Кто заплатит мировому судье?

К. СМОЛИНСКАЯ
К. Смолинская, ООО "Сутяжник", г. Екатеринбург.
Одним из самых желанных результатов судебной реформы для законодателя был и остается институт мировых судей, призванный, по его мнению, перераспределить нагрузку в рамках судебной власти, "приблизить суд к народу", сделать его еще более "скорым и справедливым".
Действительно, одной из объективных причин неудовлетворительной работы судебных органов является их загруженность, нехватка судебных кадров. Именно поэтому увеличение судейского корпуса за счет мировых судей, возможно, и будет иметь своим положительным результатом повышение профессионализма и эффективности в деятельности судебной системы. Но такая реформа, безусловно, требует больших финансовых вложений со стороны государства, а в этом вопросе его возможности не всегда совпадают со стоимостным выражением его проектов.
Возможно, именно поэтому бремя содержания и материально - технического обеспечения института мировых судей было решено поделить между Российской Федерацией и ее субъектами. Ряд статей Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ предусматривает, с одной стороны, возможность предоставления мировым судьям дополнительных гарантий материального обеспечения и социальной защиты за счет средств бюджета субъекта РФ, а с другой стороны - возможность осуществления материально - технического обеспечения деятельности мировых судей органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном законом этого же субъекта.
Законодатель Свердловской области во исполнение этих положений федерального закона включил в областной Закон "О мировых судьях в Свердловской области" норму, согласно которой материально - техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета.
Казалось бы, все это отвечает идее конструктивного сотрудничества между федерацией и ее субъектами: живем в одной стране, так и поможем друг другу "поставить на ноги" новый судебный институт. Но всем известно, что "кто платит, тот и заказывает музыку". И далеко не случайно Конституция РФ закрепляет в ст. 124, что "финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом", а ст. 71 Конституции РФ относит вопросы судоустройства к исключительному ведению Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ в ст. 3 устанавливает, что единство судебной системы РФ обеспечивается в т.ч. и путем финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Статья 5 Федерального закона "О судебном департаменте при Верховном Суде РФ" от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ предусматривает также осуществление финансирования всей деятельности судебных органов из федерального бюджета через Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
По мысли законодателя, предусмотренный Конституцией РФ, федеральным конституционным и федеральными законами порядок финансирования судебной системы призван обеспечить независимость судебной власти в целом и каждого судьи в частности при осуществлении правосудия от других ветвей и всех уровней власти.
Именно поэтому недопустимо установление иного, противоречащего Конституции РФ порядка финансирования института мировых судей, являющегося неотъемлемой частью судебной системы России. В противном случае бессмысленной становится одна из главных гарантий независимости судебной власти: материальная зависимость - одна из самых тяжелых, и наивно будет полагать, что в таком положении мировые судьи смогут вершить правосудие, не принимая во внимание политической обстановки в своем субъекте, невзирая на чины и лица, против которых подана жалоба.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 7-ФЗ
"О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 19.12.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.1998 N 188-ФЗ
"О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 11.11.1998)
Бизнес-адвокат, N 19, 2001

Комментарии к законам »
Читайте также