Личный досмотр. права и обязанности его участников(т.н. трошкина)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 августа 2001 года
Т.Н. ТРОШКИНА
Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук.
Со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю очень многие физические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и стали участниками таможенных правоотношений, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а следовательно, растет число пассажиров, пересекающих российскую границу. Пересекая таможенную границу Российской Федерации, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны, и таможенный контроль - это важный институт таможенного права.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Такое определение таможенного контроля мы получаем из статьи 18 (п. 16) Таможенного кодекса РФ.
Статья 180 (часть 1) определяет формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр); учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических лиц и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Остановим свое внимание на личном досмотре. Исследуемой нами теме - личному досмотру - посвящена статья 189 Таможенного кодекса РФ. Там мы сразу читаем о том, что личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля и он может быть проведен по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или должностного лица, его замещающего. Слово "исключительная" применено не случайно. Одним из основных прав человека и гражданина, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, международным пактом по правам человека 1966 года и Конституцией России является право на личную неприкосновенность.
Правовое оправдание личного досмотра мы видим также в Конституции РФ, в статье 55: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина ... Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 22 сентября 1997 года был принят Приказ N 569 <*> (в ред. Приказа ГТК РФ от 02.02.98 N 56) "Об утверждении Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения". Этот Приказ прошел регистрацию в Минюсте РФ - он был зарегистрирован 26 декабря 1997 года, N 1441.
--------------------------------
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 3.
Эта Инструкция определяет основания для проведения личного досмотра лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, и его порядок, а также форму протокола о его проведении.
Для принятия решения о проведении личного досмотра необходимо наличие достаточных оснований для предположения, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Таковыми основаниями считаются:
1) соответствующие сведения, содержащиеся:
- в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
- в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов Российской Федерации;
- в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
- в материалах, поступивших от других таможенных органов Российской Федерации;
2) непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.
Часто возникает вопрос: влияет ли гражданство на возможность проведения личного досмотра? Однозначный ответ дает пункт 1.4 этой Инструкции: "...личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства".
Но все же существует определенный перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты личному досмотру. Не подвергаются личному досмотру:
- Президент Российской Федерации;
- депутаты Совета Федерации и Государственной Думы <1>;
- судьи Конституционного Суда Российской Федерации <2>, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
- прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления <3>;
- судьи Российской Федерации, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи <4>;
- сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда <5>;
- сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда <6>;
- лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года;
- лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с частью 5 статьи 188 Таможенного кодекса Российской Федерации;
- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 98 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 18 Федерального закона от 08.05.94 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
<2> Часть 1 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
<3> Часть 2 статьи 42 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
<4> Часть 6 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации".
<5> Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 03.04.95 N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
<6> Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27.05.96 N 57-ФЗ "О государственной охране".
Хотелось бы поподробнее остановиться на части 5 статьи 188 Таможенного кодекса Российской Федерации. Часть 1 этой статьи Таможенного кодекса РФ четко формулирует, что "освобождение от определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно настоящим Кодексом". Часть 5 же говорит о том, что это право может применить "Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации". Нельзя не отметить, что формулировки частей 1 и 5 противоречивы. Хотелось бы особенно подчеркнуть и то, что законодатель не определяет перечень этих случаев. Получается, что все эти вопросы решаются должностным лицом, а это опять вступает в противоречие с частью 1 этой статьи. До сих пор этот вопрос на правовом уровне не урегулирован.
Решение о проведении личного досмотра определенного физического лица, принятое начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), должно быть обязательно оформлено письменно. Это делается путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, может оформляться отдельным актом. Форма, в которой выражается решение о проведении личного досмотра, избирается начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность расположения места, в котором должен производиться личный досмотр, отсутствие связи и т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра.
Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра, не может проводить его, если:
- является супругом или родственником досматриваемого физического лица;
- имеются иные обстоятельства, позволяющие считать, что оно лично, прямо или косвенно заинтересовано в определенных результатах личного досмотра;
- находится на момент проведения личного досмотра в таком физическом состоянии, при котором не может без ущерба для досматриваемого лица проводить личный досмотр.
В случае возникновения таких обстоятельств начальник таможенного органа или должностное лицо, его замещающее, новым решением поручает проведение личного досмотра другому должностному лицу таможенного органа.
На тех же основаниях отвод указанному должностному лицу таможенного органа может быть заявлен досматриваемым лицом, а при личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного лица - его законным представителем или сопровождающим его лицом. Заявление об отводе должно быть мотивированным, и рассматривается оно начальником таможенного органа (лицом, его замещающим). При подаче заявления об отводе производство личного досмотра приостанавливается.
Необходимым условием проведения личного досмотра является участие понятых. В качестве понятых могут быть приглашены любые не заинтересованные в результатах досмотра граждане Российской Федерации (служащие транспортных организаций, пассажиры, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и т.п.). Понятые приглашаются в количестве двух. Понятым следует присутствовать при совершении всех действий в ходе личного досмотра и удостоверить в Протоколе личного досмотра сведения о факте, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии. Понятые вправе наблюдать за осмотром предметов, изъятых у досматриваемого лица, делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат занесению в протокол личного досмотра.
При необходимости для проведения личного досмотра приглашаются специалисты, в том числе переводчики и медицинские работники. В соответствии с частью 3 статьи 183 Таможенного кодекса Российской Федерации запрос таможенного органа Российской Федерации о привлечении специалиста для оказания содействия в проведении таможенного контроля является обязательным для исполнения руководителем государственного органа, предприятия, учреждения или организации, где этот специалист работает.
Медицинский работник, привлекаемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации к проведению личного досмотра, лично проводит обследование тела досматриваемого лица без причинения вреда его жизни и здоровью, дает пояснения по поводу осмотра тела досматриваемого лица, заверяет своей подписью содержание Протокола личного досмотра и других документов, оформляемых с его участием. Медицинский работник вправе знакомиться с протоколом личного досмотра и делать замечания в части, касающейся обследования тела досматриваемого лица. Он может при возникновении необходимости применять технические средства (например: медицинские приборы и оборудование и т.п.), безопасные для жизни и здоровья досматриваемого лица и не причиняющие ему ущерба. Обследование тела досматриваемого лица может осуществляться только медицинским работником.
Специалисту необходимо точно следовать указаниям должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр. Он должен участвовать в личном досмотре, используя свои специальные знания и навыки для фиксации его хода и результатов, обнаружения и изъятия предметов, скрываемых досматриваемым лицом. Необходимо отметить, что специалист (кроме медицинского работника) не должен присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается. В его обязанности также входит обращать внимание должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, на возможные места и способы сокрытия товаров и давать рекомендации о способе их обнаружения. Специалист должен давать пояснения по поводу выполняемых им действий, подписывать протокол личного досмотра и, в случае необходимости, другие документы, оформляемые с его участием. Специалист вправе с разрешения должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, задавать вопросы досматриваемому лицу; использовать научно - технические средства и методы для обнаружения и изъятия сокрытых предметов, делать при этом заявления; проводить наблюдения, измерения и исследования; давать консультации должностному лицу таможенного органа, проводящему личный досмотр, по вопросам, требующим специальных знаний и навыков; делать замечания о содержании подписываемых им документов с обязательным занесением их в Протокол.
Если досматриваемое лицо не владеет русским языком, для участия в личном досмотре привлекается переводчик. Переводчик участвует в личном досмотре на всех его этапах (за исключением периода,

Постатейный комментарий закона рф о торгово-промышленных палатах в рф(а.н. козырин)  »
Комментарии к законам »
Читайте также