Таможенные органы российской федерации как органы дознания: стороны, правовые основы(т.н. трошкина)

КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ: СТОРОНЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 августа 2001 года
Т.Н. ТРОШКИНА
Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.
Дознание - это первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника.
Дознание предшествует предварительному следствию <*>. От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности. Когда производство предварительного следствия по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно - процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю. Дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания.
--------------------------------
<*> Предварительное следствие - основная форма расследования, в ходе которого следователем всесторонне и детально исследуются фактические обстоятельства преступления, собираются и проверяются доказательства, а затем принимается решение о наличии или отсутствии оснований для предания обвиняемого суду.
В Уголовно - процессуальном кодексе РСФСР в п. 9 ст. 117 таможенные органы отнесены к органам дознания по определенным составам преступлений, которые предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
статьей 188 (о контрабанде);
статьей 189 (о незаконном экспорте технологий, научно - технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники);
статьей 190 (о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран);
статьей 193 (о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте);
статьей 194 (об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица).
О таможенных органах как органах дознания говорится и в Таможенном кодексе Российской Федерации в главе 35 (статьи 222 и 223). В статье 222 оговаривается перечень дел, по которым таможенные органы РФ являются органами дознания: "по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации".
В соответствии со ст. 126 УПК РСФСР расследование может быть ограничено и закончено дознанием по уголовным делам, предусмотренным в части 1 этой статьи, в том числе и по ст. 194 УК РФ ("Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица"). По таким уголовным делам проведение предварительного следствия необязательно. В таких случаях материалы дознания и обвинительное заключение передаются прокурору, а через него в суд, а этап предварительного следствия минуется. Такой порядок предусмотрен статьей 120 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР: по тем делам, где производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Одновременно ст. 126 УПК РСФСР в части 2 устанавливает: "Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел".
В случаях, если по делам подследственных таможенным органам в порядке ст. 117 УПК РСФСР окажутся указанные в ч. 2 ст. 126 УПК РСФСР лица, уголовные дела направлять соответствующему прокурору для решения вопроса о передаче их по подследственности в надлежащий орган расследования.
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия также обязательно, органом дознания возбуждается уголовное дело. Неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей) должны проводиться согласно правилам уголовно - процессуального закона (ст. 119 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР).
В части 1 статьи 121 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР оговорены сроки по делам, производство предварительного следствия по которым обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела. Что же касается дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, то дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, в этот срок включается составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ч. 2 ст. 121 УПК РСФСР). Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но продлен срок может быть не более чем на один месяц (ч. 3 ст. 121 УПК РСФСР).
В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным статьей 133 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР: "Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.
Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами - до трех месяцев (в ред. Федерального закона от 31.12.1996 N 163-ФЗ).
По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия - до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем (в ред. Федерального закона от 31.12.1996 N 163-ФЗ).
При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.
В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.
Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.1983 и от 16.01.1990 - Ведомости ВС РСФСР, 1983, N 32, ст. 1153; 1990, N 3, ст. 79).
После выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю, не ожидая указаний прокурора или окончания срока производства дознания.
Если рассматриваемое дело подследственно разным органам предварительного следствия, то оно направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
После передачи дела следователю органом дознания могут производиться по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если следователю было передано дело, по которому не было обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания продолжает принимать оперативно - розыскные мероприятия для установления преступника, сообщая следователю о результатах.
Таможенные органы по делам о таможенных преступлениях (соответственно с изложенными уголовно - процессуальными нормами) проводят лишь неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, но передают дело следователю по прошествии не более десяти суток со дня возбуждения дела. Исключение составляют дела об уклонении от уплаты таможенных платежей с организации или физического лица. По этим делам таможенный орган, как орган дознания, возбуждая дело, принимает все предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом таможенный орган обязан окончить дознание по делу в срок не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.
Нарушение сроков проведения дознания, как правило, влечет за собой незаконное производство таможенными органами следственных действий по уголовным делам, что является существенным нарушением требований УПК РСФСР и может послужить причиной возврата уголовного дела судом в соответствующий орган предварительного следствия для дополнительного расследования.
Каких-либо исключений в части, касающейся установления иных сроков проведения дознания по уголовным делам по составам преступлений, производство дознания по которым является компетенцией таможенных органов, действующее законодательство не предусматривает.
Необходимо отметить и то обстоятельство, что в силу ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона; в силу ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК РСФСР (событие преступления - время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления, виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, причины и условия, способствующие совершению преступления). Таким образом, допускаемые таможенными органами на стадии проведения дознания по уголовным делам нарушения требований процессуального законодательства влекут за собой невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в сфере таможенного дела. На эти процессуальные особенности указывалось в письме ГТК России N УБТП-11-133/429 от 16 февраля 1996 года "О необходимости строгого соблюдения таможенными органами требований уголовно - процессуального законодательства".
Дознание в системе таможенных органов производят Управление таможенных расследований и дознания ГТК России, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни. Управление таможенных расследований и дознания непосредственно осуществляет и организовывает работу таможенных органов Российской Федерации по осуществлению таможенных расследований и дознания. Приказом ГТК России от 26 января 2001 года N 90 было утверждено Положение об Управлении таможенных расследований и дознания.
Основные задачи Управления таможенных расследований и дознания ГТК России можно сформулировать так:
- осуществление в пределах компетенции таможенных органов функций органа дознания в порядке и в соответствии с требованиями уголовного и уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации;
- организация дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
- организация и осуществление таможенных расследований по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;
- организационно - методическое руководство, координация и контроль за деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
- организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
Говоря об основных функциях Управления, связанных с дознанием, необходимо обратить внимание на следующие:
- организация, координация и контроль за выполнением таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
- осуществление контроля за соблюдением законности сотрудниками Управления и таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
- выявление правовых проблем в деятельности таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
- участие в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и обеспечение участия таможенных органов в реализации таких мер;
- взаимодействие, организация, обеспечение и координация взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств по вопросам компетенции Управления.
Управление таможенных расследований и дознания ГТК России имеет право (это

Понятие общественного порядка как объекта хулиганства  »
Комментарии к законам »
Читайте также