Дисциплинарный арест военнослужащего возможен лишь по решению суда

ВОЗМОЖЕН ЛИШЬ ПО РЕШЕНИЮ СУДА
С. ТИХОМИРОВ
С. Тихомиров, кандидат юридических наук (г. Москва).
Указом Президента РФ от 30 июня 2002 г. "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" с 1 июля 2002 г. внесен ряд изменений в Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб.
В Дисциплинарный устав внесены изменения, исключившие такой вид дисциплинарных взысканий, как арест военнослужащих с содержанием на гауптвахте, налагаемый командиром (начальником).
В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ определяется, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом п. 6 раздела второго Конституции РФ устанавливалось, что прежний порядок ареста (в том числе и дисциплинарного), содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, до приведения уголовно - процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется. Временный характер сохранения указанного порядка ареста военнослужащих с содержанием на гауптвахте в качестве дисциплинарного взыскания был подтвержден Федеральным законом от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. по делу о проверке конституционности ст. ст. 90, 96, 122 и 216 УПК РСФСР определено, что положения названных статей, а также все иные нормативные правовые положения, допускающие задержание до судебного решения на срок свыше 48 часов, а также арест и содержание под стражей без судебного решения, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению.
Итак, с 1 июля 2002 г. военнослужащий может быть арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению. Основания и порядок такого ареста должны быть определены федеральным законом. В связи с этим п. 3 Указа Президента РФ от 30 июня 2002 г. Правительству РФ поручено в 3-месячный срок представить Президенту РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих применение к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте.
До вступления в силу этих актов военнослужащие не могут быть арестованы в дисциплинарном порядке и помещены для отбывания дисциплинарного ареста на гауптвахту. При этом необходимо отметить, что положения Устава гарнизонной и караульной служб, определяющие порядок исполнения дисциплинарного ареста и содержания на гауптвахтах арестованных в дисциплинарном порядке, фактически утрачивают силу и не применяются. Однако сами гауптвахты продолжают функционирование, и на них продолжают содержаться следующие категории военнослужащих: задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу; являющиеся подсудимыми - до окончания рассмотрения уголовного дела в суде; осужденные военным судом с направлением в дисциплинарный батальон - до вступления приговора в законную силу; осужденные военным судом к лишению свободы - до получения копии приговора; осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте; задержанные за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения - не более 1 суток.
Следует отметить, что Указом Президента РФ от 30 июня 2002 г. в Устав гарнизонной и караульной служб внесены изменения, направленные на приведение положений этого Устава в соответствие с вступившим в силу с 1 июля 2002 г. УПК РФ, согласно которым лицо может быть задержано до судебного решения только на срок до 48 часов и заключено под стражу только по судебному решению. Так, в ст. 27 Устава внесено изменение, в соответствии с которым военнослужащий может быть задержан военным комендантом гарнизона для выяснения личности на срок только до 48 часов.
В соответствии с положениями нового УПК внесено изменение и в ст. 28 Устава гарнизонной и караульной служб. Ее новая редакция определяет, что военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, могут содержаться на гауптвахте не более 48 часов с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте еще не более 72 часов с момента принятия судом такого решения.
Внесены изменения и в приложение 14 к Уставу гарнизонной и караульной служб "О гауптвахте". Так, в настоящее время на гауптвахте могут содержаться военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, - не более 48 часов с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте еще не более 72 часов с момента принятия судом такого решения; в исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток.
Военнослужащие, задержанные органом дознания, следователем или прокурором, направляются на гауптвахту с протоколом задержания, военнослужащие, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - с постановлением судьи.
В приложении 14 получило закрепление и положение о том, что если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник гауптвахты уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.1998 N 54-ФЗ
"О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД
И ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ"
(принят ГД ФС РФ 20.02.1998)
"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
УКАЗ Президента РФ от 30.06.2002 N 671
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140)
"УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 N 2140)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 14.03.2002 N 6-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 90, 96, 122 И 216
УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ
ГРАЖДАН С.С. МАЛЕНКИНА, Р.Н. МАРТЫНОВА И С.В. ПУСТОВАЛОВА"
Российская юстиция, N 12, 2002

Источник повышенной опасности и его виды  »
Комментарии к законам »
Читайте также