Реализация коап рф

А. ВИНОКУРОВ
А. Винокуров, начальник отдела управления методического обеспечения Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
2002 г. примечателен вступлением в силу новых Уголовно - процессуального и Арбитражного процессуального кодексов РФ, а также Кодекса об административных правонарушениях. Каждый из этих документов - шаг вперед в правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Вместе с тем их принятие повлекло за собой разноплановые проблемы.
Так, применительно к КоАП РФ можно смело утверждать, что правоприменительный аппарат оказался не подготовленным надлежащим образом к практике осуществления административного преследования. Так, если КоАП РСФСР в своей последней редакции, помимо судов, возлагал полномочия по привлечению к административной ответственности виновных лиц на 44 органа (включая глав администраций районного и областного уровней), то новый Кодекс закрепляет такие функции только на федеральном уровне уже за 61 категорией органов. К этому следует добавить, что в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, рассматривают в пределах полномочий, установленных этими законами, помимо мировых судей:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Федерации;
- административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Федерации.
Таким образом, в поле зрения прокурора оказывается достаточно широкий круг органов и должностных лиц федерального, регионального и местного (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) уровней, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Правовой основой деятельности этих органов в первую очередь выступает КоАП РФ, который закрепляет исчерпывающий перечень видов административных наказаний, подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти, устанавливает единый порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе меры обеспечения производства по таким делам, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В ст. 1.3 Кодекса закреплено, что административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, наступает за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Действительно, нормы подавляющего большинства статей Особенной части КоАП РФ, подобно статьям УК РФ, могут быть реализованы только в строгой привязке к специальным нормативно - правовым актам, регулирующим, в том числе на подзаконном уровне, соответствующие общественные отношения. К примеру, С. Некрасов отмечает, что "для обеспечения со знанием дела надзора за законностью при осуществлении административного производства только органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей необходимо изучение двух десятков законов и подзаконных актов" <*>. В этой связи правовой основой деятельности органов административной юрисдикции при квалификации состава правонарушения, а также при совершении отдельных процессуально значимых действий будут являться и соответствующие их роду деятельности нормативно - правовые акты, к которым отсылают либо существование которых предполагают нормы КоАП РФ.
--------------------------------
<*> Некрасов С.В. Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением норм об административной ответственности. Юрист, 2000. N 10. C. 53.
Так, в одиннадцати статьях Кодекса содержатся прямые ссылки на постановления Правительства РФ, которыми должны устанавливаться отдельные правила поведения субъектов рассматриваемых общественных отношений. Например, Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и от 19 февраля 2002 г. N 117 "О порядке проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" корреспондируют примечанию к ст. 12.1 КоАП РФ. В свою очередь, на Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" и от 11 декабря 2002 г. N 883 "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" будут опираться в своей деятельности органы административной юрисдикции при исполнении требований п. 12 ст. 27.10 КоАП РФ.
Следует отметить, что на момент вступления в силу КоАП РФ не были приняты все необходимые правительственные акты, на которые в нем имеются прямые ссылки, что, безусловно, сказывается на реализации его положений. Достаточно сказать, что Правила медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов утверждены Правительством РФ лишь 26 декабря 2002 г. и вступили в силу в начале января 2003 г., т.е. спустя ровно полгода с начала применения КоАП РФ.
Статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" было предложено Президенту РФ и поручено Правительству РФ привести до 1 июля 2002 г. свои нормативно - правовые акты в соответствие с КоАП РФ. Это обстоятельство необходимо учитывать, поскольку в 90-е гг. главой государства и руководителем Правительства РФ принимались нормативно - правовые акты, устанавливающие подведомственность дел отдельным органам административной юрисдикции, а также размеры штрафов. К таким документам можно отнести Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и принятое в его развитие Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации". Названные и ряд других нормативных правовых актов к установленному законодателем сроку изменений не претерпели <*>.
--------------------------------
<*> Упомянутое Постановление Правительства РФ отменено лишь 19 ноября 2002 г.
В целях упорядочения деятельности органов административной юрисдикции федеральными органами исполнительной власти принимаются приказы, которыми регламентируется круг должностных лиц, наделенных властными полномочиями в рассматриваемой сфере.
Как показал анализ действующего законодательства, подавляющее большинство министерств и других федеральных органов исполнительной власти воздержались в преддверии вступления в силу КоАП РФ от издания новых либо внесения изменений и дополнений в старые документы, регламентирующие работу соответствующих органов административной юрисдикции. Очевидно, что этот вопрос должен быть разрешен в самое ближайшее время. Это тем более актуально, поскольку ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ обязывает федеральные органы исполнительной власти установить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а ч. 2 ст. 27.3 Кодекса содержит такое же требование в отношении перечня лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание.
Среди документов ведомственного уровня, принятых в целях реализации предоставленных Кодексом полномочий, следует назвать Приказы ФСФО России от 27 июня 2002 г. N 279 "Об организации работы ФСФО России по реализации Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Минюста России от 28 июня 2002 г. N 182 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", Минтранса РФ от 1 июля 2002 г. N 87 "Об организации работы органов Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации по реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <*> и ряд других.
--------------------------------
<*> Утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 21 октября 2002 г. N 134 "О реализации положений Кодекса РФ об административных правонарушениях".
Беглый анализ приведенных актов показывает, что эти органы по существу сорвали в части, их касающейся, реализацию норм КоАП РФ. Ведь согласно п. 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Таким образом, из названных выше в качестве примера трех нормативных правовых актов раньше других вступил в силу 22 июля 2002 г., т.е. спустя три недели с начала действия КоАП РФ, Приказ Министерства юстиции РФ.
Отсюда вывод о том, что механизм привлечения виновных к административной ответственности длительное время бездействовал. При этом необходимо учитывать, что факт оформления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами до официального вступления в силу приказов, подтверждающих их полномочия, свидетельствует о нарушении закона с их стороны. К слову, только два федеральных органа исполнительной власти - ГТК РФ и Федеральная архивная служба России - встретили 1 июля 2002 г. во всеоружии, утвердив перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Обращает на себя внимание, что наметилось недопустимое разнообразие в легитимации федеральными органами исполнительной власти соответствующих приказов. Так, на фоне обязательной процедуры регистрации таких нормативных правовых актов в Министерстве юстиции РФ и последующего опубликования в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", относящихся к официальным источникам опубликования документов, затрагивающих права и свободы граждан, Федеральная служба земельного кадастра России не зарегистрировала Приказ от 3 июля 2002 г. N П/283 "О мерах по реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и не опубликовала его официально, что позволяет говорить о нелегитимности такого документа и незаконности принимаемых на основании его решений.
Перед прокурорами также возникают проблемы конкретизации персоналий участников административного преследования нарушителей в соответствии с законами субъектов Федерации об административной ответственности за отдельные виды нарушений. Например, в ст. 6 Закона Москвы "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" закреплено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел или иными уполномоченными должностными лицами. Очевидно, что понятие должностного лица органа внутренних дел весьма расплывчатое и применение конкретных полномочий не терпит абстракции в терминологии. Здесь явно неприменим вступивший в силу с 15 сентября 2002 г. Приказ МВД России от 21 августа 2002 г. N 803 "О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание", поскольку его действие распространяется только на составы правонарушений, закрепленные в КоАП РФ.
Не менее серьезная ситуация сложилась к моменту вступления в силу КоАП РФ и с выполнением требований ст. 27.3 Кодекса, согласно которой уполномоченные должностные лица шести федеральных органов исполнительной власти (МВД, Минобороны, Минюста, ГТК, ФПС и ФСНП России), а также работники ведомственной охраны шестнадцати министерств и ведомств правомочны осуществлять административное задержание. Реально с 1 июля 2002 г. надлежащими полномочиями обладали сотрудники ГТК России на основании Приказа от 1 апреля 2002 г. N 295 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование". Что касается ведомственной охраны, то первым из федеральных органов исполнительной власти издало свой Приказ от 11 ноября 2002 г. N 51 МПС России.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что на фоне не прекращавшихся на протяжении длительного времени разговоров о проблемах, связанных с введением в действие УПК РФ, существенные упущения в правовом обеспечении, прежде всего на федеральном уровне, были допущены в отношении его "младшего помощника" - КоАП РФ. Думается, для правового государства такой подход к реализации механизма ответственности за совершение противоправных деяний абсолютно неприемлем.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2001 N 196-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
УКАЗ Президента РФ от 16.12.1993 N 2162
"ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ
ЗЕМЕЛЬ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ"
УКАЗ Президента РФ от 23.05.1996 N 763
"О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

Комментарии к законам »
Читайте также