ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОТДЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В.М. КОРЯКИН
В.М. Корякин, полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (ст. 1) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.
Важнейшим конституционным правом граждан России, включая военнослужащих, является право на отдых. Конституция Российской Федерации провозглашает: "Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск" (ч. 5 ст. 37).
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 106) определяет время отдыха как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (ст. 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанные положения трудового законодательства в полной мере распространяются на военнослужащих с учетом ряда особенностей, обусловленных их статусом. Реализация конституционного права военнослужащих на отдых является одной из важных задач государственной военно - социальной политики.
1. Общие положения реализации права
военнослужащих на отдых
Гарантии реализации права военнослужащих на отдых установлены ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым осуществляется детальное регулирование вопросов служебного времени и времени отдыха. Согласно указанному Федеральному закону общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, т.е. 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.
Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим регламентируется приложением N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. Согласно указанному нормативному правовому акту учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в специальном журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" (п. 3 ст. 11) отдельно оговорен порядок реализации права на отдых военнослужащих, привлекаемых к выполнению мероприятий (боевое дежурство, боевая служба, учения, походы кораблей и др.), которые, при необходимости, могут проводиться без ограничения обшей продолжительности еженедельного служебного времени. Исчерпывающий перечень таких мероприятий утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492.
Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Данным Положением установлено, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к этим мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по их окончании с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Помимо порядка предоставления ежедневного и ежемесячного отдыха, упомянутыми выше нормативными актами (Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Положением о порядке прохождения военной службы) подробно регламентируются продолжительность, виды и порядок предоставления военнослужащим отпусков - основного и дополнительных.
Виды и продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков и дополнительных суток отдыха зависят от продолжительности их военной службы, от характера выполняемых задач, а также других факторов, особое место среди которых занимает участие военнослужащих в боевых действиях, контртеррористических и миротворческих операциях, выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайного положения.
2. Особенности реализации права на отдых
военнослужащих, выполняющих задачи в условиях
чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах,
а также участвующих в миротворческих и
контртеррористических операциях
В российском законодательстве содержится весьма значительное число правовых норм, регулирующих особенности реализации права на отдых военнослужащих, выполняющих обязанности военной службы в особых условиях: при вооруженных конфликтах; в условиях чрезвычайного положения; при участии в контртеррористических и миротворческих операциях.
Проанализируем основные положения законодательства по данным вопросам (см. справку).
Отпуска военнослужащих, которым в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" присвоено звание "ветеран боевых действий".
Военнослужащим, являющимся ветеранами боевых действий, ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток (п. 5. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; подп. "а" п. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). Данный отпуск является дополнительным и в счет основного отпуска не засчитывается (п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; подп. "б" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы). Этот отпуск предоставляется по желанию военнослужащих в удобное для них время (подп. "б" п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы).
Отпуска военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан.
Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно (ст. 4 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г. N 4328-1; п. 3 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9).
Ранее автор статьи уже отмечал, что при предоставлении военнослужащим указанных выше дополнительных отпусков необходимо учитывать следующее <*>. Согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отпуска, установленные для военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются. Указанная правовая норма содержится и в п. 14 и в подп. "в" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы. Дополнительные отпуска, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, в местностях, где отсутствует режим чрезвычайного положения или вооруженного конфликта, в указанных нормативных правовых актах не упомянуты. В связи с этим вопрос, включаются ли указанные отпуска в счет основного отпуска, является спорным.
--------------------------------
<*> См.: Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 12.
Отпуска военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, проходящим военную службу по контракту, предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение (в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликта), не считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Данный отпуск в счет основного отпуска не засчитывается (ст. 4 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1; п. 12 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 14 и подп. "в" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы; п. 6 приложения N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9).
В соответствии с действующим законодательством к выполнению военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта относится:
выполнение задач по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия (Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280);
выполнение задач на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г. (Постановление Правительства Российской Федерации "О зонах вооруженных конфликтов" от 26 декабря 2001 г. N 896);
выполнение задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896).
Право на отдых военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях.
В многочисленных нормативных правовых актах, регулирующих предоставление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях, проводимых в Северо - Кавказском регионе Российской Федерации с августа 1999 г. по настоящее время, отсутствуют нормы об особенностях реализации права указанных военнослужащих на отдых, что, несомненно, следует отнести к числу существенных недостатков этого законодательства.
Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что право этих военнослужащих на дополнительный отдых должно реализовываться посредством применения правовых норм, изложенных в п. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 5 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы. Указанными актами установлено, что за каждые трое суток участия в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, военнослужащим предоставляются двое суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску. Следует отметить, что в Перечне таких мероприятий, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492, отсутствует прямое упоминание о контртеррористических операциях. Однако с учетом того, что п. 15 указанного Перечня к числу данных мероприятий относит выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством, есть все основания участие военнослужащих в контртеррористических мероприятиях считать составной частью данного Перечня.
Кроме того, п. 10 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы и п. 6 приложения N 2 к данному Положению установлено, что военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка,

Закон принят, но вопросы остались  »
Комментарии к законам »
Читайте также