Статья 117 нк рф. данной статьей (пунктом 1) предусмотрено привлечение к ответственности за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. пунктом 2 той же статьи предусмотрено привлечение к ответственности за то же деяние в случае ведения деятельности без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев.

Сложность применения данной статьи состоит в необходимости доказать факт отсутствия регистрации в налоговом органе, ведения деятельности в период отсутствия такой регистрации, длительность периода деятельности, размер полученного за это время дохода. Именно на эти моменты рекомендуется обратить внимание как налоговым органам, так и налогоплательщикам.
Привлечение к ответственности по статье 117 активно применяют органы ФСС. При этом они исходят из тех же оснований, что были уже приведены в разделе, посвященном ст. 116. Представляется, что применение ст. 117 органами ФСС неправомерно по следующим основаниям.
Конструкция этой статьи не рассчитана на ее применение какими-либо органами, кроме налоговых. Именно в компетенцию налоговых органов входит контроль деятельности налогоплательщиков, в то время как органы ФСС вправе контролировать лишь те аспекты их деятельности, которые относятся к исчислению и уплате взносов в Фонд. Ответственность статьей установлена за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Наконец, штраф исчисляется в процентном отношении к доходу, полученному за период деятельности без налогового учета. Такой доход может быть исчислен только налоговым органом в пределах его компетенции, но никак не органом государственного внебюджетного фонда.
Кроме того, по делу о взыскании органом ФСС штрафа с ОАО "Н" судом было отказано в иске, в частности, с указанием на неправильное исчисление размера штрафа. Истец просил взыскать штраф в процентном отношении к размеру выплат в пользу работников ОАО, что противоречит норме ст. 117 НК РФ.
В то же время Законом о бюджете предусмотрено привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение. Поэтому органам ФСС следует применять не ст. 117 НК РФ, а соответствующую норму Закона о бюджете.
В Постановлении ВАС N 5 нашли свое отражение две проблемы, связанные с применением статей 116 и 117 НК РФ. ВАС обратил внимание на то, что постановке на учет подлежат сами налогоплательщики, а не принадлежащее им имущество, в связи с чем не могут привлекаться к ответственности налогоплательщики за неподачу заявления о повторной постановке на учет в том же налоговом органе. Кроме того, было отмечено, что постановка налогоплательщика на налоговый учет по инициативе налогового органа не освобождает от ответственности по ст. 116 и ст. 117.

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также