Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по новому коап российской федерации

ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НОВОМУ КОАП
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Г. ТАТАРЯН
Татарян В.Г., д.ю.н., профессор, начальник кафедры конституционного и административного права и процесса Академии налоговой полиции ФСНП России.
20 декабря 2001 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 26 декабря того же года он был одобрен Советом Федерации, 30 декабря того же года был подписан Президентом Российской Федерации и согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вводится в действие с 1 июля 2002 г. Одновременно утрачивают силу Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и многие другие нормативно-правовые акты СССР, РСФСР и РФ.
С принятием нового Кодекса, регламентирующего многие вопросы административной ответственности с иных концептуальных позиций, чем действовавший с середины 80-х КоАП РСФСР, у правонарушителя (как, впрочем, и у простого обывателя) возникла потребность уяснить положения многих правовых новелл. Поскольку соответствующие научно-практические комментарии КоАП Российской Федерации в настоящее время еще находятся в стадии написания, постольку мы сочли весьма актуальным и целесообразным представить на суд заинтересованного читателя авторский научно-практический комментарий статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности.
Итак, вышеназванная статья состоит из шести частей, каждая из которых содержит в отличие от ст. 169 КоАП РСФСР самостоятельный состав административного деликта в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью, являющейся составной частью общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября и 27 декабря 2000 г., 6 августа и 30 декабря 2001 г., понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожаром признается неконтролируемое горение, причиняющее ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам граждан и государства.
В перечне противопожарной терминологии, закрепленной в Федеральном законе "О пожарной безопасности", мы также встречаем и иные понятия и определения, с помощью которых осуществляется правовое регулирование в области пожарной безопасности. Так, в частности, в нем даны определения таких понятий и терминов, как "требования пожарной безопасности", "нарушение требований пожарной безопасности", "противопожарный режим", "меры пожарной безопасности", "пожарная охрана", "пожарно-техническая продукция", "сертификация", "пожарная охрана", "нормативное регулирование в области пожарной безопасности" и некоторые другие.
Разъяснение иных понятий и терминов, применяемых в области пожарной безопасности, приводится в других нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ. Так, в Положении о Государственной противопожарной службе, утвержденном Постановлением Совета Министров от 23 августа 1993 г. N 849 (с изменениями от 26 июня 1995 г. и 12 марта 1996 г.), дается определение понятия "Государственный пожарный надзор", под которым понимается специальный вид государственной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделениями Государственной противопожарной службы.
Законами "О пожарной безопасности", принятыми в субъектах РФ, также в правовой оборот введен ряд законодательных понятий и терминов, регулирующих вопросы пожарной безопасности, но не получивших свое закрепление в Федеральном законе "О пожарной безопасности" и других федеральных нормативных правовых актах. Так, в Законе города Москвы от 18 декабря 1996 г. N 34 "О пожарной безопасности" (с изменениями от 21 февраля 2001 г.) даны определения понятий "опасные факторы пожара", "пожароугрожаемое состояние", "объект" и др.
В Законе Московской области от 11 августа 1999 г. N 60/99-03 "О пожарной безопасности на территории Московской области" дополнительно также разъясняются понятия "особый противопожарный режим на территории Московской области", "организационная основа обеспечения пожарной безопасности" и некоторые другие.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в настоящее время представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Под нормативным регулированием в области пожарной безопасности понимается установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности", относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Нормативные документы по стандартизации, принимаемые Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС РФ.
Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.
Субъекты Российской Федерации также вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности при условии, что последние не будут снижать требования пожарной безопасности, установленные федеральными нормативными документами.
Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
В настоящее время на всей территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ-01-93. Данные Правила пожарной безопасности были зарегистрированы в Минюсте РФ 27 декабря 1993 г., регистрационный N 445, и введены в действие с 31 января 1994 г. Приказом МВД РФ от 14 декабря 1993 г. N 536. В последующие годы в них Приказами МВД РФ вносились некоторые изменения и дополнения, в том числе от 25 июля 1995 г., 10 декабря 1997 г. и 20 октября 1999 г. Вышеназванный нормативный правовой акт устанавливает требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также их объединениями.
При обеспечении пожарной безопасности наряду с данными Правилами следует также руководствоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, отраслевыми и региональными правилами пожарной безопасности и другими, утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
Сущность вышеназванных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности состоит в том, что в них устанавливаются научно обоснованные, соответствующие современному техническому уровню требования пожарной безопасности, которые направлены на предотвращение воздействия опасных факторов пожара на жизнь и здоровье людей, собственность, а также нормальную деятельность предприятий и учреждений вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.
Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к организации технологических процессов, режиму работы и безопасности эксплуатации оборудования на предприятиях и в учреждениях, а также в жилом секторе.
Место правил, норм и стандартов, обеспечивающих пожарную безопасность, в системе действующего законодательства определяется тем, что они, подкрепляясь правовыми санкциями (административными наказаниями в виде предупреждения или административного штрафа), стоят в ряду тех нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства. Данные акты способствуют обеспечению общественной безопасности, сохранению жизни и здоровья людей, собственности физических и юридических лиц.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Как непосредственный объект административного нарушения требований пожарной безопасности она представляет собой совокупность общественных отношений по предотвращению пожаров и воздействия их опасных факторов на людей, материальные ценности и нормальную деятельность различных объектов.
Субъектом данного правонарушения могут выступать как физические лица, так и юридические лица.
Среди физических лиц субъектом ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса могут быть граждане или должностные лица. Граждане, чтобы стать субъектом ответственности, должны достигнуть 16-летнего возраста на момент совершения правонарушения. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России.
Согласно ч. 1 ст. 2.5 Кодекса военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное по месту службы, несут в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Так, например, сотрудники органов внутренних дел за совершение проступка, ответственность за который предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 2288).
Однако если все вышеперечисленные категории лиц, на которых по общему правилу распространяется действие Дисциплинарных уставов и Положений о прохождении службы, совершают нарушения требований пожарной безопасности вне места службы, то они несут административную ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может быть применено административное наказание в виде административного штрафа.
А поскольку санкция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса в качестве административных наказаний предусматривает лишь два альтернативных вида наказания: вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ, то можно констатировать, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, можно будет применить лишь самое мягкое административное наказание - предупреждение.
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности приказом по предприятию или организации, ответственные квартиросъемщики или арендаторы квартир (комнат) в домах государственного, муниципального или ведомственного жилищного фонда, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Должностные лица несут административную ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в тех случаях, когда они своими действиями (бездействием), в том числе и в случаях дачи неправомерных распоряжений подчиненным по службе лицам, а также в тех случаях, когда они, являясь руководителями различных звеньев управленческого аппарата, не осуществляли систематического контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, рабочими и служащими вверенного им предприятия, учреждения, цеха, лаборатории и т.п.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, может быть также и юридическое лицо, на которое может быть наложен административный штраф в размере от 100 до 200 МРОТ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами, правилами.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса носит бланкетный характер. Такое ее построение вызвано необходимостью обеспечения сочетания стабильности административно-деликтного законодательства и динамизма охраняемых им общественных отношений, а также, что немаловажно, практической невозможностью включить в Кодекс все положения из многочисленного перечня противопожарных нормативных правовых актов (ГОСТов, Правил пожарной безопасности, Строительных норм и правил, отраслевых и региональных правил пожарной безопасности и т.д.).
Правила, нормы, стандарты призваны обеспечить пожарную безопасность различных объектов, существуют самостоятельно, поскольку возникают, развиваются или отменяются независимо от ст. 20.4 нового Кодекса (либо от ранее действовавшей ст. 169 КоАП РСФСР, просуществовавшей в последней редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1988 г. более десяти лет). К тому же следует отметить, что принятие правил пожарной безопасности (в широком смысле слова) было вызвано не задачей разъяснения положений ст. 20.4 Кодекса РФ или ранее ст. 169 КоАП РСФСР, а необходимостью урегулировать нормальную, безопасную в пожарном отношении деятельность в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д. Поэтому именно наличие правовых норм, определяющих рамки безопасной деятельности граждан, должностных лиц, а также юридических лиц, позволило законодателю при установлении административно-правового запрета ссылаться на данные правила, нормы и стандарты пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности, по нашему мнению, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих противопожарным правовым нормам, либо пассивное невыполнение требований пожарной безопасности.
Эти нарушения могут выражаться как в виде общественно опасного действия, так и в виде общественно опасного бездействия. Последний вид нарушения

Правовой механизм регулирования коммерчески значимой информации в торговом обороте  »
Комментарии к законам »
Читайте также