Правила торговли. комментарий законодательства(я.е. парций)

по состоянию на 29 мая 2002 года
Я.Е. ПАРЦИЙ
Парций Яков Ефимович - заслуженный юрист России.
Настоящая работа является комментарием законодательства и подзаконных актов РФ о правилах торговли в широком смысле слова, начиная с вопросов приобретения торгующими субъектами права на торговлю (государственная регистрация продавцов и товаров, лицензирование, сертификация торговли и товаров). В Комментариях рассматриваются понятие и юридическая сущность торговли, виды купли-продажи. Основное внимание уделяется всестороннему рассмотрению розничной купли-продажи и ее регулированию в законодательстве. Анализируются соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ (ГК), законодательство о защите прав потребителей, о стандартизации, о сертификации продукции и услуг, о рекламе, о контрольно-кассовых машинах, а также законодательство об особенностях торговли алкогольной продукцией и пищевыми товарами. Подробно рассматриваются собственно правила торговли различными товарами. Большое внимание уделено вопросам государственного контроля, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности продавцов и правам покупателей, порядку рассмотрения претензий и споров.
Для лучшего уяснения норм действующего законодательства соответствующие положения его рассматриваются в их развитии в законодательстве СССР и России.
Книга может быть полезна работникам организаций и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством, поставкой, розничной торговлей, установкой, подключением сложной бытовой техники, рекламных агентств, сотрудникам контролирующих и правоохранительных органов, студентам учебных заведений различного профиля и гражданам.
В комментарии использованы новые Законы о государственной регистрации юридических лиц, о лицензировании отдельных видов деятельности, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, а также принятые в декабре 2001 г. новые Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудовой кодекс РФ.
Глава I. ПОНЯТИЕ ТОРГОВЛИ И ПРАВО
НА ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 1. Понятие торговли
Для уяснения круга вопросов, подлежащих комментированию, необходимо раскрыть содержание понятия "торговля". Это тем более необходимо, поскольку от содержания этого понятия зависят характер и объем сертификации в этой области, юридически обоснованное установление объективной стороны правонарушений, совершаемых в торговле, решение ряда других вопросов. Необходимо в этих целях обратиться к официальному документу, каковым в данном случае является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-СТ и введенный в действие с 1 января 2000 г.
Этот стандарт дает следующие интересующие нас определения понятий:
торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям;
оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;
розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из приведенных определений прежде всего следует, что торговля - это предпринимательская деятельность по продаже товаров, следовательно, должно быть рассмотрено законодательство, регулирующее эту деятельность.
Согласно определению торговля - это вид деятельности, связанный не только с куплей-продажей товаров, но и оказанием услуг покупателям. Однако ГК, Закон РФ "О защите прав потребителей", являющиеся основополагающими законами, не рассматривают услуги как элемент торговли.
В этих законах соответствующие правоотношения классифицируются и регулируются раздельно как купля-продажа, работы и услуги.
Согласно ст. 779 ГК сторонами договоров оказания услуг являются исполнитель и заказчик, а не продавец и покупатель. Сущностью договоров об услугах является совершение определенных действий, а не передача товаров, характеризующая торговлю.
Поэтому говорить об услугах торговли можно лишь условно в плане разграничения этой деятельности с понятием "работа".
Включение в понятие торговли оказания услуг покупателям является юридически неправильным.
О каких услугах, собственно, идет речь?
Если обратиться к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК-002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (с изменениями от 11 сентября 1995 г.), введенному в действие с 1 января 1994 г., то можно увидеть, что в услуги розничной торговли входят: реализация товаров, упаковка купленных товаров, прием предварительных заказов на товары, прием заказов для посылочной торговли, погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий, хранение товаров и вещей покупателей, предоставление комнаты матери и ребенка и тому подобные услуги.
Совершенно очевидно, что реализация товаров - это не услуга вообще, а существо торговли.
Такой вывод подтверждается п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ, согласно которому реализацией товаров признается передача на возмездной основе (в том числе обмен) права собственности на товары.
Остальные "услуги" являются обязанностями продавца, вытекающими из закона или договора купли-продажи, либо действиями продавца, не имеющими самостоятельного юридического значения и осуществляемыми в рамках договора купли-продажи, хотя, возможно, и за дополнительную плату.
Так, например, в соответствии со ст. 499 ГК доставка товара является одним из условий договора купли-продажи.
В отличие от этого доставка купленного товара покупателю транспортной организацией является действительно услугой, которая в соответствии со ст. 128 ГК рассматривается как один из видов объектов гражданских прав, имеющих самостоятельное правовое регулирование (договор перевозки либо договор возмездного оказания услуг).
Приведенные соображения имеют серьезное практическое значение.
Например, Постановлением Госстандарта России от 22 августа 2000 г. N 61 утверждены Правила сертификации услуг розничной торговли.
Если исходить из положений ОКУН и определений ГОСТа Р 51303-99, то сертификации подлежат все "услуги", упомянутые в ОКУН.
В п. 1.1 указанных Правил так и записано: объектом обязательной сертификации являются услуги розничной торговли. А в п. 1.2 Правил указано, что наименование услуг розничной торговли, их характеристики и нормативные документы, на соответствие которым проводится обязательная сертификация, приведены в приложении 1. Таким образом, речь идет об услугах во множественном числе. Если обратиться к приложению 1, то его содержание составляет одна таблица, которая называется "Перечень услуг розничной торговли и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная сертификация".
Однако никакого перечня в таблице нет, а в графе "наименование услуг" указана одна единственная "услуга" - реализация товаров. И это, в принципе, правильно. Вместе с тем очевидна несогласованность упомянутых Правил, ОКУН и ГОСТа.
Упомянутый ГОСТ в разделе 2.6 "Торговое обслуживание" содержит определение понятия "услуга торговли" - результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Несмотря на поразительную схоластичность определения, из него можно сделать вывод, что услуга торговли - это все та же купля-продажа, но выраженная своеобразно - как "результат взаимодействия продавца и покупателя".
Может быть, наиболее важным с юридической точки зрения является определение в ГОСТе понятия "продавец" - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи.
В этом определении отражено главное: объективное содержание торговли - реализация товара и ее юридическая форма - договор купли-продажи, который может регулировать соответствующие "услуги" лишь в качестве условий этого договора.
Нелогичность включения в "торговлю" "услуг" видна также из определения в ГОСТе понятия "покупатель" - юридические или физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги. Очевидно, что, вступая в контакт с продавцом, покупатель имеет намерение приобрести или заказать товары, но отнюдь не услуги, о которых он вспомнит после решения вопроса о товаре.
ГОСТ дает определение понятий "продажа товара" и "реализация товара", рассматривая их как равнозначные, - передача покупателю товаров на определенных условиях. Несмотря на некоторую юридическую недостаточность этого определения (отсутствие указания о передаче товара в собственность покупателя и др.), оно правильно отражает существо упомянутых понятий - передача товаров.
В связи с этим необходимо выяснить соотношение этих понятий с понятием "торговля". Практическая необходимость этого видна из следующего примера.
Статья 146 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях называется "Нарушение правил торговли", но содержит состав правонарушения "продажа товаров в нарушение установленных правил реализации товаров". Статья 146.4, наоборот, называется "Продажа товаров...", но содержит составы двух правонарушений - продажа товаров (недоброкачественных) и торговля продовольственными товарами (в нарушение санитарных правил или без сертификата).
Анализ упомянутых понятий позволяет сделать вывод, что торговля - это более широкое понятие, которое включает в себя продажу (реализацию) товара, а также определенные подготовительные и сопутствующие продаже операции, включая приемку, хранение, предпродажную подготовку, нахождение товара в торговом зале, на витрине, совершение всех действий, предусмотренных законодательством для получения права на осуществление этой предпринимательской деятельности, и т.д.
Поэтому, например, ответственность по части второй ст. 146.4 КоАП РСФСР (за торговлю) может наступить, если в торговом зале находится продовольственный товар без сертификата или знака соответствия. А для ответственности по части первой этой статьи необходима продажа, т.е. передача товара покупателю.
Как уже упоминалось, в ГОСТе разграничение между оптовой и розничной торговлей проводится в зависимости от характера использования передаваемого товара. При оптовой торговле товар передается покупателю для последующей перепродажи (например, продажа товара изготовителем, оптовой организацией розничному продавцу) или для профессионального, т.е. производственного, технологического использования.
В отличие от этого, розничная торговля предполагает использование товара покупателем для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Указанные различия, как правило, предопределяют статус покупателя (при оптовой торговле это предприниматель, при розничной - гражданин, физическое лицо), а также характер товара (производственное или потребительское назначение) и количество товара.
Установление фактических целей сделки при купле-продаже имеет решающее значение для определения применяемого законодательства, имеющего свои особенности при оптовой или розничной торговле.
§ 2. Государственная регистрация продавцов товаров
Для получения права на занятие торговой деятельностью продавец должен пройти в установленном порядке государственную регистрацию как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Государственная регистрация является необходимым условием для продавцов, намеренных заняться торговой, т.е. предпринимательской, деятельностью, независимо от их организационно-правовой формы. С 1 июля 2002 г. вводится в действие Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.
До вступления в силу данного Закона государственная регистрация юридических лиц будет осуществляться в соответствии с ранее принятыми актами.
В отношении государственной регистрации индивидуальных предпринимателей будет действовать прежнее законодательство.
Согласно ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности этих лиц применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из Закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Данное правило действует и в случае, если гражданин занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации. Смысл упомянутых норм заключается в том, что на коммерческие организации возлагаются законодательством дополнительные обязательства по сравнению с другими организациями либо их деятельность имеет более строгое правовое регулирование. Например, предприниматели, в исключение из общего правила, установленного ГК, об ответственности за неисполнение договорных обязательств при наличии вины, несут такую ответственность и при ее отсутствии, т.е. за случайное неисполнение.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 (далее - Положение о регистрации).
Раздел II Положения о регистрации определяет порядок регистрации индивидуальных предпринимателей. Практически для регистрации необходимо заявление по установленной форме и документ об оплате регистрационного сбора.
Срок регистрации - в день представления документов либо трехдневный срок с момента получения их по почте.
Для подтверждения регистрации выдается (высылается) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.
Государственная регистрация утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения от него заявления об аннулировании государственной регистрации.
Раздел III Положения определяет основания и порядок отказа в регистрации.
Таким основанием является лишь непредставление всех документов или неполнота содержащихся в них сведений, предусмотренных Положением.
В трехдневный срок со дня получения документов заявителю направляется письменное уведомление об отказе в государственной регистрации с указанием конкретных причин.
Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя, уклонение от регистрации могут быть обжалованы в суд.
Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя регулируется также Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской

Комментарии к законам »
Читайте также