Амнистия и ее применение

А. САВЧЕНКО, В. ТРОЯН
А. Савченко, судья Советского районного суда г. Челябинска.
В. Троян, председатель Советского районного суда г. Челябинска.
"Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально неопределенного круга лиц" (ч. 1 ст. 84 УК РФ).
В ознаменование 55-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, как указывается в нормативном акте, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Постановление "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" 26 мая 2000 г. N 398-III ГД (далее - Постановление об амнистии; первая редакция амнистии; первоначальный текст амнистии, амнистия).
Постановление об амнистии впервые было официально опубликовано в "Парламентской газете" 27 мая 2000 года и с этого дня вступило в силу.
В соответствии с п. 1 Постановления об амнистии подлежат освобождению от наказания лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно.
Каких-либо ограничений по применению данного пункта не вносилось Постановлением Государственной Думы "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее - изменения в Постановление об амнистии; новая редакция амнистии; изменения в амнистию) от 28 июня 2000 г. N 492-III ГД <*>.
--------------------------------
<*> Конституционность данного Постановления, а именно нормативное положение пункта 12 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года в редакции Постановления от 28 июня 2000 года, согласно которому действие амнистии исключалось в отношении лиц, награжденных орденами и медалями СССР либо Российской Федерации, а также инвалидов I или II группы и больных туберкулезом I или II группы диспансерного учета в случае совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений, с момента опубликования не первого, а второго из названных постановлений, являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, и Постановлением Конституционного Суда РФ 5 июля 2001 года "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 6 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2), нормативное положение, содержащееся во взаимосвязанных предписаниях пункта 12 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и изменившего его редакцию пункта 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", согласно которому применение амнистии к лицам, перечисленным в подпунктах "б" и "д" пункта 2 Постановления от 26 мая 2000 года, в случае совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений исключалось лишь после принятия Постановления от 28 июня 2000 года.
В силу того, далее указывается в Постановлении, что "Постановление Государственной Думы от 26 мая 2000 года в связи с неадекватностью отдельных его положений целям объявленной амнистии изменено Постановлением Государственной Думы от 28 июня 2000 года и в этой части не может рассматриваться как соответствующее Конституции Российской Федерации, а его положения в новой редакции как противоречащие Конституции Российской Федерации не имеют юридической силы, в отношении законно не освобожденных от уголовной ответственности или наказания лиц, указанных в подпунктах "б" и "д" пункта 2 акта об амнистии, которым вменяется совершение перечисленных в его пункте 12 деяний, восстанавливается действие уголовного закона". (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П. Опубликовано в Российской газете за 18 июля 2001 года).
Ограничение применения данного пункта заложено в самом пункте - подлежат освобождению от наказания лица, впервые осужденные к лишению свободы до трех лет включительно.
Этот пункт подлежит применению с учетом п. 11 Постановления об амнистии, так как положения, содержащиеся в нем, ограничивают применение амнистии в отношении: осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (подпункт "а" п. 11) <*>; осужденных, освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии после 1994 года и вновь совершивших умышленные преступления (подпункт "б") <**>; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы (подпункт "в"); осужденных, признанных особо опасными рецидивистами в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР или совершивших преступление при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (подпункт "г").
--------------------------------
<*> В п. 13 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 399-III ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" определено, какие лица должны считаться злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания при применении акта об амнистии (далее в тексте и в сносках - применение акта об амнистии).
<**> Для того чтобы правильно применить данный подпункт, необходимо обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. "О практике назначения судами видов исправительных учреждений". В п. 4 Постановления даются разъяснения, каких лиц следует относить к ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы (см. Постановление Пленума, которое опубликовано в БВС РФ N 6/2000. С. 1 - 4).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.04.2000 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений".В Постановлении об амнистии не предусмотрены ограничения для применения п. 1 к осужденным, исходя из категории совершенных ими преступлений.
По нашему мнению, данный пункт применим к осужденным, в отношении которых приговоры вступили в законную силу до вступления в силу Постановления об амнистии.
Это мнение по вышеизложенному пониманию п. 1 основано на анализе положений п. 1 и п. 8 Постановления об амнистии.
Вместе с тем не все правоприменители придерживаются такой точки зрения, считая, что положения п. 1 следует применять к лицам, осуждаемым после вступления в силу постановления об амнистии, за преступления, которые были совершены до принятия амнистии.
Вышеизложенное толкование п. 1 амнистии, с нашей точки зрения, приводит к принятию неверных решений по освобождению от наказания лиц, к которым амнистия не должна применяться.
Нам представляется, что п. 1 амнистии должен применяться после вступления Постановления об амнистии в силу в двух случаях.
Первый случай. Если на день опубликования амнистии, а она применяется со дня ее официального опубликования, был провозглашен приговор, но не вступил в законную силу.
Такая ситуация возможна, если не истек семисуточный срок, предусмотренный нормами УПК РСФСР на обжалование и опротестование приговора, а также если был принесен протест или подана жалоба на приговор в течение семи суток в кассационную инстанцию на законность и обоснованность приговора.
Второй случай. Когда в приговор, провозглашенный до вступления в силу амнистии, вступивший в законную силу, в последующем, в порядке надзора, вносятся изменения и определяется наказание до трех лет лишения свободы.
В этих случаях понятно, что осужденные должны освобождаться от наказания по п. 1 Постановления об амнистии.
Иное толкование положений п. 1 и основанные на нем решения по освобождению от наказания лиц, приговоры в отношении которых провозглашаются в период, когда амнистия действует, с нашей точки зрения, недопустимо.
Так, если следовать указанной логике, то по п. 1 к лицу при назначении реального наказания до трех лет лишения свободы включительно возможно применение амнистии. А к лицу, которому назначается условное наказание, применение амнистии невозможно (в данном случае имеется в виду осуждение за преступления, перечисленные в п. 12 Постановления об амнистии).
Мы считаем, что положения пункта 1 применимы в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и не скрывающихся от отбывания наказания.
Такое мнение основано на анализе п. 1 и п. 11 Постановления об амнистии. В подпункте "а" п. 11 имеется ограничение в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Из этого следует, что лица не только должны быть осуждены, но и при отбытии наказания соблюдать установленный порядок отбывания наказания <*>.
--------------------------------
<*> Мы не преследуем цели в данной статье спрогнозировать все возможные варианты применения либо неприменения п. 1. Это касается и нашего анализа других положений амнистии.
На основании п. 2 подпунктов "а, б, в, г, д" Постановления об амнистии подлежали освобождению от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока осужденные: принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества либо проходившие службу в составе действующей армии (подпункт "а") <1>; награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации (подпункт "б") <2>; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, а также беременные женщины (подпункт "в") <3>; мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет (подпункт "г") <4>; инвалиды I или II группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета <5>, <6>.
--------------------------------
<1> В подпункте "а" п. 6 Постановления о применении акта об амнистии даны разъяснения, кто попадает под действие подпункта "а" пункта 2 Постановления об амнистии.
<2> В подпункте "б" п. 6 Постановления о применении акта об амнистии даны разъяснения, какие награды дают основания для применения амнистии и в этих же разъяснениях указано, что действие подпункта "б" пункта 2 Постановления об амнистии не распространяется на лиц, лишенных в установленном порядке орденов или медалей СССР либо Российской Федерации.
<3> В подпункте "в" п. 6 Постановления о применении акта об амнистии даны разъяснения по применению подпункта "в" п. 2 Постановления об амнистии.
<4> В подпункте "г" п. 6 Постановления о применении акта об амнистии даны разъяснения по применению подпункта "г" п. 2 Постановления об амнистии.
<5> В подпункте "д" п. 6 Постановления о применении акта об амнистии разъясняется, что под действие данного подпункта подпадают лица, признанные в установленном порядке инвалидами I или II группы до вступления в силу Постановления об амнистии, больные туберкулезом, отнесенные в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета на день принятия решения о применении акта об амнистии.
<6> По одному из дел судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР признала, что при решении вопроса о применении акта амнистии к лицу, признанному инвалидом, следует иметь в виду, что днем установления инвалидности, если решение об этом принимается ВТЭК не в день освидетельствования, а позже, считать день, когда оно было начато (см.: Сборник постан. и опред. по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1981 - 1988 гг. С. 311).
Какие же ограничения по применению амнистии по данному пункту содержались в первой редакции амнистии?
В п. 11 Постановления об амнистии были предусмотрены ограничения по субъектам, к которым амнистия не должна применяться.
В п. 12 Постановления об амнистии содержались ограничения в отношении лиц, указанных в п. 2 подпунктах "а, в, г", если ими были совершены деяния, перечисленные в п. 12.
Других ограничений для освобождения от наказания вышеперечисленных лиц в первоначальном тексте амнистии не было.
В отношении лиц, указанных в подпунктах "б, д" п. 2 амнистии, подлежали прекращению уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов, независимо от тяжести совершенных ими преступлений и без каких-либо ограничений на основании подпункта "б" ч. 1 п. 8 Постановления об амнистии.
По лицам, указанным в подпунктах "а, в, г" п. 2 амнистии, решение о применении к ним положения амнистии должно было применяться с ограничениями, установленными подпунктами "а, б" п. 12 Постановления об амнистии.
Внесенными изменениями в Постановление об амнистии на всех лиц, которые были указаны в подпунктах п. 2 первоначального текста амнистии, применение амнистии стало возможно с учетом ограничений, установленных в пунктах 11 - 12 Постановления об амнистии.
"Юридическим последствием Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года явилось восстановление действия уголовного закона в отношении еще не освободившихся по амнистии лиц, совершивших перечисленные в пункте 12 Постановления от 26 мая 2000 года деяния, что меняло правовой статус тех, кто был награжден орденами и медалями СССР либо Российской Федерации, инвалидов I и II группы, а также больных туберкулезом, отнесенных к I или II группе диспансерного учета: на основании подпунктов "б" и "д" пункта 2 Постановления от 26 мая 2000 года они подлежали освобождению независимо от характера и тяжести преступного деяния, после же внесенных изменений такие лица, если им было вменено совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а правоприменительное решение об их освобождении от уголовной ответственности еще не состоялось, амнистированию больше не подлежали" <*>, <**>.
--------------------------------
<*> См.: п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 года.
<**> В констатации Конституционного Суда имеется юридическая неточность, что после внесенных изменений "такие лица, если им было вменено совершение тяжких или особо тяжких преступлений", амнистированию не подлежали. Неточность заключается в том, что в п. 12 Постановления об

Комментарии к законам »
Читайте также