Правовые основы помещения товаров под завершающие и специальные таможенные режимы

"ЗАВЕРШАЮЩИЕ" И "СПЕЦИАЛЬНЫЕ" ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
В.Г. СВИНУХОВ
Свинухов Владимир Геннадьевич
Начальник Научно-исследовательского центра Российской таможенной академии (с 2001 г.), полковник таможенной службы. Специалист в области таможенного дела, таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Доктор географических наук, профессор.
Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет; в 1987 г. - очную аспирантуру Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова в г. Ленинграде.
Автор ряда работ, посвященных вопросам таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности: учебников "Таможенное дело" (2005), "Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость" (2005), а также статей "Внешняя торговля Дальнего Востока" (Внешняя торговля. 1998. N 1 - 3), "Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России" (Право и Экономика. 2001. N 8, 9); и др.
Помещение товаров под "завершающие" таможенные режимы
Таможенный режим "Реимпорт"
Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся в Россию в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов ограничений и экономического характера, установленных законодательством РФ (ст. 234 ТК РФ).
Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если:
при вывозе с таможенной территории РФ товары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;
товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня вывоза с таможенной территории РФ;
товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории РФ, кроме изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
за товары уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.
Использование товаров за пределами таможенной территории РФ в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций, необходимых для обеспечения сохранности, включая ремонт (кроме капремонта и модернизации), техобслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания их в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории РФ, не препятствуют помещению товаров под таможенный режим реимпорта, за исключением случаев, когда операции по ремонту привели к увеличению стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.
При реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет:
суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) процентов с них, если таковые не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ;
суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, неуплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ (ст. 236 ТК РФ).
В случае если при вывозе реимпортируемых товаров взимались суммы вывозных таможенных пошлин, возможен возврат таможенными органами таких платежей при условии, что товары заявлены к таможенному режиму реимпорта не позднее 6 месяцев со дня вывоза за пределы таможенной территории РФ.
Таможенный режим "Реэкспорт"
Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 239 ТК РФ).
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
Условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта:
1) помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз;
2) товары, выпущенные для свободного обращения, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта с соблюдением условий, предусмотренных ст. 242 ТК РФ;
3) под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены товары, ранее помещенные под другой таможенный режим, в целях завершения действия такого таможенного режима в порядке, установленном Таможенным кодексом;
4) федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта.
Кроме перечисленных условий, товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономических сделок по количеству, качеству, описанию или упаковке, и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если:
товары не использовались и не ремонтировались в РФ, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров, с возвратом уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов;
товары могут быть идентифицированы таможенными органами;
товары вывозятся в течение 6 месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
В отношении иностранных товаров, заявленных к режиму реэкспорта, освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется или возврат уплаченных сумм производится, если такие освобождения или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ.
Таможенный режим "Уничтожение"
Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 243 ТК РФ).
Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Не допускается помещение под этот таможенный режим следующих категорий товаров:
культурных ценностей;
видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, кроме случаев пресечения эпидемий и эпизоотий;
товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до его прекращения;
изъятых товаров или товаров, на которые наложен арест в соответствии с законодательством РФ;
иных товаров, перечень которых может устанавливаться Правительством РФ.
Уничтожение товаров не допускается, если оно:
1) может причинить существенный вред окружающей природной среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;
2) производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
3) может повлечь расходы для государственных органов РФ (ст. 244 ТК РФ).
Срок уничтожения товаров устанавливается таможенными органами на основании заявления декларанта исходя из времени, разумно необходимого для проведения операций по уничтожению данного вида товаров заявленным способом, и времени, необходимого для транспортировки товаров из их местонахождения в место уничтожения. Место уничтожения определяется декларантом с учетом требований законодательства РФ об охране окружающей среды (ст. 245 ТК РФ).
Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы (ст. 246 ТК РФ).
Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и не вывезенные за пределы РФ или не переработанные в состояние, непригодное для их коммерческого использования, рассматриваются как ввозимые иностранные товары и подлежат таможенному декларированию с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов (как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в таком состоянии).
Таможенный режим "Отказ в пользу государства"
Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 248 ТК РФ).
Условия применения данного режима:
1) отказ от товара в пользу государства не должен повлечь каких-либо расходов для государства;
2) не допускается помещение в режим отказа в пользу государства товаров, оборот которых запрещен в Российской Федерации;
3) Правительство РФ устанавливает перечень товаров, которые не могут быть помещены в таможенный режим "Отказ в пользу государства".
С момента передачи товаров в пользу государства они получают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность и приобретают статус российских товаров.
В соответствии со ст. 251 ТК РФ ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант.
Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Помещение товаров под "специальные" таможенные режимы
Таможенный режим "Временный вывоз"
Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 252 ТК РФ).
При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся.
Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно вывезенных товаров товарами того же типа (ст. 253 ТК РФ).
Срок временного вывоза устанавливается таможенными органами по заявлению декларанта исходя из цели и обстоятельств такого вывоза.
При невозвращении временно вывезенных товаров уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин, исчисляемых исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза.
Временно вывозимые товары условно освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин.
В соответствии с п. 4 ст. 256 ТК РФ допускается изменение таможенного режима временного вывоза на иной таможенный режим (например, экспорта, переработки вне таможенной территории) без фактического предъявления товаров таможенному органу.
Таможенный режим временного вывоза может быть завершен:
обратным ввозом временно вывезенных товаров (не позднее дня истечения срока временного вывоза);
заявлением временно вывезенных товаров к иному таможенному режиму.
Таможенный режим "Беспошлинная торговля"
Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу юридическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При помещении российских товаров под таможенный режим беспошлинной торговли производятся освобождение от уплаты, возврат, возмещение внутренних налогов в соответствии с налоговым законодательством; возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров.
Продажа указанных товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации в пунктах пропуска через таможенную границу.
Под данный режим могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в РФ или вывозу с территории РФ, товаров, запрещенных к реализации, а также иных товаров, перечень которых определяется Правительством РФ.
Декларантом в этом режиме может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, каковым может быть только российское юридическое лицо.
Помещение товаров под таможенный режим беспошлинной торговли допускается, если:
товары предназначены для продажи в магазине беспошлинной торговли, открытом в соответствии с ТК РФ;
предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с ТК РФ.
Товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не подлежат.
Ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец магазина беспошлинной торговли в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли. Владелец магазина беспошлинной торговли не несет ответственности за уплату таможенных пошлин и налогов только в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения и реализации.

Применение земельного законодательства  »
Комментарии к законам »
Читайте также