Акт территориального органа подлежит обязательному официальному опубликованию

ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ОФИЦИАЛЬНОМУ ОПУБЛИКОВАНИЮ
М. МИТЮКОВ
М. Митюков, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ, профессор, заслуженный юрист РФ.
В сентябре исполнился год с момента образования Уставного суда Санкт - Петербурга. За это время в Уставный суд поступило 19 обращений. Четыре из них рассмотрено с вынесением окончательного решения. В их числе дела по толкованию Устава Санкт - Петербурга, проверке законов и иных нормативных актов на соответствие Уставу города.
Согласно Закону "Об Уставном суде Санкт - Петербурга" он проверяет нормативный акт не только по содержанию, но и по форме, а также порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие. Установив противоречие одному из указанных критериев, суд признает акт не соответствующим Уставу Санкт - Петербурга.
Предлагаем вниманию читателей постановление Уставного суда Санкт - Петербурга от 25 апреля 2001 г. по делу о соответствии Уставу распоряжения исполняющего обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт - Петербурга от 13 декабря 2000 г. "Об упорядочении работы по размещению объектов мелкорозничной торговли на территории Василеостровского административного района".
Основанием для признания этого акта не соответствующим Уставу явилось то, что распоряжение и.о. главы территориального управления непосредственно затрагивало права и свободы граждан и по существу являлось нормативным, однако не было отнесено к такой категории и не опубликовано. В соответствии с решением Уставного суда распоряжение считается недействительным и не подлежит применению.



О соответствии Уставу Санкт - Петербурга
распоряжения главы территориального управления
Василеостровского административного района
Извлечения из Постановления
Уставного суда Санкт - Петербурга
от 25 апреля 2001 г.
Уставный суд Санкт - Петербурга при участии представителей муниципального совета муниципального образования, расположенного на территории муниципального округа N 7, представителя территориального управления Василеостровского административного района Санкт - Петербурга, руководствуясь п. 1 ст. 51 Устава Санкт - Петербурга, п. "а" ст. 3, ст. ст. 30, 72, 73, 74 Закона "Об Уставном суде Санкт - Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт - Петербурга распоряжения исполняющего обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт - Петербурга от 13 декабря 2000 г. "Об упорядочении работы по размещению объектов мелкорозничной торговли на территории Василеостровского административного района" (далее - распоряжение).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос муниципального совета муниципального образования, расположенного на территории муниципального округа N 7, о соответствии распоряжения Уставу Санкт - Петербурга.
Уставный суд, заслушав сообщение судьи - докладчика, объяснения представителей сторон, показания свидетелей, исследовав представленные документы и иные материалы дела,
установил:
Муниципальный совет муниципального образования оспаривает соответствие распоряжения Уставу Санкт - Петербурга. Как указывается в запросе, распоряжение не соответствует ст. ст. 60 и 61 Устава, поскольку оно направлено на решение вопроса местного значения - "создание условий по обеспечению жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания", отнесенного к ведению органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт - Петербурга. В запросе также отмечается, что распоряжение официально не опубликовано.
Оспариваемое распоряжение содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом, и, следовательно, является нормативным правовым актом.
Устанавливая правила размещения на территории Василеостровского административного района объектов уличной мелкорозничной торговой сети, распоряжение затрагивает предусмотренное ч. 1 ст. 34 Конституции РФ право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Согласно п. 2 ст. 70 Устава Санкт - Петербурга нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Санкт - Петербурга и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию. Таким образом, оспариваемое распоряжение должно быть официально опубликовано.
Порядок официального опубликования нормативных правовых актов территориальных органов администрации Санкт - Петербурга определен распоряжением губернатора Санкт - Петербурга от 10 ноября 1996 г. "О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт - Петербурга" и регламентом администрации Санкт - Петербурга, приказом губернатора Санкт - Петербурга от 20 января 1998 г. "Об утверждении регламента администрации Санкт - Петербурга".
Обязанность по размещению нормативных правовых актов территориальных органов в официальных изданиях была возложена на комитет по печати и связям с общественностью администрации Санкт - Петербурга, а обязанность по направлению данных актов в указанный комитет была возложена на административно - правовой комитет.
Из подп. 3.22, 3.23, 3.25 регламента администрации Санкт - Петербурга следует, что официальной публикации нормативных правовых актов территориальных органов должны предшествовать проводимая административно - правовым комитетом в течение трех дней со дня поступления правового акта правовая экспертиза на соответствие его действующему законодательству, а также включение правового акта в реестр нормативных правовых актов Санкт - Петербурга. В случае соответствия действующему законодательству нормативный правовой акт вносится в указанный реестр, а в случае противоречия действующему законодательству - направляется с заключением административно - правового комитета в орган, издавший акт, для приведения его в соответствие с действующим законодательством. После внесения нормативного правового акта в реестр административно - правовой комитет должен направить экземпляр нормативного правового акта в комитет по печати и связям с общественностью администрации Санкт - Петербурга для официального опубликования.
Вместе с тем оспариваемое распоряжение в январе 2001 г. было представлено территориальным управлением Василеостровского административного района в административно - правовой комитет для проведения правовой экспертизы. Однако распоряжение не внесено в реестр нормативных правовых актов Санкт - Петербурга и не передано для официальной публикации. Не было дано и заключение административно - правового комитета о несоответствии распоряжения действующему законодательству.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что вопрос об официальном опубликовании распоряжения в течение длительного времени не был решен и на момент рассмотрения дела оспариваемое распоряжение официально не опубликовано.
В рассматриваемой ситуации Уставный суд Санкт - Петербурга ограничивается проверкой соответствия распоряжения Уставу Санкт - Петербурга только по порядку его опубликования.
Уставный суд Санкт - Петербурга на основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62, 63, 64, 75 Закона "Об Уставном суде Санкт - Петербурга",
постановил:
1. Признать распоряжение исполняющего обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт - Петербурга от 13 декабря 2000 г. ... "Об упорядочении работы по размещению объектов мелкорозничной торговли на территории Василеостровского административного района" не соответствующим Уставу Санкт - Петербурга...
2. ...постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. ...распоряжение исполняющего обязанности главы территориального управления Василеостровского административного района Санкт - Петербурга... считается недействительным и не подлежит применению...
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Российская юстиция, N 11, 2001

Комментарии к законам »
Читайте также