств самих участников и не требующей затрат государства на их содержание.
Альтернативным средством для разрешения споров в гражданском обороте является создание третейских судов, действующих за рамками государственного механизма разрешения споров, что позволяет отнести их к специфическому правовому институту, особенностями которого являются:
во-первых, третейские суды не относятся к судебной системе, они не осуществляют правосудия;
во-вторых, данные суды при разрешении споров не используют процессуальную форму, для которой характерна высокая степень регламентации процессуальных действий;
в-третьих, отличительной особенностью третейского разбирательства является не противостояние сторон, а преодоление конфликта между ними с сохранением возможности дальнейшего сотрудничества сторон.
Специфика третейского разбирательства проявляется также в том, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда, а также прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо (ст. 31 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации").
Действующее законодательство предусматривает механизм принудительного исполнения решения третейского суда. Решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, не исполненных добровольно, принудительно исполняются на основе исполнительных листов, выдаваемых судами (ст. 7 Закона РФ "Об исполнительном производстве" <*>, ст. 45 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <**>).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3591.
<**> Российская газета. 2002. 27 июля. N 133.
К сожалению, острой проблемой в ряде случаев остается принудительное исполнение вынесенного по конкретным спорам решения. Как отмечается в научной литературе, с получением исполнительного документа связано не прекращение судебного разбирательства, а только начало восстановления нарушенных прав и интересов, т.к. во многих случаях реализовать принадлежащее истцу право на возмещение не представляется возможным по самым разным причинам (отсутствие денежных средств, а также имущества, на которое может быть обращено взыскание, и т.д.).
Другой не менее важной проблемой является отсутствие элементарной правовой культуры и деловой этики у многих участников предпринимательской деятельности. В российских условиях общепринятая мировая практика добровольного исполнения решений третейских судов под страхом оказаться в деловой и моральной изоляции отсутствует, ибо недобросовестность контрагента никого не смущает и становится чуть ли не нормой. Поэтому во многих случаях истцы вынуждены обращаться в компетентные суды за получением исполнительных документов <*>. Последние же зачастую представляют себя в роли апелляционной или надзорной инстанции, осуществляя не предусмотренную действующим законодательством проверку обоснованности вынесенных третейскими судами решений по существу, хотя в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа компетентный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
--------------------------------
<*> В соответствии со ст. 2 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" под компетентным судом понимается Арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством.
История института торговых третейских судов в России начинается с 1831 г., когда впервые было утверждено Положение о третейском суде Российской империи <*>. Наибольшее распространение в России торговые третейские суды получили при биржах. Связано это было с тем, что многообразие биржевого оборота с его различными видами сделок требовало не только юридического обоснования при разрешении возникавших споров, но и детального знакомства с механизмом соответствующей биржевой операции. Это требование в высокой степени удовлетворял биржевой третейский суд, заседавший во все биржевые дни и постановляющий свои без особых формальностей решения тотчас по обращении к нему спорящих <**>. В результате судебной реформы 1864 г. стало возможным создавать добровольные третейские суды.
--------------------------------
<*> Волков А.Ф. Торговые третейские суды. СПб., 1913. С. 810.
<**> Волков А.Ф. Биржевое право, биржевой суд и правила биржевой торговли. СПб., 1905. С. 3.
В первые годы советской власти, с установлением государственной монополии на внешнюю торговлю, национализацию акционерных обществ и частных компаний, необходимость в институте торговых арбитражных (третейских) судов на полтора десятилетия отпала. Возникающие торговые споры решались специально образуемыми на эти случаи арбитражными (третейскими) судами. И только учреждение в 1932 году в Москве Внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК) при Всесоюзной торговой палате позволило говорить о возрождении институционного арбитража в России. Комиссия была создана по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 июня 1932 г. <*> как новая форма советского третейского суда для разрешения споров, возникающих между иностранными фирмами и советскими хозяйственными организациями из сделок по внешней торговле, либо в связи с ними. Создание Внешнеторговой арбитражной комиссии преследовало цель освобождения советских хозяйственных и торговых организаций от третейского разбирательства почти всех гражданских дел за границей.
--------------------------------
<*> Сборник нормативных материалов по вопросам внешней торговли СССР. Вып. 1. М., 1970. С. 381 - 883.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1987 года "Об арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР" <*> ВТАК была переименована в Арбитражный суд.
--------------------------------
<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. Ст. 1079.
В связи с принятием Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О Международном коммерческом арбитраже" <*> в качестве правопреемника Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) выступает Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.
В чем же особенность третейского разбирательства и почему данная форма защиты широко используется во всем мире?
Третейский суд является одной из первых форм разрешения спора. Как писал русский цивилист А. Вицин, исторически суд посредников предшествовал суду общественной власти <*>. Гегель предлагал вменить сторонам в обязанность обращаться, до официального суда, к простому (третейскому, мировому) суду и попытаться прийти к соглашению <**>.
--------------------------------
<*> Вицин А. Третейский суд по русскому праву. Историко-догматическое рассуждение. М., 1856. С. 3.
<**> Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 259.
Принципы организации и деятельности третейского суда во многом совпадают с теми принципами, на которых осуществляется правосудие. Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть, что третейское разбирательство является формой частного правоприменения, не связанной с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства <*>.
--------------------------------
<*> Данное обстоятельство подчеркивают видные специалисты по третейским судам. См.: Виноградова Е.А. Третейский суд: Законодательство. Практика. Комментарии. М., 1997. С. 328.
Третейскими считаются негосударственные самодеятельные суды, избираемые самими участниками правоотношения для разрешения возникшего между ними спора <*>. Стороны спорного правоотношения могут обратиться к определенному специалисту или специалистам с просьбой разрешить спор между ними. В таком случае специалисты, разрешающие один конкретный спор, признаются третейским судом, созданным для одного случая. Такого рода третейские суды принято именовать изолированными или судами ad hoc. Но могут также учреждаться постоянно действующие третейские суды, которые действуют постоянно и рассматривают различные экономические споры по обращению к ним заинтересованных лиц. Такие третейские суды именуются институциональными (институционными) <**>.
--------------------------------
<*> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 2-е изд. М., 1997. С. 393.
<**> Особенностью постоянно действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет свое положение или устав, а также список арбитров, свои правила производства дел, т.е. свой регламент, например правила примирения Цюрихской Коммерческой палаты 1985 г.; Правила коммерческого примирения Американской Арбитражной Ассоциации 1992 г., Регламент Арбитражного института Торговой Палаты Стокгольма 1999 г., Регламент Лондонского суда международного арбитража 1999 г. и т.д.
В настоящее время можно классифицировать третейские суды по различным основаниям:
1) внутренние и международные;
2) суды общей и специальной компетенции;
3) суды постоянно действующие и суды ad hoc.
Деятельность разовых третейских судов, предназначенных для рассмотрения подведомственных судам общей юрисдикции споров с участием граждан, до принятия ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", была регламентирована Положением о третейском суде - приложение N 3 к Гражданско-процессуальному кодексу РСФСР 1964 года. Хотелось бы отметить, что постоянно действующих третейских судов для рассмотрения споров с участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в Российской Федерации нет.
По нашему мнению, создание постоянно действующих третейских судов для рассмотрения споров с участием граждан в определенной мере способствовало бы обеспечению дополнительных правовых гарантий защиты нарушенных прав граждан через негосударственный судебный орган. В то же время это позволило бы уменьшить количество гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Законодатель в рамках данного процесса пошел по пути введения в систему осуществления правосудия мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания и деятельности третейских судов для разрешения споров между участниками предпринимательской деятельности, до принятия ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", являлось Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3115-1 <*>. Согласно ст. 2 названного Положения постоянно действующие третейские суды могли учреждаться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее активно работали третейские суды при федеральной и региональных торгово-промышленных палатах, ассоциациях, финансово-промышленных группах и иных объединениях <**>.
--------------------------------
<*> Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1790.
<**> В 1992 году был создан Третейский суд ассоциации российских банков; с 1992 года действует биржевой арбитраж при Московской товарной бирже; в 1993 году был создан Третейский суд при Межбанковском финансовом доме, основной задачей которого является разрешение споров о невозврате краткосрочного межбанковского кредита, с 1995 года функционирует Третейский суд при Московском независимом институте международного права и т.п. На фондовом рынке России успешно функционирует третейский суд профессиональной ассоциации участников фондового рынка (ПАУФОР). В 2001 году для дальнейшего развития третейских судов Торгово-промышленной палатой РФ, МКАС при ТПП, юридическим факультетом МГУ и Московской государственной юридической академией было создано некоммерческое партнерство "Российский Центр содействия третейскому разбирательству".
В

Комментарии к законам »
Читайте также