Определение таможенной стоимости как основы для исчисления таможенных платежей

КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
(КОММЕНТАРИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 10 декабря 2002 года
Т.Н. ТРОШКИНА
Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.
В данной статье мы остановимся как на рассмотрении порядка определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, так и на особенностях порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. Но мы будем рассматривать вопросы по определению таможенной стоимости именно как основы для исчисления таможенных платежей, так как существует еще несколько очень важных целей определения таможенной стоимости: например, для ведения внешнеэкономической и таможенной статистики, применения нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых (импортируемых) в Российскую Федерацию юридическими и физическими лицами с целью расчета таможенных платежей, - это очень сложный механизм, можно сказать, что это одна из самых сложных процедур таможенной практики. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, был утвержден Правительством Российской Федерации в Постановлении от 5 ноября 1992 года N 856. Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, и Инструкция по контролю заявленной таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, были утверждены Приказом ГТК России от 5 января 1994 года N 1 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации". Предписания Положения действуют в отношении всех лиц, которые декларируют товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, кроме физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей.
Таможенная стоимость может устанавливаться на основе документальных данных <*> (внешнеторговые контракты, счета-фактуры, консульские фактуры и т.д.), но также задача определения стоимости товаров в таможенных целях может быть возложена на таможенные органы (порядок определения будет зависеть от выбранного метода определения таможенной стоимости). Заявляемые таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой.
--------------------------------
<*> Представляемая информация, заявленная в качестве составляющей коммерческую тайну или конфиденциальной, может использоваться только в таможенных целях и не может разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. За разглашение коммерческой тайны работники таможенных органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
Выделяются следующие основные этапы процедуры декларирования таможенной стоимости:
1 этап. Декларант заявляет таможенную стоимость ввозимого товара и предоставляет необходимые документы и сведения для таможенного контроля. После этого таможенный орган принимает решение о правильности заявленной таможенной стоимости либо не соглашается с заявленной стоимостью.
2 этап. В случае принятия таможенным органом решения о правильности заявленной таможенной стоимости декларант уплачивает ввозную таможенную пошлину.
В том случае, если на первом этапе таможенный орган не соглашается с заявленной стоимостью, то декларант имеет право доказать достоверность и правильность представленных данных (при этом возможно получение товара в пользование под залог или гарантию уполномоченного банка) либо декларант письменно запрашивает таможенный орган о причинах несогласия.
3 этап. При предоставлении декларантом на 2 этапе доказательств достоверности и правильности предоставленных данных таможенный орган может согласиться с ними или же сам определяет таможенную стоимость декларируемого товара. Последнее может происходить в следующих ситуациях:
- не представлены доказательства, подтверждающие заявленную таможенную стоимость;
- отсутствуют данные, подтверждающие правильность определения декларантом таможенной стоимости;
- есть основания предполагать, что представленные декларантом сведения недостоверны и (или) недостаточны.
В случае поступления от декларанта в таможенный орган письменного запроса на 2 этапе ответ декларанту должен быть предоставлен в 3-месячный срок в виде письменного разъяснения причин несогласия таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью.
4 этап. В случае определения на 3 этапе таможенной стоимости таможенным органом декларант либо уплачивает насчитанную ввозную таможенную пошлину или может обжаловать решения таможенного органа в порядке, определенном Таможенным кодексом РФ.
Напоминаем, что направление декларантом письменного запроса таможенному органу в отношении произведенной этим органом таможенной оценки или обжалования принятого таможенным органом решения не освобождает декларанта от уплаты таможенных платежей в соответствии с произведенной таможенной оценкой.
Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения закреплены в разделе IV (статьи 18 - 24) Закона Российской Федерации N 5003-1 от 21 мая 1993 года "О таможенном тарифе".
Вообще от выбора метода определения таможенной стоимости зависит не только, как будет определяться таможенная стоимость, но и то, как может меняться сама величина таможенной стоимости и, как следствие, величина таможенной пошлины. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова же будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции. Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты.
Российское законодательство заимствовало методы определения таможенной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) вычитания стоимости;
5) сложения стоимости;
6) резервный метод.
Мы сказали, что перечисленные методы должны применяться в заданном порядке, говоря так, мы имели в виду следующую схему их применения - основным методом является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. А в случае если основной метод не может быть использован, применяется один из перечисленных выше методов, при этом каждый последующий метод таможенной оценки применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода <*>.
--------------------------------
<*> Методы вычитания и сложения стоимости (методы 4 и 5) могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1) применяется в отношении определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи, имеющими стоимостную основу (когда расчеты за купленный товар производятся посредством денежных платежей). Форма расчетов (инкассо, банковский перевод, аккредитив) принципиального значения не имеет. Отсутствие платежных документов на момент таможенного оформления не может служить причиной отказа от применения метода 1 и перехода к последующим методам. Если заявляемая декларантом и фигурирующая в счете-фактуре таможенная стоимость не признается таможенным органом без ее подтверждения платежными документами, то в этом случае может быть использован механизм условного выпуска товаров.
В целях упрощения и унификации таможенной оценки применение метода 1 допускается при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по условно-стоимостным сделкам (то есть сделкам, по которым нет реального движения денежных средств). К такого рода сделкам могут быть отнесены сделки мены (товарообменные операции, среди которых бартерные и компенсационные поставки), поставки в счет гарантии и безвозмездные поставки в форме дара в том случае, если в соответствующих документах - контракте (договоре, соглашении), счете-проформе, таможенной декларации страны вывоза имеется стоимостная оценка каждого из товаров, поставляемых в рамках подобной операции (при условии обязательного выполнения общих требований по применению метода 1). В то же время по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации по договорам комиссии или консигнации, данный метод не должен применяться, так как в этом случае имеет место не купля-продажа товара, а только оказание услуг по его реализации.
Заметим, что метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен и в тех случаях, когда возможна стоимостная оценка (с необходимыми обоснованиями и документальным подтверждением) ограничений и условий, повлиявших на цену сделки (п. 1.6 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; приложение 1 к Приказу ГТК России от 05.01.94 N 1).
Для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами необходимо отсутствие ограничений в отношении прав импортера на оцениваемый товар. Однако метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен при наличии одного из следующих ограничений:
- ограничения, установленные российским законодательством (например, ограничения в отношении круга лиц, имеющих право импортировать определенные товары, в частности радиоактивные, отравляющие вещества, наркотические средства и др.);
- ограничения, существенно не влияющие на цену товара (если заявляется о наличии ограничения, значительно повлиявшего на цену, и документально устанавливается количественное изменение цены в результате этого ограничения, сохраняется возможность применения метода 1. Если же количественное влияние на цену определить и документально подтвердить не удается, необходимо перейти к другим методам таможенной оценки);
- ограничения географического региона, в котором товары могут быть перепроданы (например, экспортер предоставляет посреднику право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока. Задача посредника состоит в содействии продвижению товара от экспортера к конечному потребителю на определенной территории, при необходимости оно включает организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение покупателей запасными частями и т.д. При этом торговец должен соблюдать интересы экспортера и при продаже придерживаться определенных условий (ограничений), установленных договором о предоставлении права на продажу. В соответствии со статьей 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" территориальные ограничения в отношении перепродажи товаров не лишают декларанта права применять метод по цене сделки с ввозимым товаром).
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, если продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено. Например, продавец устанавливает в контракте цену импортируемых товаров с условием, что покупатель закупит у него определенное количество другого товара (поставляется картофель на 1500 ЕВРО, но при этом поставщик ставит условие, что импортер должен дополнительно купить у него морковь, стоимость которой неизвестна).
Не может быть использован рассматриваемый метод и если участники сделки являются взаимозависимыми лицами. Закон РФ "О таможенном тарифе" определяет взаимозависимость участников сделки примерно так же, как в Соглашении 1979 года о порядке применения статьи VII ГАТТ. Участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми, если они отвечают хотя бы одному из перечисленных признаков:
- один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
- участники сделки являются совладельцами организации;
- участники сделки связаны трудовыми отношениями;
- один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
- оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
- участники сделки совместно контролируют (непосредственно или косвенно) третье лицо;
- один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника;
- участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
В практике работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации взаимозависимыми лицами, имеют место случаи некорректной трактовки положений Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", касающихся понимания определения о взаимозависимости участников сделки. Это приводит к необоснованным отказам от применения рассматриваемого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров. И для обоснованности решений таможенных органов в отношении заявляемой декларантом таможенной стоимости товаров при наличии взаимозависимости между продавцом и покупателем ГТК России издал Методические рекомендации по контролю таможенной стоимости товаров, перемещаемых взаимозависимыми лицами, которые были доведены письмом от 23 июля 2001 года N 01-06/28840.
Для определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами декларант должен доказать, что стоимость товаров при сделке между взаимозависимыми

Договор ответственного хранения в практике хозяйственных отношений  »
Комментарии к законам »
Читайте также