Понятие преступления против военной службы (право в вооруженных силах, nn 4, 6, 8, 10, 12, 2002)

(КОММЕНТАРИЙ К СТ. 331 УК РФ)
/"Право в Вооруженных Силах", N 4, 2002/
О.К. ЗАТЕЛЕПИН
О.К. Зателепин, подполковник юстиции, начальник кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук.
1. Определение преступления против военной службы
Понятие преступления против военной службы (воинского преступления) является разновидностью общего понятия преступления. В основе научной разработки категории преступления против военной службы должен лежать принцип производности его признаков от свойств преступления в целом. Данный принцип базируется на диалектике соотношения общего и особенного, первичного и вторичного. На этот весьма существенный методологический аспект указывал еще в 1895 г. видный представитель дореволюционной школы военно - уголовного права В.Д. Кузьмин - Караваев: "Военно - уголовное право, - писал он, - составляет отрасль общего уголовного права и самостоятельно лишь настолько, насколько особые условия военного быта (военной службы) вызывают видоизменение общих начал" <*>. Такой подход сохранился и в современной теории военно - уголовного законодательства <**>.
--------------------------------
<*> Кузьмин - Караваев В.Д. Военно - уголовное право. Часть Общая. СПб., 1895. С. 241.
<**> См.: Бражник Ф.С. Преступления против военной службы: Учебное пособие. М., 1999. С. 11; Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник. М., 1998. С. 431 - 436.
В ст. 331 УК РФ преступления против военной службы определяются как предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В данной норме сохранился прежний подход к раскрытию видовых (особенных) признаков воинских преступлений через указание на специфичность объекта и субъекта преступления <*>.
--------------------------------
<*> Более подробно об этом см.: Зателепин О.К. Понятие воинского преступления в истории уголовного права // Военно - уголовное право: Вкладка к журналу "Право в Вооруженных Силах". 2002. N 1 - 2. С. 2 - 5.
Методологическая функция вышеприведенной дефиниции заключается прежде всего в необходимости установления четких критериев разграничения преступлений против интересов военной службы и общеуголовных <*>. Необходимость в этом обусловлена тем, что не любые нарушения порядка прохождения военной службы со стороны военнослужащих предусмотрены в гл. 33 УК РФ. Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности в одних случаях квалифицируется как воинское преступление, в других - как общеуголовное. Органы военной юстиции не всегда учитывают эту особенность.
--------------------------------
<*> О методологических функциях определения преступления против военной службы см.: Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. М., 1999. С. 36 - 42.
По одному из уголовных дел М. был признан виновным в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшем причинение потерпевшему вреда здоровью средней тяжести. Как установил суд, к столу, за которым ужинал М., подошел рядовой С. и в насмешку поставил перед ним тарелку с остатками пищи. В связи с этим М. в уединенном месте потребовал от С. объяснений, но тот отказался разговаривать и выразился нецензурной бранью. С целью мести за такое поведение М. ударил С. кулаком и причинил ему закрытый перелом челюсти. Военная коллегия Верховного Суда СССР признала ошибочной юридическую квалификацию этих действий. В своем определении она указала, что, решая вопрос о юридической квалификации содеянного, суды, рассматривавшие данное дело, не учли, что физическое насилие одного военнослужащего в отношении другого может быть признано воинским преступлением лишь в случаях, когда оно, как это установлено ст. 331 УК РФ, посягает на установленный порядок прохождения военной службы: применено в связи с исполнением потерпевшим обязанностей по военной службе или при исполнении хотя бы одним из них этих обязанностей, либо когда применение насилия хотя непосредственно и не связано с исполнением обязанностей военной службы, но было сопряжено с очевидным для виновного нарушением порядка воинских отношений и выражало явное неуважение к воинскому коллективу. В данном случае М. причинил С. вред здоровью из мести за ранее нанесенную потерпевшим обиду личного характера, т.е. по мотиву, ни в коей мере не связанному с военной службой. Указанные действия, являвшиеся ответной реакцией на неправильное поведение потерпевшего, совершены на почве сугубо личных отношений и не затрагивали установленного порядка служебных взаимоотношений в воинском коллективе. Во время совершения преступления ни М., ни С. при исполнении обязанностей по военной службе не находились. При таких данных оснований для квалификации содеянного по п. "д" ч. 2 ст. 335 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, не имеется. Преступные действия М., сопряженные с умышленным причинением средней тяжести вреда здоровью и не содержащие признаков посягательства на установленный порядок прохождения военной службы, относятся к числу не воинских, а общеуголовных преступлений против личности, ответственность за которые прямо предусмотрена в ст. 112 УК РФ <*>.
--------------------------------
<*> Определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 30 июля 1985 г. N 1н-0332/85 // Бюллетень Управления военных трибуналов и Военной коллегии Верховного Суда СССР. 1985. N 1 (124). С. 48 - 49.
Понятие преступления против военной службы подчеркивает также традиционную относительную самостоятельность военно - уголовного законодательства, несмотря даже на его включенность в общее уголовное законодательство. Автономность военно - уголовного законодательства, как правильно подчеркивает А.А. Тер-Акопов, "отражает связь уголовного законодательства с военным строительством, его направленность на обеспечение боевой способности войска уголовно - правовыми средствами, возможность применения его в условиях военного времени и в боевой обстановке, а также особый статус лиц - субъектов преступлений против военной службы с особенностями их ответственности за совершение преступлений" <*>.
--------------------------------
<*> Преступления против военной службы (Военно - уголовное законодательство). Научно - практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1999. С. 55 - 57.
Определение понятия преступления против военной службы, как отмечалось, является разновидностью общего понятия преступления, сформулированного в ст. 14 УК РФ, и полностью ему соответствует. Воинское преступление представляет собой деяние и характеризуется общими для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Вместе с тем специфика военной службы наполняет указанные признаки особым, "воинским", содержанием.
Общественная опасность выражается в причинении или создании угрозы причинения ущерба охраняемым уголовным законодательством объектам (ценностям). Общественная опасность деяния по содержанию является объективно - субъективной категорией, т.е. обусловливается совокупностью всех обязательных элементов состава преступления. В систему общественной опасности деяния принято включать в качестве подсистем объект посягательства и специального субъекта преступления <*>. Традиционное указание в определении воинского преступления на объект и субъект преступления подчеркивает специфичность общественной опасности воинских преступных деяний. С одной стороны, характер общественной опасности преступлений против военной службы определяется главным образом важностью объекта уголовно - правовой охраны, на который совершается посягательство. С другой - признаки специального субъекта воинского преступления выступают криминообразующими и также обусловливают общественную опасность деяния.
--------------------------------
<*> В юридической литературе высказано и иное мнение в отношении специального субъекта (см.: Российское уголовное право: В 2-х т. / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 2001. Т. 1. Общая часть. С. 60).
В юридической литературе принято считать, что общественная опасность воинских преступных деяний выражается в нарушении порядка прохождения военной службы <*>. С таким утверждением нельзя согласиться полностью. Основным смыслообразующим понятием в таком признаке воинского преступления, как общественная опасность, является "опасность". Последнюю можно охарактеризовать как наличие и действие сил (факторов), которые являются деструктивными и дестабилизирующими по отношению к какой-либо системе. При этом деструктивными и дестабилизирующими следует считать те силы (факторы), которые способны нанести ущерб данной системе, вывести ее из строя или полностью уничтожить <**>. Применительно к понятию воинского преступления источниками общественной опасности (а точнее - деструктивными силами) будут предусмотренные уголовным законом преступные действия или бездействие определенных субъектов - военнослужащих или граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
--------------------------------
<*> См.: Закон об уголовной ответственности за воинские преступления. Комментарий. М., 1986. С. 13.
<**> См.: Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально - политические проблемы). М., 1994. С. 17.
В общей доктрине безопасности парной (коррелятивной с философской точки зрения) категорией опасности считается безопасность. Иначе говоря, безопасность - это то явление действительности, на которое в целом направлены деструктивные факторы (силы). Под безопасностью в ст. 1 Закона РФ "О безопасности" 1993 г. <*> понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Близкое по смыслу определение безопасности содержится и в Толковом словаре В. Даля, в котором говорится, что под безопасностью следует понимать отсутствие опасности, сохранность чего- или кого-либо <**>. Теоретические основы данного понятия подробно изложены в работе А.А. Тер-Акопова "Безопасность человека (Теоретические основы социально - правовой концепции)" <***>.
--------------------------------
<*> См.: Вестник Верховного Суда. 1993. N 2. Ст. 77.
<**> См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1989. Т. 1. С. 67 - 68.
<***> См.: Тер-Акопов А.А. Безопасность человека (Теоретические основы социально - правовой концепции). М., 1998. С. 9 - 19.
Рассматривая категорию "безопасность" в ракурсе проблемы общественной опасности воинского преступления, можно прийти к выводу, что последняя заключается прежде всего в том, что преступными деяниями (источниками опасности) в той или иной форме причиняется существенный вред военной безопасности государства или создается угроза причинения такого вреда.
Военная безопасность является именно той ценностью, ради охраны которой и существуют нормы военно - уголовного законодательства. Общественную опасность представляют не сами по себе нарушения военно - служебных отношений (порядка прохождения военной службы), а те вредные последствия, которые могут наступить в результате допущенных нарушений. Такой вывод, в частности, подтверждается и анализом статей в гл. 33 УК РФ, почти во всех из которых сформулированы материальные составы. Законодатель в качестве криминообразующих признаков преступлений против военной службы выделил в большинстве случаев причинение вреда охраняемым социальным ценностям.
Таким образом, общественная опасность преступлений против военной службы заключается в причинении вреда военной безопасности. Преступный вред военной безопасности опосредуется причинением в той или иной форме ущерба боевой готовности войск. Необходимо иметь в виду, что опасность представляет собой не только реальное причинение вредных последствий, но и создание угрозы их наступления.
Уголовная противоправность является правовым свойством деяния в отличие от общественной опасности, характеризующей социальную сторону преступления. Она представляет собой запрещенность общественно опасного деяния уголовным законом. Уголовная противоправность может быть двух видов: общая и специальная. В основе такого деления лежат признаки основного непосредственного объекта преступления и его субъекта. В тех случаях, когда преступление может совершить любое вменяемое лицо, достигшее соответствующего возраста, такое преступное деяние обладает общей противоправностью. Преступления, которые совершаются в специальных сферах общественной жизни определенной категорией лиц, входящих в данную сферу отношений, обладают специальной противоправностью. Для определения вида противоправности главное значение имеет место в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за то или иное преступление.
Преступления против военной службы обладают свойством специальной противоправности, поскольку ими в соответствии со ст. 331 УК РФ могут признаваться лишь те, которые перечислены в гл. 33. Другие преступления, совершаемые военнослужащими и причиняющие вред интересам военной безопасности (например, хищение военного имущества, разглашение сведений военного характера, относящихся к государственной тайне, и др.), к числу воинских преступлений по формальному признаку не относятся и должны получать уголовно - правовую оценку по другим статьям УК РФ.
Специальная уголовно - правовая противоправность преступлений против военной службы является юридическим выражением их специфической по характеру (воинской) общественной опасности. Воинская уголовно - правовая норма должна, как правило, предусматривать более строгую санкцию по сравнению с общеуголовной нормой, предусматривающей смежное преступление. Это обусловлено тем, что воинские общественно опасные деяния, посягая в некоторых случаях на несколько объектов уголовно - правовой охраны, обладают повышенным характером общественной опасности по сравнению с аналогичными общеуголовными деяниями. К сожалению, в действующем УК РФ это положение не всегда учитывается. Такой вывод подтверждает прежде всего сравнительный анализ санкций за воинские насильственные преступления и посягательства против личности. Санкции за рассматриваемые преступления против военной службы лишь в некоторых случаях строже, чем за аналогичные общеуголовные. В большинстве же своем они либо одинаковые, либо даже менее строгие. Указанное положение с санкциями некоторых статей гл. 33 УК РФ вызывает определенные трудности при квалификации преступлений.

Принят новый коап - что ждет военнослужащих?  »
Комментарии к законам »
Читайте также