Прямой разговор о косвенных налогах (современное право, n 10, 2001)

(К ВОПРОСУ О ВОЗВРАТЕ ИЗ БЮДЖЕТА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ)
В.М. ЗАРИПОВ
В.М. Зарипов, главный специалист ОАО "Объединенные консультанты РДП".
История вопроса. Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 г. N 2-П <*> было признано неконституционным взимание налога с продаж в Кировской области в феврале 1999 г. При этом Конституционный Суд РФ отказался признать право налогоплательщиков на возврат (зачет) сумм налога с продаж, уплаченных в соответствии с Законом Кировской области "О налоге с продаж" в областной и местный бюджеты в феврале 1999 г., "поскольку сумма налога включалась ими в цену товара (работы, услуги) и фактически взималась не за счет их прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога".
--------------------------------
<*> Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан".
Такое решение Конституционного Суда РФ по сути означает, что в случае переплаты налогоплательщикам могут быть возвращены только прямые налоги, а в возврате налога с продаж, акцизов и других косвенных налогов будет отказано лишь постольку, поскольку сумма налога была включена в цену товара. Эта позиция Конституционного Суда РФ во многом схожа с позицией, которую по вопросам возврата излишне уплаченных сумм косвенных налогов в 1998 г. занял ВАС РФ. Речь идет о возврате НДС, излишне уплаченного производителями и продавцами мороженого вследствие применения завышенной ставки налога - 20% вместо 10%: переплаченная сумма НДС так и не была возвращена налогоплательщикам. По мнению ВАС РФ, фактически плательщиками НДС являлись покупатели мороженого, и, следовательно, налогоплательщик, уплачивая в бюджет налог, исчисленный по ставке в размере 20%, не понес убытков; кроме того, требуемые налогоплательщиком денежные средства ему не принадлежат <*>.
--------------------------------
<*> Постановления Президиума ВАС РФ от 01.09.98 г. N 2345/98, от 10.08.99 г. N 1248/98, от 10.08.99 г. N 22/99.
В Алтайском крае в 1995 г. был введен незаконный косвенный налог - целевой сбор на строительство мостового перехода через реку Обь. Впоследствии Закон о введении этого налога был признан Алтайским краевым судом недействительным, однако незаконно собранные средства так и не были возвращены налогоплательщикам и остались в краевом бюджете: по мнению ВАС РФ, поскольку уплаченные суммы платежей сбора возмещались истцу при оплате приобретенной продукции, то сумма сбора не влияла на финансовый результат деятельности предприятия, а лишь увеличивала продажную цену горючих и смазочных материалов <*>.
--------------------------------
<*> Постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.98 г. N 5016/98, от 13.10.98 г. N 5007/98, от 16.06.98 г. N 1443/98, от 16.06.98 г. N 1442/98, от 16.06.98 г. N 1441/98, от 07.04.98 г. N 7630/97.
В практике арбитражных судов 2000 - 2001 гг. встречаются случаи, когда налогоплательщикам отказывали в возврате излишне уплаченных налогов только потому, что переплаченные налоги относятся к косвенным <*>. Иногда налогоплательщикам отказывают и в возврате налога на пользователей автомобильных дорог, мотивируя это тем, что "фактически плательщиками налога являлись покупатели" <**>.
--------------------------------
<*> Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2000 г. N КА-А40/5924-00, Постановление ФАС Северо - Западного округа от 23.04.2001 г. N А56-46/01, Постановление ФАС Уральского округа от 18.04.2000 г. N Ф09-328/2000-АК, Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 18.12.2000 г. N Ф04/3252-793/А46-2000, Постановление ФАС Центрального округа от 07.12.2000 г. N А23-134/15-2000А.
<**> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.10.99 г. N Ф03-А51/99-2/1435.
По причине "косвенности" налогов арбитражные суды не применяют норму ст. 9 Федерального закона от 16.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Этой статьей, как известно, предусмотрена гарантия сохранения благоприятного режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет их деятельности. Отказывая налогоплательщикам в защите их прав при взимании с них налога с продаж, суды ссылаются на то, что налог с продаж является косвенным (включается в цену реализованного товара) и его сумма подлежит возмещению покупателем, т.е. плательщик налога имеет возможность компенсировать свои издержки увеличением цены. Данный налог уплачивается в бюджет фактически за счет средств покупателей, а налогоплательщики являются, по существу, налоговыми агентами, поэтому введение налога с продаж не создает менее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности <*>.
--------------------------------
<*> Постановления ФАС Уральского округа от 13.12.2000 г. N Ф09-1685/2000-АК, от 30.11.2000 г. N Ф09-1630/2000-АК, от 31.10.2000 г. N Ф09-1370/2000-АК, от 18.04.2000 г. N Ф09-330/2000-АК, Постановления ФАС Волго - Вятского округа от 20.07.2000 г. N А82-54/2000-А/1 и от 30.03.2000 г. N А82-182/99-А/3.
Однако позиция, согласно которой налоги не подлежат возврату налогоплательщику лишь постольку, поскольку они переложены на покупателя, а введение косвенных налогов не может ухудшать положение налогоплательщика, противоречит как Конституции РФ, так и действующему налоговому законодательству.
О понятии налога как ограничения собственности налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Впервые официальное определение налога было дано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 11.11.97 г. N 16-П: "Налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности".
Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно обращался к вопросу о сущности налогов и налогообложения. В частности, в Постановлении от 17.12.96 г. N 20-П была сформулирована его позиция о правовых основах взимания налога: "Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью СВОЕГО имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну".
С.Г. Пепеляев отмечает, что "определение налога исходит из того, что плательщиком налога является собственник. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. Посредством уплаты налога частная собственность служит интересам общества" <*>. Обобщая определения налога, данные в ст. 8 НК РФ и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.97 г. N 16-П, С.Г. Пепеляев отмечает: "Все приведенные определения, хотя и различаются некоторыми деталями, едины в главном: налогообложение является формой отчуждения собственности; право собственности первично по отношению к праву государства требовать отторжения части собственности в виде налога. Эта позиция является основополагающей для всего налогового законодательства" <**>.
--------------------------------
<*> Налоговое право: Учеб. пособ. М., 2000. С. 31.
<**> Там же. С. 34.
Очевидно, что законодатель, Конституционный Суд РФ и наука налогового права однозначно рассматривают все налоги как часть имущества налогоплательщика, принадлежащую ему на праве собственности или ином вещном праве и подлежащую отчуждению в пользу государственной казны.
О понятиях "налогоплательщик", "носитель налога", "налоговый агент" и "сборщик налога". В соответствии с п. 3 ст. 11 НК РФ понятие "налогоплательщик" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
В ст. 19 НК РФ дано следующее определение: "Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги". В п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 24.03.2001 г.) налогоплательщик именуется также субъектом налога. Наиболее полно понятие субъекта налога, а также соотношение этого понятия и понятия "носитель налога" раскрывается в учебном пособии "Налоговое право": "Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Понятию "субъект налогообложения" близко другое понятие - "носитель налога". Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с субъекта налогообложения, т.е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо. Носитель налога - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.
Например, субъектами акциза (косвенный налог в виде надбавки к цене товара) являются юридические лица, производящие и реализующие подакцизный товар. Эти лица обязаны исчислить сумму акциза и перечислить ее в бюджет. Акциз включается в цену подакцизного товара, но не выделяется в ней. Покупатель этого товара в составе цены товара оплачивает и акциз. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму акциза. Этот конечный потребитель и является носителем акциза.
Законодательные акты устанавливают субъект налога, а не носителя налога" <*>.
--------------------------------
<*> Налоговое право. С. 83.
В другом пособии подчеркивается, что налогоплательщики - это субъекты налоговых правоотношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. При этом отмечается, что налогоплательщика следует отличать от носителя налогов, поскольку понятие "носитель налогов" применяется в экономическом аспекте <*>. Как указывалось выше, Конституционным Судом РФ также отмечается, что налогоплательщик уплачивает налоги за счет собственных средств (Постановления Конституционного Суда от 17.12.96 г. N 20-П, от 11.11.97 г. N 16-П, от 12.10.98 г. N 24-П).
--------------------------------
<*> Налоги и налоговое право. М., 1997. С. 386 - 387.
Таким образом, понятие "налогоплательщик" четко определено в налоговом законодательстве и предусматривает, в числе прочих признаков, уплату налогоплательщиком налога за счет собственных средств. В то же время понятие "носитель налога" (фактический плательщик) не имеет реального юридического содержания, поскольку не определено в действующем законодательстве. Носители налогов не являются и не могут являться участниками (субъектами) налоговых правоотношений, поскольку не наделены соответствующими правами и обязанностями.
Следовательно, одно лишь наличие носителей налогов (фактических плательщиков) в экономической теории не может влиять ни на исполнение обязанности по уплате налога, ни на реализацию права на возврат излишне уплаченных сумм.
Понятие налогового агента раскрывается в ст. 24 НК РФ: "Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов". В п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обозначены плательщики налога с продаж, а о налоговых агентах там не упоминается <*>. Как указывалось выше, данные лица исчисляют и вносят в бюджет соответствующие налоги за счет собственных средств. Следовательно, нет никаких оснований считать данных лиц налоговыми агентами <**>.
--------------------------------
<*> Надо сказать, что попытки назвать налогоплательщиков косвенных налогов налоговыми агентами не так уж редки. Так, С.Д. Шаталов придерживается мнения о том, что налогоплательщики НДС являются скорее сборщиками налога или агентами правительства. См.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2001. Т. 2. С. 75.
<**> В этой связи невольно вспоминается латинское юридическое изречение: "Лучше, чем в законе, не скажешь".
Рассматривая дело о возврате целевого сбора на строительство моста через реку Обь, незаконно взимавшегося в Алтайском крае в 1995 - 1996 гг., ВАС РФ отказал налогоплательщикам в возврате излишне уплаченных налогов, ссылаясь на то, что они обязаны лишь взимать с покупателей целевой сбор и зачислять суммы сбора в краевой бюджет. Это означает, что налогоплательщики рассматриваются судом в качестве сборщиков налога. Такой подход не может не удивлять - ведь НК РФ предусматривает лишь два способа уплаты налога: самостоятельную уплату налога налогоплательщиком (п. 1 ст. 45) или удержание налога у источника выплаты, т.е. у покупателя, который признается налоговым агентом (ст. 24); крайней мерой является принудительное взыскание недоимки налоговым органом. Сбор (!) налога с покупателей действующим законодательством не предусмотрен, поэтому о сборщиках налога в этой ситуации можно говорить лишь в экономическом смысле.
О праве на возврат или зачет излишне внесенных сумм. Статьей 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.10.98 г. N 24-П отмечается, что "Конституция Российской Федерации предусматривает разграничение имущества, которым налогоплательщик не может распоряжаться по своему усмотрению, поскольку оно в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и имущества, находящегося в частной собственности, гарантии которой предусмотрены ст. 35 Конституции Российской Федерации".
Излишняя уплата налога означает противоречащее закону перераспределение частной и государственной собственности. Следовательно, излишне внесенные в бюджет суммы не могут признаваться законно уплаченными налогами. Незаконное взимание денежных средств под видом налогов

Юридическая ответственность должностных лиц исполнительной власти  »
Комментарии к законам »
Читайте также