Производство в суде надзорной инстанции: вопросов больше, чем ответов

ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ
Н.Н. КОВТУН, А.С. ПОДШИБЯКИН
Ковтун Н.Н., кандидат юридических наук, доцент.
Подшибякин А.С., доктор юридических наук, профессор.
Исследуя нормативное регулирование производства в надзорной инстанции в нормах нового УПК РФ <*>, можно, как представляется, прийти к выводу о том, что в целом ряде моментов законодатель пересмотрел свое отношение к сущности и содержанию названной стадии и ее месту в системе положений и норм российского уголовного судопроизводства <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и далее автор имеет в виду УПК РФ, принятый 20 июня 2001 г. в решающем втором чтении Государственной Думой РФ.
<**> Сущность и практика применения норм надзорного производства по правилам УПК РСФСР (1960 г.) практически не исследуются нами, поскольку круг проблем и вопросов данного производства, в т.ч. и в плане оптимизации данного порядка проверки судебных решений, достаточно изучены в теории российского уголовно-процессуального права. См.: Перлов И.Д. Надзорное производство в уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1974. С. 256.
Более того, в отдельных моментах изменения столь кардинальны, что уже позволяют поставить под сомнение сам исключительный характер надзорного производства <*>. Отказываясь буквально в первой же норме гл. 48 УПК РФ от специальных субъектов внесения надзорного протеста и самого протеста как единственно легитимного повода к надзорному пересмотру дела (ст. 371 УПК РСФСР), законодатель, казалось бы, вводит в данный процессуальный порядок (апелляционно-кассационный) начало широкой свободы обжалования судебных решений, т.к. в соответствии со ст. 402 УПК РФ ходатайство о начале надзорного пересмотра, именуемое соответственно надзорной жалобой или надзорным представлением прокурора, вправе подать как осужденный, так и оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор <**>. Однако на деле широкой свободы обжалования и соответственно "автоматического" пересмотра дела в надзорной инстанции в силу одного лишь факта внесения подобного ходатайства не получается.
--------------------------------
<*> Отдельные попытки оспорить исключительный характер стадии надзорного производства (И.Д. Перлов), как известно, не нашли поддержки в юридической литературе. Поэтому тезис об исключительности названной стадии (и производства), полагаем, можно считать общепризнанным. См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С. 10 - 14 и др.
<**> Среди субъектов внесения жалобы необоснованно не указаны: гражданский истец, гражданский ответчик, лицо, в отношении которого дело прекращено нижестоящим судом, частный обвинитель, также правомочные к защите своих нарушенных прав. Поэтому единственным средством к судебной защите своих нарушенных интересов для данных лиц является надзорное представление прокурора, внесенное в их интересах.
Во-первых, в отличие от УПК РСФСР (1960 г.), где поводом к началу надзорного производства служили жалобы практически неограниченного круга заинтересованных лиц, предприятий, учреждений, организаций <*>, в нормах нового УПК законодатель строго ограничивает субъектов, правомочных к внесению названного ходатайства.
--------------------------------
<*> Говоря о том, что жалобы граждан и т.п. служили достаточным поводом к началу надзорного производства, мы исходим из того, что по УПК РСФСР деятельность прокурора по рассмотрению данной жалобы и истребованию дела объективно включалась в систему надзорного производства. См.: Грун А.Я. Пересмотр приговоров в порядке судебного надзора. М., 1969. С. 10; Кац С.Ю. Возбуждение производства в порядке надзора по гражданским делам. М., 1965. С. 10; Перлов И.Д. Указ. соч. С. 23 - 24, 172.
Во-вторых, на смену предварительному контролю прокурора (председателя суда), изучающему вопрос о необходимости внесения надзорного протеста (ст. 375 УПК РСФСР), в нормах нового УПК РФ нормативно закреплен предварительный контроль суда (судьи), имеющий целью установить наличие достаточных фактических и правовых оснований для возбуждения (собственно) надзорного производства или отказа в этом (п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ).
В-третьих, предъявляя к названным жалобам те же (формально определенные) требования, что и к кассационному отзыву (ст. 375, ч. 1 ст. 404 УПК РФ), законодатель прямо указывает на то, что ходатайство о возбуждении надзорного производства не может быть голословным и требует приведения как конкретных нарушений закона, так и основания к отмене (изменению) приговора.
Поэтому ценность введенного процедурного правила (ст. 402 УПК РФ) прежде всего заключается в том, что законодатель довольно изящно и на самом высоком (законодательном) уровне решает комплекс достаточно дискуссионных доктринальных проблем, длительное время обсуждавшихся исследователями надзорного производства. Исходя из новой роли суда в государстве и обществе, законодатель прежде всего устранил право судебных органов (председателей соответствующих судов; ст. 371 УПК РСФСР) на принесение надзорного протеста <*> как в принципе несовместимое с конституционной задачей суда выступать беспристрастным арбитром в споре двух равноправных сторон.
--------------------------------
<*> Эти предложения неоднократно высказывались в ходе научной дискуссии, посвященной проблемам надзорного производства. См., например: Хвостов А. Не следует ли изменить порядок опротестования решений и приговоров, вступивших в законную силу // Соц. законность. 1963. N 1. С. 21; Цыпкин А.Л. Право на защиту в кассационном и надзорном производстве и при исполнении приговора. Саратов, 1965. С. 83 - 85; и др.
Прав законодатель и в том, что, принимая во внимание конституционное положение о равенстве прав сторон в уголовном процессе (ч. 3 ст. 123 Конституции), уравнял их права в плане обжалования судебных решений, вступивших в законную силу. Представление прокурора о начале надзорного производства, равное по своим юридическим свойствам ходатайствам остальных участников судебного разбирательства, управомоченных к подаче (надзорной) жалобы (ч. 1 ст. 402 УПК РФ), больше не освящено особой силой надзорного протеста и оценивается судом наряду с другими внесенными ходатайствами.
Важно и то, что уже не в доктринальных позициях, а в норме закона (ч. 5 ст. 408 УПК РФ) законодатель признает, что указанное ходатайство является лишь поводом к началу надзорного пересмотра, причем не влекущим обязательного возбуждения надзорного производства. Правда, в контексте ч. 1 и ч. 2 ст. 410 УПК РФ именно названный термин приобретает поистине знаковый смысл для определения действительной сути надзорного пересмотра, т.к. в силу ревизионного начала проверки как надзорная жалоба, так и требования сторон, изложенные в ней, служат лишь поводом для того, чтобы в публично-правовых интересах проверить дело в полном объеме и в отношении всех осужденных в лучших традициях публичной советской идеологии.
Нормативно решен законодателем и вопрос о правовой природе названных жалоб. Установив сроки и процедуру их рассмотрения (ст. 404, 406 УПК), законодатель, как представляется, снял с обсуждения высказанные в юридической литературе суждения о том, что процессуальными документами они не являются <*>. Косвенным подтверждением их процессуальной природы служит и ч. 5 ст. 408 УПК РФ, требующая приобщения названной жалобы (с остальным надзорным производством) к уголовному делу.
--------------------------------
<*> См. по этому поводу: Строгович М.С. Проверка законности и обоснованности судебных приговоров. М., 1956. С. 268; и др.
Соответственно изменившимся подходам нормативно разрешен законодателем и достаточно дискуссионный вопрос о начале (собственно) надзорного производства. Все многообразие мнений, высказанное в свое время по данной проблеме, полагаем, можно считать исчерпанным, т.к. в соответствии с новым УПК надзорное производство начинается с вынесения постановления судьи, изучавшего жалобу (представление), о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ) <*>.
--------------------------------
<*> Сказанное позволяет уже не включать в собственно надзорное производство деятельность судьи (аналогичную деятельности прокурора в нормах УПК РСФСР; ст. 375) по рассмотрению и разрешению надзорной жалобы (ст. 406 УПК РФ), как это было практически общепринято ранее. См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С. 23 - 25.
Сказанное позволяет с новых позиций рассмотреть систему производства в надзорной инстанции. Исходя из буквального смысла норм гл. 48 УПК РФ, термины (а также стоящие за ними правовые смыслы и процедуры): "производство в суде надзорной инстанции", "надзорное производство" и "пересмотр дела в суде надзорной инстанции" ни с содержательных, ни с методологических позиций не могут быть восприняты как идентичные, и в рамках предложенных законодателем норм следует различать:
I. Производство в надзорной инстанции, включающее в себя весь комплекс предварительно-проверочных, организационно-подготовительных и (собственно) контрольно-проверочных процедур, положений и норм данного производства, закрепленных законодателем в главе 48 УПК РФ <*>.
--------------------------------
<*> При этом мы, как представляется, всего лишь следуем позиции законодателя, закономерно объединившего все названные этапы собственно судебной и организационно-распорядительной деятельности, в единой главе под общим названием: "Производство в надзорной инстанции" (гл. 48 УПК РФ).
II. Предварительное (проверочное) производство в суде надзорной инстанции, которое структурно и содержательно включает в себя <*>:
--------------------------------
<*> Указывая (условно) на предварительный проверочный характер данного производства, мы во многом исходим из смысла ч. 1 ст. 407 УПК РФ, содержащей норму о том, что надзорная жалоба (представление) рассматривается судом надзорной инстанции в срок не позднее 15 суток, а в Верховном Суде РФ - в срок не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения в рамках п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ.
- получение и регистрацию надзорной жалобы (представления) в канцелярии соответствующего суда;
- принятие ее к производству судьей, которому поручено изучение жалобы на предмет проверки наличия достаточных оснований для возбуждения надзорного производства или отказа в этом;
- изучение жалобы и приложенных к ней документов (ч. 2 ст. 404 УПК); истребование в необходимых случаях и изучение уголовного дела в целях проверки (возможного) наличия (отсутствия) названных оснований <*>;
--------------------------------
<*> УПК РФ не регулирует вопросы, связанные с истребованием дела. В данной связи определенного внимания заслуживают доводы И.Д. Перлова о том, что истребование дела из архива суда должно производиться на основании отдельного постановления об этом. См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С. 173.
- принятие решения по существу жалобы; мотивированное сообщение об этом заявителю (возможно, и председателю соответствующего суда (его заместителям) для реализации последними положений ч. 4 ст. 406 УПК) <*>;
--------------------------------
<*> В качестве варианта: возможно сообщение лишь одному заявителю, который в случае несогласия с ним обращается к председателю (зам. председателя суда) за окончательным разрешением жалобы. Полагаем, отказ председателя суда в возбуждении надзорного производства не может быть обжалован заявителем (ч. 1 ст. 402 УПК) в вышестоящий суд, и он может реализовать свое право на судебную защиту лишь посредством подачи новой жалобы в суд вышестоящей надзорной инстанции (по правилу инстанционности).
- (факультативно) контроль председателя суда (его заместителей) за принятым решением и возможная его корректировка (в случае неосновательного отказа судьей в удовлетворении жалобы; ч. 4 ст. 406 УПК).
III. Собственно надзорное производство, которое (условно) включает в себя два относительно самостоятельных этапа (процессуальных порядка):
1) возбуждение надзорного производства и подготовительные действия суда к предстоящему судебному заседанию (судебной проверке); и
2) непосредственно надзорный пересмотр оспоренного судебного решения в надзорной инстанции и принятие решения по его существу.
Первая часть надзорного производства, как и предварительное проверочное производство судьи (ст. 406 УПК), собственно правосудием не является <*> и носит в основном организационно-распорядительный характер. Цель действий судьи на данном этапе заключается в том, чтобы создать необходимые условия для предстоящей судебной проверки обжалованного судебного решения в надзорной инстанции. Соответственно этому суд надзорной инстанции (а скорее всего - судья, изучавший жалобу или представление), с учетом сроков ч. 1 ст. 407 УПК, определяется:
--------------------------------
<*> Представляется очевидным, что ни предварительное проверочное производство (ст. 406 УПК РФ), ни организационно-распорядительные действия суда, направленные к созданию условий для предстоящей судебной проверки (ч. ч. 1 - 2 ст. 407 УПК РФ), не обладают большинством из отмеченных нами признаков правосудия, а потому объективно не могут быть признаны в качестве формы судебного контроля.
а) с субъектным составом лиц, чье участие обязательно в заседании надзорной инстанции, либо чьих интересов касается жалоба, и необходимостью их извещения о поданной жалобе и возбуждении надзорного производства по ней (ч. 1 ст. 407 УПК РФ);
б) с извещением данных лиц о дате и месте предстоящего судебного заседания, разрешением их ходатайств об участии в надзорном пересмотре, а также связанной с этим необходимостью их ознакомления с поданной жалобой или представлением (ч. 2 ст. 407 УПК РФ); с приобщением к материалам надзорного производства возможных возражений сторон и т.п.;
в) с возможной доставкой в судебное заседание осужденного (осужденных) и обеспечением его (их) в необходимых случаях защитником, конвоем;
г) подготовкой проекта доклада по существу жалобы, приговора и дела суду надзорной инстанции <*>.
--------------------------------
<*> Полагаем, что судья, изучавший жалобу и принимавший решение о возбуждении надзорного производства (с учетом правил отвода), одновременно должен готовить проект доклада и соответственно выступать докладчиком в надзорной инстанции. Более того, мы солидаризируемся с И.Д. Перловым в вопросе о том, что самим фактом доклада этот судья должен включаться в состав суда надзорной инстанции с правом голоса по всем вопросам данного производства. См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С. 215.
Вторая часть данного производства представляет собой собственно надзорный контрольно-проверочный пересмотр приговора <*>, т.е. самостоятельную

Судебная защита родительских прав  »
Комментарии к законам »
Читайте также