Об ответственности за незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции(е.в. виговский)

АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 2001 года
Е.В. ВИГОВСКИЙ
Виговский Евгений Владимирович, советник налоговой службы III ранга.
До принятия 23.06.99 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вопросы ответственности хозяйствующих субъектов в данного вида деятельности были предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции".
В Указе предусмотрено, что находящейся в законном обороте при оптовой и розничной торговле признается алкогольная продукция только при наличии надлежащих учетных, финансовых и транспортных документов, а также документального подтверждения: соответствия ее требованиям стандартов, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, права на осуществление деятельности, связанной с оборотом этой продукции, государственной регистрации ее (с 1 января 1997 г.), легальности ее производства на территории Российской Федерации или поступления на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства.
Согласно Указу Президента Российской Федерации при выявлении контролирующими органами алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, контролирующие органы производят ее изъятие с последующей передачей в соответствии с федеральным законодательством в собственность государства, приостанавливают действие лицензии на осуществление оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией с одновременным внесением в орган, выдавший такую лицензию, представления об ее аннулировании.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1999 г. N 178 "Об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изъятые из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция до решения вопроса об их конфискации и последующем использовании хранятся в местах, определяемых органами, осуществившими изъятие указанной продукции.
Правомерным является вопрос о том, вправе ли контролирующие органы обращать волевым решением, принятым в одностороннем порядке, в собственность государства изъятую из незаконного оборота алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Так, согласно статье 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Несомненно заслуживает внимания для решения этого вопроса Постановление Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Суд) от 20 мая 1997 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда" и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 декабря 1998 г. N 201-О "По жалобе граждан Л.Н. Васильевой, А.Н. Евсеева, Н.П. Евсеева и Л.А. Налетова на нарушение их конституционных прав положением части второй статьи 146.7 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях".
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 20 мая 1997 г. N 8-П никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это положение касается частных собственников - физических и юридических лиц и принадлежащего им имущества, если оно не изъято из оборота. Лишение лица принадлежащего ему имущества в виде конфискации есть принудительное прекращение права собственности. По смыслу приведенного положения части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, конфискация имущества может быть применена к частным собственникам - физическим и юридическим лицам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение. Статья 35 Конституции Российской Федерации, закрепляя гарантии охраны частной собственности законом и возможности лишения имущества не иначе как по решению суда, распространяет их как на сферу гражданско - правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично - правовой сфере.
Конституционный Суд в Определении от 03.12.98 N 201-О указал, что согласно пункту 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Федеральным законом от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (с последующими изменениями и дополнениями) водка и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции (за исключением пива) отнесены к объектам, ограниченно оборотоспособным.
К специальным условиям оборота алкогольной продукции относится, в частности, обязательная маркировка такой продукции с содержанием алкоголя свыше 6 процентов марками акцизного сбора или специальными марками. Оборот алкогольной продукции, не имеющей марок установленных образцов как подтверждения государством ее качества, является незаконным, опасным для жизни и здоровья людей, посягающим тем самым на конституционные права, предусмотренные статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В таких случаях согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации контролирующие органы вправе на основании федерального закона изымать соответствующую продукцию.
Немаловажным является разрешение вопроса о том, что при несогласии собственника это решение подлежит обязательному рассмотрению в судебном порядке, а реальное его исполнение, т.е. фактическое обращение имущества в собственность государства, возможно лишь на основании судебного акта, только с вынесением которого конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.
Как следует из вышеизложенного, конфискация алкогольной и спиртосодержащей продукции у собственника может производиться только по решению суда, а в уголовном судопроизводстве - по приговору суда.
Производство по делу об административном правонарушении (административное расследование) в сфере выявленных правонарушений в области производства и оборота алкогольной продукции (по статьям 3 - 9 Закона) представляет собой сложный процесс, поскольку изъятая из оборота продукция требует больших затрат времени для производства экспертиз и ряда других трудоемких и процессуальных действий. При производстве административного расследования срок для его проведения может быть увеличен.
При этом изъятая из незаконного оборота алкогольная продукция и этиловый спирт, спиртосодержащая продукция при невозможности обеспечения их надлежащего хранения и опасности возвращения в производство и оборот направляется на переработку в технических целях либо может быть уничтожена.
Согласно статье 16 Федерального закона решение о направлении на переработку в технических целях или уничтожение вышеуказанной продукции до вынесения постановления по делу об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом органов внутренних дел или налоговой полиции, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 13 рассматривают дела о соответствующих административных правонарушениях.
После истечения срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении образцы подлежащих к уничтожению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны сохраняться в течение месяца, которые впоследствии уничтожаются.
Федеральный закон от 08.07.99 N 143-ФЗ направлен прежде всего на обеспечение государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, защиту прав потребителей, охрану жизни и здоровья людей.
Законом установлена административная ответственность хозяйствующих субъектов (юридических лиц, организаций), а также индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона действие Федерального закона не распространяется на:
- деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;
- деятельность организаций по производству и обороту лекарственных средств, лечебно - профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно - косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Федеральным законом предусмотрена ответственность субъектов предпринимательской деятельности в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по 11 статьям (ст. ст. 2 - 12). Ряд статей Закона по конструкции имеют сложный характер и состоят из нескольких частей.
Санкции за административные правонарушения предусматривают ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пределах от двухсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда, что является значительным и составляет на сегодняшний период суммы в пределах от 20000 до 80000 рублей.
Необходимо прежде всего отметить, что субъектами административных правонарушений являются также и юридические лица (организации).
Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Важным остается вопрос о возможности привлечения к административной ответственности по настоящему Федеральному закону юридических лиц и физических лиц одновременно, допустивших нарушения, указанные не только в Законе, но и по отдельным составам, которые указаны в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.
Так, физические лица, состоящие в штате предприятия или выполняющие определенные виды работ по договорам гражданско - правового характера, например осуществляющие торговлю алкогольной продукцией и допустившие административные правонарушения, указанные в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (главе 12 Кодекса) и в законодательстве, определяющем порядок и условия реализации алкогольной продукции, несут самостоятельную ответственность в порядке и в размерах, предусмотренных КоАП РСФСР.
Так, в частности, за "незаконную торговлю товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена" (статья 146.3 КоАП РСФСР), к административной ответственности могут быть привлечены в размерах штрафа, указанных в санкции данной статьи, помимо продавца, также и должностные лица предприятия, организации, в частности руководитель.
Для установления факта имевшего место правонарушения, для привлечения лица (продавца и руководителя предприятия) к административной ответственности необходимо установить виновность лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и иные обстоятельства.
Необходимым условием для правильного разрешения дела об административном правонарушении является получение объяснения и разъяснение прав и обязанностей лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении.
Дела данной категории в отношении физических лиц рассматриваются в общеустановленном порядке по правилам, предусмотренным КоАП РСФСР.
Одним из примеров возможного привлечения к ответственности физического лица - продавца являются, в частности, нарушения, предусмотренные в статье 147 КоАП РСФСР ("Нарушение правил торговли спиртными напитками").
Данная статья полностью не раскрывает нарушения правил торговли. Вместе с тем правила торговли определены в ряде нормативно - правовых актов.
Одним из них являются Примерные правила работы предприятия розничной торговли, утвержденные Комитетом Российской Федерации по торговле от 17 марта 1994 года N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" и ряд постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности торговли теми или иными видами товаров, в частности Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года N 987.
В качестве иных субъектов ответственности за административные правонарушения в Федеральном законе от 08.07.99 N 143-ФЗ предусмотрена ответственность индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации предприятий и предпринимателей установлен Законом РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации" и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482.
Как отмечалось ранее, осуществлять торговлю алкогольной продукцией наряду с юридическими лицами могут лишь индивидуальные предприниматели, в строго определенном действующим законодательством разрешительном порядке (постановка на учет в налоговом органе, надлежащая регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, наличие лицензии и т.д.)
Торговля иными лицами алкогольной продукцией не допускается.
В случае осуществления иными физическими лицами торговли алкогольной продукцией данная торговля будет являться не только незаконной, но и будет влечь для данных лиц предусмотренные законодательством правовые последствия.
Так, согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица подлежат

Проверки финансово - хозяйственной деятельности, проводимые таможенными органами в пределах их компетенции(т.н. трошкина)  »
Комментарии к законам »
Читайте также