Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ
А.Н. КИРЕЕВ
Киреев Александр Николаевич
Зам. руководителя Юридического департамента Минфина России. Специалист в области финансового и гражданского права, по законодательству о рынке ценных бумаг, а также о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Родился 15 июня 1949 г. в г. Мариинске Кемеровской области. В 1976 г. окончил Военно - воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского, в 1996 г. - Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, в 2000 г. - Академию бюджета и казначейства Минфина России.
Автор публикаций на тему финансирования организаций путем предоставления бюджетного кредита (Финансовая газета. 1999. N 40 - 41, 43 - 44).
Должно ли российское лицо до помещения бриллиантов под соответствующий таможенный режим направлять их в Министерство финансов РФ для осуществления предварительных операций по экспертизе, проводимой государственными контролерами указанного министерства?
Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 15 "О порядке организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней" на специализированный таможенный пост возложена проверка на соответствие сопроводительным документам всех ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации партий драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их регистрацию (учет) при обязательном участии в этой работе контролеров Минфина России.
Участие Минфина России на специализированных таможенных постах обеспечивают работники Гохрана России, а также в случае необходимости работники Российской государственной пробирной палаты - государственных учреждений, находящихся в ведении этого министерства.
Временным порядком таможенного оформления необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов, установленным Приказом ГТК России от 10 марта 1999 г. N 158, определено, что таможенное оформление необработанных алмазов и бриллиантов осуществляется только после проведения соответствующей работы государственными контролерами Минфина России либо при получении согласия этого министерства на вывоз конкретных партий указанных драгоценных камней. Таможенное оформление этих товаров производится исключительно специализированными таможенными постами Московского, Западного, Калининградского, Северо - Западного и Уральского таможенных управлений на таможенных складах и складах временного хранения закрытого типа.
В соответствии с Положением о Гохране России, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 11 декабря 1996 г. N 1941 (в редакции от 8 мая 1998 г.; последняя редакции от 28 июля 1999 г.), Гохран России осуществляет сортировку, классификацию и оценку алмазов в связи с пополнением Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, а также осуществлением функций органа государственного контроля на специализированных таможенных постах и в контролируемых организациях.
Таким образом, до помещения бриллиантов под соответствующий таможенный режим они не должны направляться в Министерство финансов РФ для проведения предварительных операций по экспертизе, проводимой государственными контролерами Минфина России.
Является ли получение регистрационного удостоверения, выдаваемого Российской государственной пробирной палатой, необходимым условием для освобождения от налогообложения при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями?
Налоговым кодексом РФ определены соответствующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иным правовым актом.
Специальный учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, который ведется Российской государственной пробирной палатой в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", является следствием осуществления разрешенной деятельности и не наделяет юридических лиц правоспособностью, т.е. гражданскими правами, соответствующими целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и обязанностями, связанными с этой деятельностью, как это производится в случаях, определенных Законом, посредством лицензирования в порядке, установленном Правительством РФ.
Как определено ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Поэтому получение регистрационного удостоверения Российской государственной пробирной палаты не является необходимым условием для освобождения от налогообложения при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Какие ценности из собрания Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ могут экспонироваться на выставках и в музеях Российской Федерации и за ее пределами?
Статьей 6 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" декларировано, что Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонд России) предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально - культурных и иных потребностей Российской Федерации. Статьей 7 этого Закона определено, что ценности Алмазного фонда РФ - составной части Госфонда России - могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в Российской Федерации и за пределами ее территории в порядке, установленном Правительством РФ.
Ценности Алмазного фонда РФ представляют собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые зачисляются в Алмазный фонд по решению Правительства РФ.
Правительство РФ, периодически принимая распоряжения, в которых Минфину России поручается обеспечить экспонирование ценностей из собрания Госфонда России, исходит из Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Указа Президента РФ от 15 ноября 1999 г. N 1524 "Об утверждении Положения об Алмазном фонде Российской Федерации" в части положений соответственно ст. 7 и п. 10 названных правовых актов, которые определяют, что Минфин России организует по решению Правительства РФ экспонирование ценностей Алмазного фонда РФ. Экспонирование иных ценностей Госфонда России, не зачисленных в Алмазный фонд РФ, не имеет правовых оснований, поскольку в настоящее время не приняты нормативные правовые акты, которые определенно регулировали бы эти отношения.
Может ли Гохран России - государственное учреждение при Министерстве финансов РФ - осуществлять предпринимательскую деятельность на рынке транспортных услуг наряду с действующими профессиональными перевозчиками?
В настоящее время полномочия Гохрана России определены Министерством финансов РФ на основании Постановления Правительства РФ от 21 ноября 1996 г. N 1378, которым Минфину России переданы функции упраздненного Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.
Гохран России в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Минфина России от 11 декабря 1996 г. N 1941 "Об утверждении Положения о Гохране России", на основании п. 7 Перечня функций упраздненного Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, передаваемых Министерству финансов РФ, осуществляет организацию перевозки ценностей, находящихся в Госфонде России, государственных хранилищах, музеях. То есть Гохран России может осуществлять перевозки ценностей в связи с формированием Госфонда России и обеспечением сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих.
Как определено ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации (учреждения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
Названным Постановлением Правительства РФ установлено, что финансирование Гохрана России осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, ответ на поставленный вопрос может быть положительным в случае, если Правительство РФ и уполномоченный им Минфин России предоставляет Гохрану России право на осуществление предпринимательской деятельности для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям.
Достаточно ли государственному унитарному предприятию для получения годовой генеральной лицензии на экспорт с территории Российской Федерации бриллиантов, производимых этим предприятием и полученных по договорам комиссии с перерабатывающими организациями, регистрационного удостоверения, выданного Российской государственной пробирной палатой?
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" огранка и иная обработка драгоценных камней, в том числе огранка алмазов в бриллианты, подлежит лицензированию.
Пунктом 12 Указа Президента РФ от 20 июля 1997 г. N 740 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов" вывоз с территории Российской Федерации бриллиантов осуществляется через специализированные таможенные посты без количественных ограничений исключительно организациями, имеющими разрешение на проведение операций с указанными ценностями.
Поэтому государственному унитарному предприятию для получения годовой генеральной лицензии на экспорт с территории Российской Федерации бриллиантов необходимо получить в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по огранке алмазов в бриллианты.
Иметь регистрационное удостоверение, выдаваемое Российской государственной пробирной палатой, для указанных целей не обязательно.
Кем утверждаются тарифы на сертификацию бриллиантов в Системе сертификации ограненных драгоценных камней, зарегистрированной государственным учреждением в Госстандарте России?
Порядок оплаты работ по сертификации ограненных драгоценных камней зависит от того, является ли сертификация названной продукции обязательной или добровольной.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в Российской Федерации осуществляется, в частности, сертификация драгоценных камней и продукции из них.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации и осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Как определено ст. 16 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", порядок оплаты работ по обязательной сертификации конкретной продукции устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации (Госстандартом России) и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372 "О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них" организация работ по проведению сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них возложена на Министерство финансов РФ.
Если из содержания системы сертификации ограненных драгоценных камней следует, что она является добровольной и таковой она и зарегистрирована Госстандартом России, то в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" правила проведения работ в системе сертификации и порядок оплаты таких работ устанавливается не указанными федеральными органами исполнительной власти, а юридическим лицом, образовавшим систему добровольной сертификации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 10.06.1993 N 5151-1
"О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 N 7-ФЗ
"О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.03.1998 N 41-ФЗ
"О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ"
(принят ГД ФС РФ 04.03.1998)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
УКАЗ Президента РФ от 20.07.1997 N 740
"О ПОРЯДКЕ ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫВОЗА С
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕОБРАБОТАННЫХ ПРИРОДНЫХ АЛМАЗОВ И
БРИЛЛИАНТОВ И НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО
РЫНКА НЕОБРАБОТАННЫХ ПРИРОДНЫХ АЛМАЗОВ"
УКАЗ Президента РФ от 15.11.1999 N 1524
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АЛМАЗНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378
"О СОЗДАНИИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА
ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ХРАНЕНИЮ, ОТПУСКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И
ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.01.1998 N 15
"О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВВОЗА НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ВЫВОЗА С ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.04.1999 N 372
"О СЕРТИФИКАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И
ПРОДУКЦИИ ИЗ НИХ"
(вместе с ПЕРЕЧНЕМ ВИДОВ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
И ПРОДУКЦИИ ИЗ НИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 11.12.1996 N 1941
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОХРАНЕ РОССИИ"
ПРИКАЗ ГТК РФ от 10.03.1999 N 158
"О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ НЕОБРАБОТАННЫХ
ПРИРОДНЫХ АЛМАЗОВ И БРИЛЛИАНТОВ, АФФИНИРОВАННЫХ ДРАГОЦЕННЫХ
МЕТАЛЛОВ"
Право и экономика, N 6, 2001

Комментарии к законам »
Читайте также