Политическая партия: понятие и цели. к принятию закона о партиях

К ПРИНЯТИЮ ЗАКОНА О ПАРТИЯХ
В.В. ЛАПАЕВА
Лапаева Валентина Викторовна - доктор юридических наук, главный научный сотрудник ИЗиСП.
Новая законодательная стратегия развития многопартийности, заложенная в основу принятого летом 2001 года Федерального закона "О политических партиях", свое наиболее концентрированное выражение нашла в его преамбуле, где обозначены цели, и в ст. 3, где сформулировано понятие политической партии. Анализ правового смысла этих положений позволяет получить достаточно полное представление об основных ориентирах отечественного законодателя в сфере развития многопартийности.
1. Преамбула:
формулировка целей Закона
Текст преамбулы Закона гласит: "В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий".
Таким образом, в преамбуле названы две цели: 1) обеспечение гарантий равенства политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач и 2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов политических партий.
Первая цель Закона связывается в преамбуле с закрепленными в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13) принципами политического многообразия и многопартийности. При этом обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, в качестве исходной основы правового регулирования многопартийности в преамбуле обозначены не все конституционные положения, касающиеся политических партий. Конституция РФ (в отличие от подавляющего большинства постсоциалистических конституций и многих конституций стран Западной Европы, принятых после Второй мировой войны) не содержит специальных положений, закрепляющих конституционно - правовой статус политических партий. Однако, поскольку политические партии трактуются в Законе как вид общественных объединений (ст. 3), на них распространяются нормы, определяющие конституционно - правовой статус общественных объединений. Речь идет о положениях Конституции, закрепляющих свободу деятельности общественных объединений (ст. 30), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13), запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых носят антиконституционный характер (ч. 5 ст. 13).
Отсюда следует, что обозначенные в преамбуле в качестве целей данного Закона гарантии равенства партий перед законом являются конкретизацией не столько принципов политического многообразия и многопартийности, сколько конституционного положения о равенстве общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13), а также конституционного принципа идеологического многообразия (ч. 1 ст. 13), поскольку речь в преамбуле идет о равенстве партий независимо от изложенных в программе партии идеологии, целей и задач. То обстоятельство, что принципы политического многообразия и многопартийности указаны в преамбуле Закона в ненадлежащем контексте и не получили в ней адекватной конкретизации, не было результатом юридико - технической ошибки законодателя. Сознательная установка законодателя на такой подход к трактовке данных принципов достаточно ясно прослеживается в ряде положений Закона, и прежде всего в законодательной дефиниции политической партии, закрепленной в ст. 3.
Другой момент, который заслуживает внимания, - это то, что положение преамбулы о "равенстве... партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач" не согласуется с системой положений Конституции РФ, касающихся политических партий. Анализ этих положений в их системной взаимосвязи свидетельствует о том, что равенство партий (как и других общественных объединений) перед законом, а также свобода выбора ими своих идеологических ориентиров ограничены в Конституции определенными условиями, закрепленными в ч. 5 ст. 13 (где "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни"). Без таких оговорок соответствующее положение преамбулы рассматриваемого Закона искажает правовой смысл конституционно - правового статуса политических партий как особого вида общественных объединений.
При формулировке второй цели Закона ("обеспечение соблюдения прав и законных интересов политических партий") законодатель в преамбуле говорит лишь о правах и интересах партий. При этом отсутствует указание на их обязанности перед обществом и государством и прежде всего на обязанность действовать в рамках тех конституционно - правовых ограничений, которые накладывает ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Такой подход может привести к искажению правового статуса политических партий, в основе которого должен лежать надлежащий баланс прав и обязанностей.
На мой взгляд, с учетом того, что Конституция РФ не содержит каких-либо специальных положений о политических партиях, в преамбуле Закона следовало бы перечислить все положения Конституции РФ, относящиеся к политическим партиям, указав, что целью Закона является обеспечение конституционных принципов политического многообразия, многопартийности, свободы деятельности политических партий, равенства политических партий перед законом, а также гарантий их конституционности в смысле ч. 5 ст. 13 Конституции РФ.
Разумеется, не все отмеченные выше недостатки преамбулы отразились негативным образом на тексте Закона. В целом можно сказать, что его правовой потенциал значительно выше того весьма ограниченного правового смысла, который присутствует в преамбуле.
2. Статья 3 Закона:
понятие политической партии
Рассмотрим основные положения данной статьи, которые заключаются в следующем:
"1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии...
4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе".
Первое, на что следует здесь обратить внимание, - это то обстоятельство, что политические партии определяются в Законе как особый вид общественных объединений. Такой подход является общепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе и правовой практике <*>. Тем не менее данное понимание природы политической партии, по существу, было поставлено под сомнение в проекте ФЗ "О политических партиях", внесенном в Государственную Думу Президентом РФ в декабре 2000 года. В законопроекте партия определялась как "добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное с целью участия в политической жизни общества...".
--------------------------------
<*> Показательно, что такой авторитетный в области зарубежного партийного права автор, как Ю.А. Юдин, анализируя понятие политической партии, сформулированное им на основе анализа современного законодательства о партиях (где под партией понимается "общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление... государственной власти..."), даже не считает нужным остановиться на характеристике партии как общественного объединения, полагая данное обстоятельство само собой разумеющимся (см.: Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 37 - 38).
Обосновывая предлагаемые изменения в позиции отечественного законодателя, один из разработчиков проекта закона, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции "Единство" А.В. Чуев доказывал, что политическую партию следует считать не общественным, а публично - правовым объединением граждан, поскольку "в отличие от всех других общественных объединений, ее деятельность должна быть публичной. Тогда как деятельность любого другого общественного объединения совершенно не обязана быть публичной и все граждане совершенно не обязаны о ней знать. Деятельность партии должна быть публичной для того, чтобы она действовала в рамках закона, поскольку партия борется за государственную власть, за то, чтобы быть представленной в этой власти и определять политику государства" <*>.
--------------------------------
<*> Чуев А.В. Что такое партия? // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. N 12. С. 16.
Данная аргументация представляется неубедительной. Прежде всего, здесь неясно, с чем именно автор связывает публичный характер партии. Если с тем, что она должна действовать "в рамках закона, поскольку партия борется за государственную власть", то этого явно недостаточно, так как в рамках закона должно действовать любое общественное объединение. Если публичный характер партии определяется тем, что "ее деятельность должна быть публичной" и все граждане "обязаны о ней знать", то это неверно. Публичной является деятельность и иных общественных объединений (например, благотворительных организаций, профсоюзов и т.д.). И хотя законодательство, регламентирующее деятельность общественных объединений, имеет комплексный характер, оно в целом относится к публично - правовой сфере и представляет собой самостоятельный институт конституционного права. А что касается утверждения, что деятельность партии носит публичный характер, потому что все граждане "обязаны о ней знать", то оно не соответствует действующему законодательству. Граждане вовсе не обязаны знать что-либо о той или иной партии, но они имеют право знать о ней, как, впрочем, они имеют право знать о любом из общественных объединений, поскольку, согласно ст. 15 ФЗ "Об общественных объединениях", деятельность этих объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.
Подобные расхождения в подходах к законодательной дефиниции партии имеют далеко идущие последствия, поскольку задают принципиально разные векторы концептуального и юридико - нормативного развития данного понятия. Эти принципиальные расхождения в подходах к понятию политической партии связаны прежде всего с различиями в трактовке взаимосвязей партии с обществом и государством. Если политическая партия рассматривается как общественное объединение, то она трактуется как общественная структура, сформировавшаяся в недрах гражданского общества, выражающая политически значимые интересы определенных слоев общества и стремящаяся к представлению этих общественных интересов в органах государственной власти. Здесь акцент делается на прочной связи партии с обществом, на ее ответственности перед сформировавшим ее обществом и на ее функции посредника во взаимоотношениях между обществом и государством. В понятии же политической партии как некоего "публично - правового объединения граждан" нет указания на связь партии с обществом, что дает возможность для более тесной увязки партии с институтами публичной власти. Подобная трактовка понятия партии весьма удобна, в частности, для теоретико - правового оправдания такого специфического феномена российской партийной жизни, как "партии власти", которые представляют собой квазиобщественные структуры, созданные в значительной мере усилиями исполнительной власти. Последовательное логическое развитие и практическая реализация данного подхода могут привести к огосударствлению партий, отрыву их от общества, превращению их в инструмент манипулирования обществом и, в конечном итоге, к усилению отчуждения общества от государства. С правовой точки зрения такой подход опасен прежде всего потому, что выводит партии из-под действия ст. 13 Конституции РФ, закрепляющей равенство общественных объединений перед законом и запрет на их антиконституционную деятельность.
То обстоятельство, что законодатель в этом вопросе не пошел по пути, предложенному в президентском законопроекте о партиях, и вернулся к уже принятой до этого в действующем законодательстве трактовке партии как общественного объединения, существенно улучшило Закон, расширило возможности либерально - правовой интерпретации целого ряда его положений. Важно и то, что при трактовке политической партии как общественного объединения законодательство о партиях вписывается в сложившееся правовое пространство, которое охватывает комплекс положений Конституции РФ, закрепляющих конституционно - правовой статус общественных объединений, а также систему норм, регулирующих создание и деятельность таких организационно - правовых структур, как некоммерческие организации и общественные объединения. Таким образом выстраивается четкая цепочка последовательно конкретизируемых правовых понятий: некоммерческая организация как родовая структура по отношению к общественным объединениям (согласно ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" <*> это "организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками"), далее следует общественное объединение (которое в соответствии со ст. 5 ФЗ "Об общественных объединениях" <**> представляет собой "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения") и, наконец, - политическая партия как специфический вид общественных объединений.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 25 - 26, 145.
<**> См.: СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Специфика партии как особого вида общественных

Проблемы уголовно - правовой борьбы с латентными способами преступного невозвращения валюты из-за границы  »
Комментарии к законам »
Читайте также