Специальная дисциплинарная ответственность судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры по российскому законодательству

ВОЕННЫХ СУДОВ, ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Ю.Н. ТУГАНОВ
Ю.Н. Туганов, судья Восточно-Сибирского окружного военного суда, кандидат юридических наук.
Особенности дисциплинарной ответственности отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Например, судьи военных судов привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" и Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации". Военные прокуроры и следователи органов военной прокуратуры - в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Ответственность судей военных судов (далее по тексту - судьи), прокуроров и следователей органов военной прокуратуры (далее по тексту - прокурорские работники) является одной из разновидностей социальной и юридической ответственности, поскольку проявляется в специфических областях человеческой жизни и связана с профессиональной деятельностью специальных субъектов - судей и прокурорских работников, а их дисциплинарная ответственность - одним из видов специальной дисциплинарной ответственности.
Так, освещая дисциплинарную ответственность судей, необходимо отметить, что правовые нормы, регулирующие поведение судей, закреплены в ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которая определяет, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.
В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные ст. 16 этого же Закона, а членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
За совершение дисциплинарного проступка (т.е. за нарушение норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий судьи.
Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий определяется Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", который еще не получил должного освещения в юридической литературе.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 17 данного Закона Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации налагает дисциплинарные взыскания на председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Кодекс судейской этики судьи Российской Федерации устанавливает правила осуществления как профессиональной, так и внеслужебной деятельности судьи, предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности за нарушение его требований. В юридической литературе высказывались сомнения в правомерности принятия Кодекса судейской этики судьи Российской Федерации, которым установлены дополнительные требования к судьям, выходящие за рамки вышеназванного Закона <*>.
--------------------------------
<*> См.: Чепурнова Н.М. Конституционные основы правосудия в Российской Федерации: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Саратов, 1994. С. 19.
В частности, в ст. 11 Кодекса судейской этики указано, что на судью за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и положений данного Кодекса) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий. При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершения проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку.
Однако, во-первых, ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" содержит требование соблюдения судьями положений Кодекса судейской этики, придав тем самым этим положениям обязательный характер. Во-вторых, дисциплина в отличие от законности содержит требования не только правовых, но и моральных, этических норм <*>. Поэтому следует согласиться с мнением В.Л. Терехина, что Совет судей Российской Федерации и Всероссийский съезд судей, выражая волю всего судейского корпуса страны, вполне обоснованно закрепили дополнительные требования для членов своей корпорации <**>.
--------------------------------
<*> См.: Кулагин В.Л., Сенякин И.Н. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999. С. 95.
<**> См. об этом: Терехин В.А. Судейская дисциплина и ответственность - гарантии прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. N 8. С. 27.
В ранее действовавшем Положении о квалификационных коллегиях судей подп. 6 п. 12 квалификационной коллегии судей предоставлялось право предупреждать судью о необходимости прекращения деятельности, несовместимой с должностью судьи, а также прекращать полномочия председателей судов и их заместителей.
В настоящее время в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, помимо наложения дисциплинарного взыскания, может приостановить либо прекратить полномочия, а также прекратить отставку председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации вправе приостановить либо прекратить полномочия, а также прекратить отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подп. 4 п. 2 ст. 17 вышеназванного Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов. В юридической литературе обоснованно высказывается мнение, что эти меры воздействия также следует считать мерами дисциплинарной ответственности судей, поскольку несовпадение этих санкций по наименованиям с обычными дисциплинарными взысканиями, предусмотренными военным законодательством и трудовым правом, не меняет их дисциплинарной природы <*>.
--------------------------------
<*> См.: Адушкин Ю., Жидков В. Дисциплинарная и административная ответственность судей: за и против // Российская юстиция. 2001. N 11. С. 24 - 26.
Статьи 21, 22, 23, 25 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" предусматривают порядок и сроки рассмотрения квалификационными коллегиями судей материалов о дисциплинарной ответственности судей. Судья, в отношении которого начато производство о привлечении к дисциплинарной ответственности, извещается о времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей в срок, необходимый для явки на заседание. Он вправе ознакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами и представить свои возражения и замечания. В случае неявки без уважительных причин на заседание квалификационной коллегии судей надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения заседания судьи, вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности может быть рассмотрен в его отсутствие. Квалификационная коллегия судей рассматривает материал о дисциплинарном проступке при обязательном наличии сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью, в случае необходимости квалификационная коллегия судей в пределах своих полномочий может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.
Позитивным началом вышеназванного Закона, "повышающим" гарантии судьи, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, является также и то, что решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании (она правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей). Решение по другим вопросам, отнесенным к ведению квалификационной коллегии судей, считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. В соответствии с ранее действовавшим Положением о квалификационных коллегиях судей аналогичное решение принималось большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии при условии, что в заседании участвует не менее половины ее состава.
Материалы о дисциплинарной ответственности судей Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации должна рассмотреть не позднее трех месяцев, а квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации - не позднее одного месяца со дня их поступления в коллегию, если иные сроки не установлены федеральными законами.
Требуют дополнительного освещения сроки и порядок обжалования решений квалификационных коллегий судей. Так, на основании п. 2 ст. 26 вышеназванного Закона решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности могут быть обжалованы заинтересованным лицом <*> в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения. Указанные решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации могут быть обжалованы в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов в тот же срок.
--------------------------------
<*> При этом заинтересованным лицом является лишь сам судья (см.: Решение квалификационной коллегии судей о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в судебном порядке лишь тем лицом, в отношении которого оно принято: Определение N ГКПИ 2002-482 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 3. С. 16.
Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи по своей сути является актом увольнения, поскольку прекращает трудовые правоотношения, и будет носить характер индивидуального трудового спора в том случае, если заинтересованное лицо (судья, чьи полномочия прекращены) не согласно с решением квалификационной коллегии судей <*>. На его обжалование установлен десятидневный срок. Однако ГПК РФ (ч. 2 ст. 256) и ТК РФ (ст. 392) при аналогичной ситуации предоставляют военнослужащему и работнику соответственно право обратиться в суд за разрешением как требований военнослужащего об оспаривании действий командира части, связанных с досрочным увольнением его с военной службы, так и индивидуального трудового спора в связи с увольнением работника, в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом, поэтому, если порядок обжалования решения квалификационной коллегии судей не вызывает никаких сомнений в его обоснованности, то срок обжалования решения, как представляется, "снижает" позитивное начало вышеупомянутого Закона, т.е. в данном случае как военнослужащий, так и работник в отличие от судьи имеют большие возможности по защите своего нарушенного права. Пункт 2 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", по нашему мнению, по сути регулирует трудовые отношения между судьей (выступающим в данном случае работником) и соответствующим судом Российской Федерации. Правовое положение судьи как работника в этом случае ухудшается по сравнению с таким же положением работника, чьи правоотношения с работодателем регулируются нормами ТК РФ, что, как нам представляется, требует внесения изменений в п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в части увеличения срока на обжалование решения квалификационной коллегии судей, определив его в один месяц со дня получения копии соответствующего решения.
--------------------------------
<*> Несколько неоднозначна позиция по данному вопросу Верховного Суда Российской Федерации. Так, Постановлением Президиума Верховного Суда Российской

Новый порядок расприватизации жилого помещения  »
Комментарии к законам »
Читайте также