Основания и общие условия привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
О.Ю. СУДАКОВ
О.Ю. Судаков, юрист.
Анализ общих положений следует начать с изучения понятия нарушения законодательства о налогах и сборах, которое и является основанием привлечения налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц к ответственности. Ведь в зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может рассматриваться как разновидность финансовой, административной и уголовной ответственности <*>. Помимо общих признаков нарушений законодательства о налогах и сборах необходимо также установить признаки, характерные для отдельных их видов. В данном случае речь прежде всего идет о налоговых правонарушениях и нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.
--------------------------------
<*> См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 246.
В п. 4 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей. И хотя термин "нарушения законодательства о налогах и сборах" употребляется в тексте НК РФ многократно, в частности в п. 2 ст. 10, п. 1 пп. 16 ст. 31, п. 3 ст. 34, п. 1 ст. 36 НК РФ, соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. В ст. 106 НК РФ содержится лишь понятие налогового правонарушения. К нарушениям законодательства о налогах и сборах помимо собственно налоговых правонарушений и их разновидностей - нарушений законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу относятся также нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений. Само название последних указывает на то, что их определение можно обнаружить в законодательстве об административных правонарушениях.
Действительно, в ст. 10 КоАП РСФСР административное правонарушение (проступок) определяется как посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность <*>. Теоретиками права административное правонарушение (проступок) определяется как посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность <**>.
--------------------------------
<*> В ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение определяется как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
<**> См.: Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут, 2000. С. 29.
Сопоставление всех имеющихся определений позволяет установить, что в них присутствуют такие существенные признаки, как виновность и противоправность деяний, в свою очередь подразделяемых на действия или бездействия.
Объединяет все анализируемые нами виды и разновидности нарушений законодательства о налогах и сборах объект их посягательства. Известный специалист по налоговому праву А.В. Брызгалин определяет в качестве объекта налогового правонарушения то, на что оно посягает, а именно финансовые интересы государства, доходную часть бюджета и внебюджетных фондов, а также иные блага, охраняемые налоговым законом <1>. Предлагается рассматривать как объект налогового правонарушения и публично - властные общественные отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах <2>. В этих взглядах нашли отражение два существенно различающихся научных подхода, используемых при определении объекта. В первом случае речь идет о финансовых интересах государства, а во втором - об общественных отношениях. Из них наиболее приемлемым для нас является традиционный подход, в соответствии с которым объектом правонарушений все же являются урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым противоправными действиями или бездействием причиняется ущерб <3>. В свое время он использовался И.И. Кучеровым при определении видового объекта преступлений в сфере налогообложения, являющегося общим и для нарушений законодательства о налогах и сборах. Так, за основу им принималась не вся совокупность общественных отношений, имеющих место в финансовой системе, а лишь те из них, которые возникают исключительно в сфере налогообложения. Указанные отношения имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств государством для общественных нужд. С учетом этого видовой объект налоговых преступлений определялся как совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений <4>. Все указанные общественные отношения жестко регламентированы, упорядочены, защищены законодательством о налогах и сборах и так или иначе возникают в связи с налогообложением или по поводу него. Следовательно, объектом нарушений законодательства о налогах и сборах являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогообложения.
--------------------------------
<1> См.: Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика - Пресс, 1997. С. 458 - 459.
<2> См.: Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. Под ред. Н.М. Голованова. СПб.: "Юридический центр Пресс", 1999. С. 236.
<3> См.: Общая теория государства и права. Академ. курс в 2-х томах. Под ред. М.Н. Марченко. Т.2. Теория права. М.: Изд. Зерцало, 1998. С. 583.
<4> См.: Кучеров И.И. Налоговая преступность: криминологические и уголовно - правовые проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М.: Научно - исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 1999. С. 35.
Объективная же сторона нарушений законодательства о налогах и сборах заключается в совершении противоправных деяний, посягающих на указанный объект. Соответствующие составы противоправного поведения определяются в целом ряде нормативных правовых актов. Одни из них относятся к актам законодательства о налогах и сборах, другие - к актам законодательства об административных правонарушениях.
За налоговые правонарушения, нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу и нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, основания привлечения к ответственности предусмотрены НК РФ, а за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений, - иными законодательными актами. К ним, в частности, относятся те акты, которые приняты в соответствии с НК РФ, при этом некоторые из них прямо указаны в его тексте. Например, в п. 2 ст. 36 НК РФ определяется, что органы налоговой полиции осуществляют "иные полномочия, предусмотренные Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции". Относимость к законодательству о налогах и сборах иных актов осуществляется нами по предмету их регулирования. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным признакам в первую очередь отвечает Закон РФ от 21.03.91 г. "О налоговых органах Российской Федерации".
Кроме того, прямая связь между соблюдением установленных правил порядка ведения кассовых операций и исполнением требований налогового законодательства позволяет отнести к числу актов, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, также Закон РФ от 18.06.93 г. "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" <*>. В отношении его статей Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что они имеют многофункциональное значение и, помимо прочего, направлены на охрану фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины <**>.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 1993. 2 июля. N 125.
<**> См.: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. N 4.
Актом законодательства об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за отдельные нарушения законодательства о налогах и сборах, является КоАП РСФСР <*>. В частности, в нем предусмотрена ответственность за продажу и (или) организацию продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки (ст. 146.7) и за необеспечение руководителями и должностными лицами организации - производителя маркировки подакцизных товаров марками установленных образцов при их производстве (ст. 156.2).
--------------------------------
<*> В КоАП РФ ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах предусматривается статьями главы 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг". К ним мы относим ст. ст. 15.1 - 15.13.
То обстоятельство, что компетенцией по наложению взысканий за отдельные нарушения, предусмотренные Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <*>, наделены налоговые органы и органы налоговой полиции, позволяет отнести к числу интересующих нас и этот законодательный акт.
--------------------------------
<*> См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3476.
В общей сложности во всех названных законодательных актах насчитывается более 50 различных составов нарушений законодательства о налогах и сборах.
Субъектами нарушений законодательства о налогах и сборах могут являться как физические лица, так и организации. В соответствии со ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Аналогичная норма содержится и в ст. 13 КоАП РСФСР <1>. В этой связи следует обратить внимание на то, что обязанность по уплате налогов в отдельных случаях может возникнуть у физического лица и при меньшем числе лет. В налоговом законодательстве вопрос о возрасте, с которого возникает обязанность по уплате налогов, не урегулирован. Специалистами налоговая дееспособность физических лиц рассматривается как способность совершать правомерные действия (работать за плату, совершать сделки, производить продукцию и др.), с которыми в соответствии с законодательством связана обязанность по уплате налога <2>. Предлагается считать ее вторичной по отношению к гражданской и трудовой дееспособности. В связи с этим возраст, с которого может реально наступить налоговая дееспособность физического лица, производен от возраста наступления гражданской и трудовой дееспособности <3>. Подобный подход в определении возраста налоговой дееспособность разделяют и другие авторы <4>. Согласно ст. 26 и 27 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителя или попечителя. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть признан полностью дееспособными, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителя или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Что же касается возраста, с которого разрешается прием на работу, то, в соответствии со ст. 173 Кодекса законов о труде Российской Федерации, он не может быть менее 15 лет. В свободное от учебы время и с согласия родителей, усыновителей или попечителя допускается привлечение к легкому труду и лиц, достигших 14-летнего возраста. Из этого можно сделать вывод, что физические лица в возрасте от 14 до 16 лет могут иметь обязанности по уплате налогов и сборов, хотя при этом не являются субъектами нарушений законодательства о налогах и сборах.
--------------------------------
<1> Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
<2> См.: Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко - правовой анализ). Монография. М., 2000. С. 226.
<3> См.: Карасева М.В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. 1996. N 6. С. 42.
<4> См.: Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. М.: Международный центр финансово - экономического развития, 1995. С. 36 - 37.
Кроме того, необходимо учитывать и то обстоятельство, что для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, то есть способным отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. В противном случае они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Что же касается организаций, то к ответственности за совершение налоговых правонарушений они привлекаются наряду с физическими лицами. Их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации. Исходя из содержания статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), мы можем заключить, что термин "организация" фактически тождественен

Комментарии к законам »
Читайте также