Ратификация конвенции об уголовной ответственности за коррупцию потребует существенных корректив норм ук рф

ЗА КОРРУПЦИЮ ПОТРЕБУЕТ СУЩЕСТВЕННЫХ КОРРЕКТИВ НОРМ УК РФ
В. ЦЕПЕЛЕВ
В. Цепелев, начальник кафедры Академии управления МВД России, доктор юридических наук.
Мировое сообщество довольно давно пришло к выводу, что коррупции как распространенному социально - правовому негативному явлению можно успешно противодействовать только общими усилиями государств, их объединений, а также международных организаций. В этом состоит одно из важнейших положений уголовной политики в борьбе с коррупцией и составляющими ее коррупционными преступлениями. Причем данная политика разрабатывается и реализуется на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Результатом подобной деятельности является то, что к настоящему времени разработан и принят ряд международно - правовых документов, образующих в совокупности серьезную договорную основу совместной борьбы с коррупцией. На мировом уровне - это Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года (подписана Россией 12 декабря 2000 г., находится в стадии ратификации). Следует отметить, что коррупции и мерам борьбы с ней посвящены ст. ст. 8 и 9 Конвенции. В настоящее время рабочей группой, состоящей из представителей ряда государств, в развитие этих положений разрабатывается проект Конвенции ООН против коррупции.
На региональном уровне наибольший интерес для нас представляют европейские конвенции - об уголовной ответственности за коррупцию (подписана Россией 27 января 1999 г., находится в стадии ратификации) и о гражданско - правовой ответственности за коррупцию 1999 года (Россией не подписана). Модельное и научное значение для нашей страны и других стран Европы и Азии имеет Межамериканская конвенция против коррупции 1996 года, в которой достаточно подробно регламентированы многие вопросы борьбы с этим явлением. В рамках наиболее близкого для России Содружества Независимых Государств Межпарламентской Ассамблеей подготовлен и принят модельный закон "О борьбе с коррупцией" от 3 апреля 1999 г.
На национальном уровне также имеется ряд законов, посвященных борьбе с коррупцией (США, Великобритания, Италия, Франция, Украина и другие). В этих законах предусматривается широкий спектр правового, организационного, экономического и иного воздействия на коррупционные преступления и в целом на коррупцию. Напомню, что закон о борьбе с коррупцией в России до сих пор так и не принят.
Поскольку согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры признаются частью нашей правовой системы, в ожидании ее ратификации обратимся к содержанию подписанной Россией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и вытекающим из нее международным обязательствам. Следует отметить, что в Конвенции предусматривается четкая дифференциация мер, принимаемых на национальном уровне (разд. 2, ст. ст. 2 - 23), и мероприятий по осуществлению международного сотрудничества государств в борьбе с коррупцией (разд. 4, ст. ст. 25 - 36).
Так, на национальном уровне каждая Сторона - участница Конвенции обязуется принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных правонарушений в соответствии с ее внутренним правом следующие деяния: активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц, подкуп членов национальных государственных собраний, подкуп иностранных государственных должностных лиц, подкуп членов иностранных государственных собраний, активный и пассивный подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, действия или бездействие, касающиеся операций со счетами.
Помимо этого, в целях наиболее эффективной борьбы с перечисленными деяниями Стороны - участницы Конвенции обязуются внести соответствующие изменения в нормы внутреннего права, регламентирующие: соучастие в коррупции, уголовную юрисдикцию по таким делам, ответственность юридических лиц, санкции и иные меры воздействия, защиту сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей, меры по содействию сбору доказательств и конфискации доходов, специализацию органов и должностных лиц по борьбе с коррупцией, обеспечение сотрудничества правоохранительных органов внутри страны. Контроль за выполнением положений настоящей Конвенции возложен на Группу государств против коррупции (ГРЕКО).
На основании сравнения перечня названных мер, которые обязуются принять государства - участники Конвенции, и состояния действующего российского законодательства, предусматривающего некоторые меры борьбы с коррупцией, можно сделать вывод о том, что России после ратификации Конвенции предстоит значительная работа по внесению необходимых изменений и дополнений в уголовное и иное законодательство. При этом следует иметь в виду, что подобные меры, принятые во исполнение Федерального закона "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 28 мая 2001 г. и связанные, в частности, с изменением редакции ст. 174 и дополнением УК РФ ст. 174.1, по оценке многих специалистов, оказались явно недостаточными и малорезультативными. Ситуация в этой сфере может быть оценена известным афоризмом: "А воз и ныне там".
Нынешнее положение в сфере борьбы с коррупцией в России характеризует и то, что до сих пор не принят федеральный закон, посвященный государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников, оказывающих содействие правосудию. Законодательно не дано определение коррупции, не установлен круг коррупционных преступлений и не предусмотрены конкретные правовые и организационные меры борьбы с ними. Поскольку в определенной степени эти вопросы содержатся в ранее разработанном законопроекте "О борьбе с коррупцией", было бы весьма целесообразно уже сейчас внести в данный документ коррективы, учитывающие положения Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. В дальнейшем это поможет ускорить принятие подобного законопроекта и обеспечить своевременное внесение соответствующих изменений и дополнений в уголовное законодательство и законодательство иных отраслей права.
Относительно мероприятий, обеспечивающих международное сотрудничество государств в борьбе с коррупцией, Конвенция устанавливает общие меры и принципы в данной области, предусматривает взаимную помощь и выдачу (экстрадицию) по уголовным делам о коррупции, обмен информацией по инициативе Сторон, создание центрального органа для осуществления сотрудничества, порядок осуществления прямых контактов, получение информации о принимаемых по запросу мерах, а также о соотношении рассматриваемой Конвенции с другими конвенциями и соглашениями. Оговаривается и право любого государства в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или иного документа на заявление.
Достаточно подробное содержание Конвенции уголовной ответственности за коррупцию позволяет рассматривать ее как серьезную договорно - правовую основу для борьбы с коррупцией на национальном и международном региональном уровнях. Думается, ее ратификация Россией послужит своеобразным катализатором, ускоряющим приведение законодательства в соответствие с целями и задачами борьбы с коррупцией. Уже сейчас можно сказать, что для реализации положений Конвенции благоприятные предпосылки создает часть пятая УПК РФ, содержащая нормы о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. Нормы же действующего УК РФ потребуют, на мой взгляд, основательной "инвентаризации" на предмет их достаточности и результативности в борьбе с коррупцией. Вместе с тем ошибочным было бы рассчитывать на решение проблемы коррупции одними уголовно - правовыми средствами. Нынешнее качественное состояние этого явления для успешной борьбы с ним требует комплекса политического, экономического, идеологического, правового и организационного характера как на национальном уровне, так и в международном сотрудничестве. Ратификация Россией посвященных коррупции конвенций и соответствующие изменения во внутреннем законодательстве являются частью данного комплекса.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.05.2001 N 62-ФЗ
"О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ ОБ ОТМЫВАНИИ, ВЫЯВЛЕНИИ, ИЗЪЯТИИ И
КОНФИСКАЦИИ ДОХОДОВ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 25.04.2001)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1
"О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА БАНДИТИЗМ"
<МЕЖАМЕРИКАНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ>
(Заключена в г. Каракасе 29.03.1996)
"КОНВЕНЦИЯ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ" (ETS N 173)
(Заключена в г. Страсбурге 27.01.1999)
"КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИЮ"
(ETS N 174)
(Заключена в г. Страсбурге 04.11.1999)
"КОНВЕНЦИЯ ПРОТИВ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ"
(Принята 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании
55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
Российская юстиция, N 1, 2003

Экстремизм: сущность и способы противодействия  »
Комментарии к законам »
Читайте также