Международно - правовые акты: природа и способы влияния

И СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ
Ю.А. ТИХОМИРОВ
Тихомиров Юрий Александрович - первый заместитель директора ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Происходящая в современном мире интеграция государств, усиление их взаимозависимости и совместное решение глобальных проблем приводят к новому соотношению национального и международного права. Оно является многоуровневым, касается ли соотношения двух суперправовых систем, источников права - внутреннего и международного - в целом и их отраслей либо способов взаимного влияния <*>. Важно поэтому проанализировать системы норм международного и внутреннего права и способы влияния первых на вторые. Здесь много трудностей и практического свойства, поскольку акты каждой страны по-разному отражают международные акты.
--------------------------------
<*> См.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. М.: Зерцало, 2001. С. 185 - 228.
Основы соотношения норм международного
и национального права
Международное право влияет на национальное в разных государствах по-разному. Например, в немецком праве общие проблемы их соотношения, исследуемые в рамках направления "Право и правовая наука", сочетаются с анализом в отраслях права соответствующих отраслевых международных норм <*>.
--------------------------------
<*> См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001. С. 8 - 14.
Тенденция динамичного соотношения национального и международного права приобрела в современных условиях значение универсальной. Она проявляется как в масштабных взаимовлияниях названных правовых систем, так и во все большем "проникновении" международных принципов и норм в национальные правовые системы. Для нашей страны легальное "пересечение" норм регулируется положениями п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
В более широком плане следует вести речь не об одностороннем примате первых, а о строгих национально - государственных критериях такого признания. К ним можно отнести, во-первых, признание в качестве основополагающего принципа национального и международного права суверенитета народа и государства. Противопоставлять ему доктрину защиты прав человека нельзя. Во-вторых, конституционные процедуры имплементации международных норм в национальную правовую систему, начиная с проверки конституционности проектов международных договоров, соответствия их законодательству и кончая ратификацией в форме федерального закона и иными процедурами. В-третьих, принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений <*>.
--------------------------------
<*> См., например: Белов А.П. Основания отказа в исполнении иностранных арбитражных решений // Право и экономика. 2001. N 10.
В-четвертых, используется широкий спектр правотворческих, правоприменительных и структурно - компетенционных средств выполнения международных обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы <*>. Международные договоры применяются непосредственно, кроме случаев, когда требуется издание внутригосударственного акта (ч. 2 ст. 7 ГК РФ). Нужны также действия по изменению и отмене актов.
--------------------------------
<*> См., например: Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 1998.
В-пятых, следует учитывать установление коллизионных правил и процедур, позволяющих преодолевать противоречия между нормами национального и международного права <*>.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М.: Юринформцентр, 2000.
Значит, в процессе правотворчества и правоприменения, толкования права необходимо полностью и корректно учитывать соответствующие принципы и нормы международного права. Но при этом возникают немалые трудности, поскольку и национальные, и международные нормы сопоставляются, сравниваются и применяются не изолированно, а в контексте своих правовых систем.
Известная трактовка "мягкого права" не отрицает признания юридической силы за всеми международно - правовыми актами, хотя высокой степенью юридического оформления обладают именно международные договоры <*>. Среди них выделим учредительные договоры как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и нормы" как базовые регуляторы. Согласие на их действие дается страной в официальном порядке <**>. Определение масштабов их применения разным количеством государств по степени охвата интересов стран - задача сложная. Ведь не все государства признают эти нормы и реализуют их, не везде одинакова правовая практика <***>.
--------------------------------
<*> См.: Решетов Ю.А. К вопросу о "мягком праве" // Московский журнал международного права. 1999. Вып. 2.
<**> См.: Толстых В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Ежегодник российского права. 2000. М., 2001.
<***> См.: Рамашов Ю.С. Об условиях формирования общепризнанных норм // Ежегодник российского права. 2000. М., 2001.
И сами нормы международного права "построены" с учетом системной взаимозависимости. Нормы национального права отражают разные уровни внутрисистемных связей - в пределах акта, института подотрасли, отрасли. Юридическая сила характеризует как бы внутреннюю соотносимость этих актов, но возникает вопрос о применении данного понятия ко взаимоотношениям международных и национальных норм. Разновидности первых вызывают различные "реакции" вторых, иными словами, инициируемые ими перемены в национальном правовом массиве неодинаковы.
Конституция допускает необходимые изменения, а закон служит "первым мостом" для перехода норм.
При этом в полной мере следует учитывать особенности структуры и содержания национальных и международно - правовых норм. Для первых характерна трех- или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Второй группе норм присуща большая степень своего рода нормативной концентрации. Нормы - дефиниции, нормы - принципы, нормы - цели, коллизионные нормы, презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление регулирования. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.
Каковы критерии правильного использования международно - правовых норм? Видимо, их несколько: а) верное понимание международных нормативных понятий и терминов; б) обоснованное "приложение" принципов международного регулирования к предметам национально - правового регулирования; в) строгое применение нормативных "связок", "ссылок", "отсылок" к национальным актам и действиям; г) сочетание международных и национальных норм для согласованного регулирования однородных или смежных отношений; д) соотносимость между международными нормами по их юридической силе, времени и сферам действия; е) легальность применения международных норм после их прохождения "через" конституционные процедуры ратификации; ж) правильное и своевременное корректирование национальных норм.
В оценке соотношения международно - правовых и национальных актов и норм все большую значимость приобретает признание новой роли международного права в процессе сравнительного правоведения. Нами уже отмечалась функция международно - правовых принципов и норм как интегратора, своего рода общего знаменателя в развитии национальных норм <*>. С одной стороны, ими создаются условия для все более активного использования "правовых образцов" других стран, а с другой - гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и "внешних" норм <**>.
--------------------------------
<*> См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Норма, 1996.
<**> См.: Международное частное право. Иностранное законодательство. М.: Статут, 2001.
Содержание "внешних" - относительно национальной правовой системы - норм зависит и от природы их субъектов. Проведем здесь водораздел между нормами обычных международных организаций и нормами межгосударственных объединений как сравнительно нового феномена в публичной сфере. Правоведами уже разработаны типичные характеристики международной организации. Это - объединение стран, обладающее организационным и функциональным единством, учредительным актом, правоспособностью <*>.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Ушаков Н.А. Государство в системе международного регулирования. М., 1997.
Межгосударственное объединение - более высокая форма интеграции государств. Это признано в конституциях ряда стран (в том числе в Конституции РФ, что вытекает из смысла ее ст. 79). Во-первых, их органы построены по аналогии с национальными законодательными, исполнительными и судебными органами, во-вторых, их акты имеют форму прямого действия, то есть сходны с законами.
Универсальные и специализированные
организации и их акты
Международное право, будучи по своей природе преимущественно договорным, уделяет большое внимание порядку заключения и выполнения международных договоров. Сегодня типичные положения в данной сфере изложены в известных Венских конвенциях о праве международных договоров, касается ли это трех стадий принятия международных обязательств или классического принципа "договоры должны соблюдаться". В нашей стране действует Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации". Комментарий. М.: Спарк, 1996.
В российской правовой системе подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации. При этом важны оговорки и заявления о применении вместо положений какой-либо статьи договора норм национальных законов, о совместимости обязательств, о намерении признать международные стандарты. Федеральные и иные структуры должны принимать меры по его выполнению. Правительство РФ принимает постановления по выполнению обязательств российской стороны, вытекающих из международных договоров. В частности, определяется министерство или другое ведомство как национальный (административный) орган по соблюдению данного договора, даются поручения о принятии конкретных решений, правил и т.п. Заключаются хозяйственные соглашения.
Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.
Успешно действуют специальные Комиссии ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.), чьи нормативные модели чаще всего служат стандартом для применения в национально - правовых системах.
Источником нормообразования служат постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Так, в июне 1990 года принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. Выражено, в частности, пожелание приступить к сравнительному изучению законодательства, административных правил и судебной практики, а также государственных институтов стран - участниц.
В декабре 1991 года представители государств - участников Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии приняли текст Хартии. В ней определены цели и сферы деятельности в соответствии с многосторонними соглашениями и обязательствами, в частности создание постоянных и открытых правовых рамок для разработки энергетических ресурсов. Предусмотрена возможность конкретных соглашений. И все это в пределах государственного суверенитета и суверенных прав на энергетические ресурсы.
Своеобразным является процесс унификации права в странах Латинской Америки. Первоначально был сделан упор на подготовке кодексов международного публичного и частного права. В послевоенный период возрастает роль "кодексов поведения", "стандартов регулирования", "общих принципов регулирования", вводимых с помощью конвенций. Унифицированные нормы, в основе которых лежат международные договоры, обладают приоритетом в иерархии норм. Межамериканские конвенции, ратифицированные государствами - членами Организации американских государств, формируют единое право. Таковы конвенции о международном частном праве 1928 г. (Кодекс Бустаманте), о получении свидетельских показаний за границей 1975 г., о судебных поручениях 1975 г., об экстерриториальном действии иностранных судебных и арбитражных решений 1979 г. и др. <*>.
--------------------------------
<*> См.: Унификация права стран Латинской Америки (часть I и II). М., 1991.
В мире действует немало международных специализированных организаций. Их задача - содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и норм. Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие выполняют большой объем работы по реализации общих международно - правовых актов и собственных решений.
Так, МОТ в соответствии с Уставом принимает декларации (об основополагающих принципах и правах в сфере труда и др.), конвенции, резолюции, рекомендации (например, о процедурах определения условий занятости на государственной службе, о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе). Есть своего рода соподчиненность между этими актами, которая учитывается государствами - членами в процессе их реализации. После ратификации конвенций ими осуществляются законодательные меры, меняется практика, распространяется информация <*>.
--------------------------------
<*> См.: Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы - стандарты. Комментарии специалистов // Библиотека "Российской газеты". Вып. N 22 - 23. 1999, 2000.
К сожалению, положения международных договоров и соглашений иногда просто дублируются в текстах национальных правовых актов. В некоторых случаях их вообще игнорируют.
Нарастающая информационно - технологическая идентичность многих видов деятельности государств настоятельно требует

О правовом регулировании водно - земельных отношений  »
Комментарии к законам »
Читайте также