Бесплатные медицинские услуги как форма возмездных отношений

КАК ФОРМА ВОЗМЕЗДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Е. КОЗЬМИНЫХ
Е. Козьминых, кандидат медицинских наук, юрист (г. Пермь).
Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями) предоставляют гражданам широкий спектр охраняемых законом прав и свобод, связанных с реализацией услуг по возмездному договору. Одной из важнейших норм здесь является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков услуги независимо от вины исполнителя (ст. 1095 ГК). Из этой нормы вытекает также очень важное процессуальное правило: для возмещения ущерба в таких случаях не требуется доказывания вины причинителя вреда. Более того, даже если исполнитель услуги докажет свою невиновность, то и в этом случае он будет нести обязанность возместить потребителю убытки.
В сфере обычных бытовых услуг, где сам гражданин вносит деньги в кассу исполнителя (например, в прачечной или в телеателье), возмездный характер этих отношений ни у кого не вызывает сомнений. В таких случаях суды без колебаний применяют Закон "О защите прав потребителей", что обеспечивает максимальную правовую защиту пострадавшему. Но в сфере государственного и муниципального здравоохранения, где оплата за пациента обычно проводится через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), возмездность оказания таких медицинских услуг не столь очевидна. Ввиду этого при рассмотрении "врачебных" дел суды по-разному толкуют указанные нормы ГК и Закона "О защите прав потребителей", не всегда применяют их в целях защиты пострадавшего пациента, что неоправданно снижает степень правовой защищенности граждан в отношениях с монопольной системой здравоохранения.
К сожалению, в ГК и в названном Законе пока отсутствует ключевое положение о том, что медицинские услуги, оказываемые в государственных и муниципальных учреждениях на официальной основе, пусть даже бесплатно для самих граждан, являются вариантом возмездного договора и на них распространяются нормы ГК и Закона "О защите прав потребителей".
Между тем Конституция РФ и гражданское законодательство содержат однозначное, совершенно определенное указание на возмездный характер таких отношений. Правда, оно представлено в разрозненном виде, поэтому для доказывания данного тезиса требуется применение сложного юридического инструментария.
В ст. 41 Конституции РФ записано: "Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Следовательно, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения уже не является безвозмездной. По смыслу ст. 1095 ГК, эта статья должна применяться в случаях оказания услуг в потребительских целях. Согласно легальной трактовке, содержащейся в преамбуле Закона "О защите прав потребителей", потребителем считается "гражданин, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности"; исполнителем же считается "организация... оказывающая услуги потребителям по возмездному договору".
Следовательно, "услуга, оказанная в потребительских целях", должна отвечать четырем критериям: являться собственно "услугой"; оказываться гражданину (а не юридическому лицу); использоваться для личных нужд гражданина; должна быть оказана исполнителем по возмездному договору.
Проведем правовой анализ медицинской услуги на предмет ее соответствия критериям, содержащимся в Законе "О защите прав потребителей".
Гражданский кодекс однозначно трактует медицинскую деятельность как оказание услуг (ст. 779 ГК).
Согласно "Общероссийскому классификатору услуг населению", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г., медицинская деятельность отнесена к разряду "услуги" (разд. 08 "медицинские услуги"), включая, в частности, постановку диагноза, консультации и лечение врачами - специалистами, услуги скорой медицинской помощи и т.д.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 22 декабря 1998 г. "О введении классификатора "Простые медицинские услуги" "медицинская услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость".
Приказ Минздрава РФ от 22.12.1998 N 374 "О введении классификатора "Простые медицинские услуги" утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги". Таким образом, любая медицинская деятельность в юридическом смысле является именно "услугой", а не чем-либо иным, например искусством, как ошибочно полагают многие медики старшего поколения.
По направленности воздействия медицинские услуги оказываются всегда для физического лица, всегда для удовлетворения его личных нужд. Можно ли представить, что какие-либо медицинские услуги оказываются для дальнейшего извлечения прибыли пациентом? Теоретически в этом смысле так можно расценивать "косметологические услуги", оказываемые представителям модельного бизнеса в целях максимального извлечения прибыли за счет результатов этих услуг. Однако разделить личные и "коммерческие" цели подобного медицинского вмешательства не представляется возможным. Следовательно, любую медицинскую услугу следует считать как оказываемую гражданину для удовлетворения его личных нужд.
Теперь о возмездности договора по оказанию медицинских услуг.
В п. 2 ст. 779 ГК ("Договор возмездного оказания услуг") содержится перечень видов услуг, в котором на втором месте указаны медицинские услуги, без разделения их на "платные" и "бесплатные". Совершенно очевидно, что при формировании данной статьи законодателю должно было быть известно, что в России существуют как платные, так и бесплатные медицинские услуги. Однако, не разделяя их в тексте этой статьи ГК, законодатель тем самым как бы презюмирует, что любые медицинские услуги оказываются по возмездному договору, тем более что специальные законы не содержат на этот счет каких-либо изъятий.
Исходя из общих принципов гражданского права в России законодательно также закреплена презумпция возмездности любого гражданско - правового договора (п. 3 ст. 423 ГК): "Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное". Здесь же, в п. 1, содержится определение возмездного договора: "Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным". При этом в тексте статьи не содержится указания, что для признания договора возмездным оплата должна производиться именно потребителем. Следовательно, нормой ст. 423 ГК допускается, что по возмездному договору услуги могут быть оплачены как непосредственно потребителем, так и из других источников - важно, чтобы эта оплата была получена исполнителем за выполнение своих обязанностей.
В системе здравоохранения стороной, которая должна получить плату за исполнение своих обязанностей, выступает медицинское учреждение. Исходя из сущности своей профессиональной деятельности медицинские работники всегда выполняют трудовые обязанности за заранее установленное вознаграждение, а медицинские учреждения получают заранее установленное финансирование из фондов обязательного медицинского страхования, бюджетов различных уровней и других не запрещенных законом источников. В частности, правилами ОМС предусмотрена оплата больницам за оказанные услуги по реестрам застрахованных - с указанием фамилий пациентов и конкретных сумм в рублях, подлежащих оплате за каждого пролеченного больного.
Таким образом, даже при так называемой "бесплатной" медицинской помощи эти услуги всегда оплачиваются исполнителю из других известных источников. Такая форма оплаты предусмотрена ст. 430 ГК ("Договор в пользу третьего лица"), согласно которой "должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу". В данном случае "должником" выступает медицинское учреждение; "кредитором" - плательщики за медицинские услуги: фонды обязательного медицинского страхования, бюджеты различных уровней; "третьим лицом" - пациент - потребитель медицинских услуг, в отношении которого медицинские учреждения обязаны оказывать медицинскую помощь за счет средств кредитора.
Исходя из изложенного, оказание "бесплатной" медицинской помощи на официальной основе является в России вариантом договора возмездного оказания услуг в пользу третьего лица. Поэтому легальная медицинская деятельность, независимо от источника финансирования, а проще говоря, от платности или "бесплатности" для самого пациента, подлежит регулированию Законом "О защите прав потребителей" и соответствующими нормами ГК, в первую очередь нормами ст. 1095.
Несмотря на предельную ясность и максимальную определенность правовых норм ГК, обоснованно относящих любую медицинскую деятельность к возмездным услугам, суды порой расценивают работу государственных и муниципальных учреждений здравоохранения как "благотворительные мероприятия" или как неофициальную помощь "по знакомству", как это делается, например, между соседями по даче...
Для юристов, практикующих в области медицинского права, не вызывает сомнений возмездный характер любых медицинских услуг, оказанных пациенту на официальной основе, а значит, относящихся к разряду потребительских (возмездных) услуг. При этом не имеет значения, кто именно заплатил за оказанную медицинскую помощь: сам пациент либо его родственники, страховая компания, бюджет, спонсор и т.п. Каждый гражданин согласно закону должен получить медицинскую услугу, соответствующую современным требованиям к ее качеству, эффективности и безопасности. Именно для этого в течение всей жизни он платит свои налоги на так называемое "бесплатное" здравоохранение.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 07.02.1992 N 2300-1
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ" ОК 002-93 (ОКУН)
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163)
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 22.12.1998 N 374
"О ВВЕДЕНИИ КЛАССИФИКАТОРА "ПРОСТЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ"
(вместе с "ОТРАСЛЕВЫМ КЛАССИФИКАТОРОМ "ПРОСТЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ
УСЛУГИ". ОК ПМУ 91500.09.0001-1998")
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕВОГО КЛАССИФИКАТОРА "ПРОСТЫЕ
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ"
(вместе с "ОТРАСЛЕВЫМ КЛАССИФИКАТОРОМ "ПРОСТЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ
УСЛУГИ". ОК ПМУ 91500.09.0001-2001")
Российская юстиция, N 12, 2002

Субъектный состав соглашений об уплате алиментов  »
Комментарии к законам »
Читайте также