ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ НЕЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

ЦЕННЫХ БУМАГ
А.Ю. ЛИСИЦЫН
Лисицын Андрей Юрьевич - студент V курса факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики.
Классификация ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные приобрела свою актуальность в связи с принятием Федерального закона от 20 марта 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ) <*>, который закрепил понятие эмиссионной ценной бумаги. В соответствии со ст. 2 указанного Закона под эмиссионной ценной бумагой понимается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая:
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о РЦБ формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Ознакомление с приведенным определением сразу наталкивает на мысль о существовании в обороте ценных бумаг, которые не отвечают указанным в нем признакам и, следовательно, не могут быть отнесены к эмиссионным ценным бумагам. К неэмиссионным ценным бумагам можно отнести простые и переводные векселя, чеки, коносаменты, закладные ценные бумаги, сберегательные и депозитные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя и др.
Следует отметить, что выпуск (точнее, выдача) различных видов неэмиссионных ценных бумаг, их обращение - не такие уж редкие явления на рынке ценных бумаг. А раз фактически уже существуют общественные отношения по поводу этих ценных бумаг, возникает закономерный вопрос о правовом регулировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в соответствующем секторе. Поэтому представляется целесообразным хотя бы кратко охарактеризовать состав нормативных актов, призванных урегулировать порядок и условия выдачи неэмиссионных ценных бумаг. Эти отношения регулируются нормами специального законодательства: выдача векселей - Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" <*> ; складских свидетельств, чеков, сберегательных книжек на предъявителя - Гражданским кодексом (ст. 912 - 917; § 5 главы 46; ст. 843 ГК РФ); депозитных (сберегательных) сертификатов - ст. 844 ГК и нормативами Центрального банка РФ <**>.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1238. Указанный Закон имеет отсылочный характер. Фактически правовое регулирование обращения векселей осуществляется Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 года N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе".
<**> См.: письмо ЦБР от 10 февраля 1992 года N 14-3-20. Указанием ЦБР от 31 августа 1998 года N 333-У это письмо изложено в новой редакции.
Очевидным является то, что выпуск этих ценных бумаг не подпадает под правовое регулирование Закона о РЦБ, на что указывает и ряд положений последнего. Так, в соответствии со ст. 1 в предмет его правового регулирования входят лишь отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, признаки которых приведены выше.
Необходимо еще раз обратить внимание на то, что одним из основных правовых последствий наличия специального регулирования выдачи неэмиссионных ценных бумаг является основанное на природе этих ценных бумаг отсутствие необходимости соблюдения установленной Законом о РЦБ процедуры эмиссии. Иное положение вещей, несомненно, привело бы к необоснованному затруднению обращения неэмиссионных ценных бумаг и к подрыву их правовой сущности. Так, вексель может быть выдан любым лицом, а необходимость получения для этого каких-либо разрешений или лицензий просто отрицательно повлияла бы на использование векселя в качестве так называемого долгового инструмента (долговой ценной бумаги). И хотя выдачу отдельных неэмиссионных ценных бумаг (например, сберегательных книжек на предъявителя, складских свидетельств) могут осуществлять лишь субъекты, обладающие разрешением (лицензией) на осуществление определенной деятельности, нет необходимости получать специальную лицензию на выдачу соответствующих ценных бумаг.
Все эти рассуждения касаются лишь одного, "стартового" этапа обращения ценных бумаг - выдачи (выпуска), но основным свойством ценных бумаг является их передаваемость. А это свойство, в свою очередь, предопределяет существование любого рынка, в том числе рынка ценных бумаг.
Заметим, что оборот неэмиссионных ценных бумаг регулируется, по сути, теми же актами, что и их выдача, поэтому повторное упоминание этих нормативных актов в связи с определением порядка и условий обращения неэмиссионных ценных бумаг представляется нецелесообразным. Ведь существует гораздо более дискуссионная проблема деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, работающих в его неэмиссионном секторе, в частности лицензирование этой деятельности. Проблема здесь возникает в связи с тем, что многие профессиональные участники рынка ценных бумаг довольно часто выступают субъектами общественных отношений, складывающихся при осуществлении операций с неэмиссионными ценными бумагами. В связи с этим могут возникнуть вопросы: какие операции с неэмиссионными ценными бумагами вправе осуществлять профессиональные участники рынка ценных бумаг; на операции с какими ценными бумагами должны выдаваться соответствующие разрешения; нужна ли лицензия, например, брокера, если данное лицо работает только на вексельном рынке (то есть на рынке неэмиссионных ценных бумаг), но не осуществляет операций с эмиссионными ценными бумагами?
В юридической литературе высказывалось мнение, отрицающее возможность осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг любых операций с неэмиссионными ценными бумагами. Так, В.К. Андреев высказывался по этому поводу следующим образом: "Возникает вопрос, могут ли ... профессиональные участники рынка ценных бумаг заниматься иной деятельностью, помимо эмиссионных ценных бумаг, акций и облигаций, например связанной с векселями. Несмотря на то что в разделе II анализируемого Федерального закона (Закон о РЦБ. - А.Л.) говорится о ценных бумагах вообще, а не эмиссионных, на этот вопрос следует ответить отрицательно. Как вытекает из контекста Федерального закона, участники рынка ценных бумаг вправе заниматься только с акциями и облигациями" <*>.
--------------------------------
<*> Андреев В.К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование: Курс лекций. М., 1998. С. 39.
Однако представляется, что из контекста Закона о РЦБ вытекает как раз противоположное. И в этой связи прежде всего хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что уже в самом Законе о РЦБ содержатся нормы, фактически предусматривающие возможность осуществления операций профессиональных участников рынка ценных бумаг не только с ценными бумагами, прошедшими процедуру эмиссии (ч. 2 ст. 14 Закона о РЦБ), но и с "иными финансовыми инструментами" (ч. 3 ст. 14 Закона о РЦБ). Речь идет о нормах, регулирующих деятельность фондовых бирж (глава 3 Закона о РЦБ).
Фондовой биржей является созданный в форме некоммерческого партнерства профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (то есть деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско - правовых сделок с ценными бумагами между членами биржи) и не совмещающий эту деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств (ч. 1, 2 ст. 11 Закона о РЦБ). Причем ключевым моментом здесь является то, что фондовая биржа осуществляет деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, а следовательно, является в понимании Закона о РЦБ организатором торговли на этом рынке (ч. 2 ст. 9 Закона о РЦБ). Этот профессиональный участник рынка ценных бумаг в соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона о РЦБ самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, среди которых могут быть как ценные бумаги, прошедшие в процессе размещения и обращения предусмотренную Законом о РЦБ процедуру эмиссии, так и иные финансовые инструменты. Представляется, что к "иным финансовым инструментам" как раз можно отнести неэмиссионные ценные бумаги. И если возможность допуска к обращению на бирже "иных финансовых инструментов" соотнести с нормами Закона о РЦБ, определяющими то, кто именно управомочен участвовать в этом обращении (см. ч. 3 ст. 11 Закона о РЦБ) (членами биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг), то можно обнаружить, что в соответствии с Законом о РЦБ любое лицо, обладающее правом осуществлять деятельность, указанную в главе 2 Закона о РЦБ, может участвовать в организованных на бирже гражданско - правовых сделках с неэмиссионными ценными бумагами ("иными финансовыми инструментами"). Хотя справедливости ради надо отметить, что такая возможность для некоторых видов профессиональной деятельности все же может быть ограничена Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ). Речь идет, например, о доверительном управлении ценными бумагами.
Таким образом, отрицание возможности осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг операций по поводу неэмиссионных ценных бумаг не соответствует, по крайней мере, Закону о РЦБ. Оно противоречит и практике нормотворчества ФКЦБ. Такое отрицание если и не направлено на ограничение сферы компетенции ФКЦБ (а именно к этому оно и ведет), то имеет целью направление деятельности Федеральной комиссии на сужение легального рынка ценных бумаг границами рынка акций и облигаций. Ведь если придерживаться критикуемого мнения, то получается, что и лицензии ФКЦБ профессиональным участникам рынка ценных бумаг должны выдаваться (и выдаются) на осуществление той или иной деятельности лишь с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), и осуществление ими профессиональной деятельности, например, по депозиту неэмиссионных ценных бумаг, является незаконным, так как осуществляется ими без соответствующей лицензии ФКЦБ (лицензия, выданная им, предоставляет лишь право заниматься депозитарной деятельностью с эмиссионными ценными бумагами).
Итак, анализ положений Закона о РЦБ, практики и нормотворчества ФКЦБ позволяет говорить о том, что точка зрения, сужающая рынок ценных бумаг рамками его эмиссионного сектора, не соответствует действительному положению вещей и профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе осуществлять, по крайней мере, отдельные виды соответствующей профессиональной деятельности в неэмиссионном секторе рынка. Однако следует отметить, что ФКЦБ в рамках правового регулирования отдельных видов деятельности имеет полномочия на исключение неэмиссионных ценных бумаг из круга объектов, по поводу которых может осуществляться тот или иной вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Представляется целесообразным рассмотреть виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которые могут практиковаться в его неэмиссионном секторе.
Закон о РЦБ указывает на возможность осуществления на рынке ценных бумаг следующих видов профессиональной деятельности: брокерская (ст. 3); дилерская (ст. 4); деятельность по управлению ценными бумагами (ст. 5); клиринг (ст. 6); депозитарная (ст. 7); деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8); деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ст. 9 Закона о РЦБ).
Есть необходимость проанализировать возможность осуществления деятельности, связанной с участием в обращении неэмиссионных ценных бумаг, в рамках каждого из перечисленных видов. Однако следует сразу отметить, что вопрос о возможности или невозможности использования неэмиссионных ценных бумаг при осуществлении операций в рамках той или иной деятельности более или менее однозначно решен лишь для депозитарной деятельности, деятельности регистратора и деятельности доверительного управляющего, поэтому будет логичным начать анализ нормативной базы именно с этих видов профессиональной деятельности.
Депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг регулируется ст. 7 Закона о РЦБ, однако из содержания этой статьи нельзя сделать однозначного вывода о возможности осуществления этого вида профессиональной деятельности по поводу неэмиссионных ценных бумаг (в указанной статье речь идет о ценных бумагах вообще), поэтому целесообразно обратиться к нормам правовых актов ФКЦБ, регулирующих эту деятельность, в частности - к Постановлению ФКЦБ от 16 октября 1997 года N 36 "Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации" <*> (далее - Положение от 16 октября 1997 года), которые регулируют депозитарную деятельность по всем видам ценных бумаг - как эмиссионным, так и неэмиссионным. В пункте 2.10 этого Положения прямо указывается, что объектами депозитарной деятельности могут быть не только эмиссионные, но и неэмиссионные ценные бумаги, выпущенные с соблюдением установленных законодательством формы и порядка. Осуществляя правовую регламентацию депозитарной деятельности, определяя условия ее осуществления и регламентируя общие правила ведения депозитарного учета, Положение от 16 октября 1997 года не выделяет каких-либо особых норм только для эмиссионных или только для неэмиссионных ценных бумаг. И, что не менее важно, в анализируемом нормативном акте нет никакого упоминания о необходимости получения специальной лицензии для осуществления этой деятельности, например с неэмиссионными ценными бумагами.
--------------------------------
<*> См.: Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1997. N 8.
Однако отсутствие необходимости получения специальной лицензии на осуществление данного вида профессиональной деятельности с неэмиссионными ценными бумагами не свидетельствует вообще о необязательности получения лицензии в случае, если данное лицо осуществляет депозит только неэмиссионных ценных бумаг, так как последнее не является основанием для вывода этих отношений из сферы правового регулирования Закона о РЦБ, а следовательно, и нормативных актов ФКЦБ, что указывает на необходимость соблюдения норм о лицензировании соответствующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Сказанное относится ко всем видам профессиональной деятельности, которые могут осуществляться в неэмиссионном секторе рынка ценных бумаг.
Доверительное управление ценными бумагами. Статья 5 Закона о РЦБ прямо не указывает на неэмиссионные ценные бумаги как на объект доверительного управления, но и не исключает этого. В настоящее время основания, условия и порядок осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги регулируются Постановлением ФКЦБ

Закон о политических партиях: вопросы взаимодействия партий с государством  »
Комментарии к законам »
Читайте также