Место и роль аудита в уголовном и гражданском процессе

Специалист в области правового регулирования деятельности коммерческих организаций, бухгалтерского учета и аудита, налогового законодательства.
Родился в 1963 г. В 1991 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящее время - аспирант кафедры аудита Всероссийского заочного финансово - экономического института.
Автор ряда публикаций в газете "Финансовая Россия" за 1998 - 2000 гг.
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" было поручено Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ по согласованию с Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ представить до 1 октября 1994 г. Президенту РФ для внесения на рассмотрение Федерального Собрания проект федерального закона, регулирующего аудиторскую деятельность, а также проект федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Процессуальное положение специалиста - эксперта
К настоящему времени предполагаемые изменения и дополнения в УПК РСФСР, ГПК РСФСР и АПК РФ так и не внесены. Возможно, это связано с тем, что не принят Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", в котором должны найти отражение вопросы взаимоотношений аудиторов (организаций и индивидуальных аудиторов) и государственных, следственных и судебных органов.
В проекте Федерального закона "Об аудиторской деятельности", принятом Государственной Думой в первом чтении (Постановление N 229-III ГД) указано, что "аудит осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности".
Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Главой 4 ГК РФ регулируется правовое положение юридических лиц. Принимая во внимание сказанное, необходимо отметить, что в проекте Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не отражены вопросы регулирования отношений между аудиторами и государственными, следственными и судебными органами, деятельность которых регулируется УПК РСФСР, ГПК РСФСР и АПК РФ.
Так, в ст. 69 УПК РСФСР указано, что доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, которые устанавливаются показаниями свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, заключением эксперта, актами ревизий и документальных проверок, вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами.
Статьей 49 ГПК РСФСР предусмотрено, что доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются следующими средствами: объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными, вещественными доказательствами, а также заключениями экспертов.
Рассмотрим порядок участия в процессе специалиста - эксперта на примере норм УПК РСФСР.
Статьей 133.1 предусмотрено, что следователь вправе вызвать для участия в производстве следственного действия специалиста, не заинтересованного в исходе дела. Требование следователя о вызове специалиста обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист.
Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, следователь удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к обвиняемому и потерпевшему. Разъясняет специалисту его права и обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, что отмечается в протоколе соответствующего следственного действия и удостоверяется подписью специалиста.
Специалист обязан:
явиться по вызову;
участвовать в производстве следственного действия, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств;
обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств;
давать пояснения по поводу выполняемых им действий.
Он вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств.
В соответствии со ст. 253.1 суд вправе привлекать специалиста для участия в судебном заседании.
Статьей 184 предусмотрено, что, признав необходимым производство экспертизы, следователь составляет постановление, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
До назначения эксперта следователь выясняет необходимые данные о его специальности и компетентности.
В соответствии со ст. 288 эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы. Он может задавать вопросы подсудимому, потерпевшему и свидетелям об обстоятельствах, имеющих значение для дачи заключения.
Заключение дается экспертом в письменном виде, оглашается им в судебном заседании и приобщается к делу вместе с вопросами. Эксперт вправе внести в заключение выводы по обстоятельствам дела, относящимся к его компетенции, о которых ему не были заданы вопросы.
В пункте 17 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, предусмотрено, что результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в проекте Федерального закона "Об аудиторской деятельности" законодатель отошел от прежде занимаемых позиций, поскольку в ст. 6 проекта не отражены положения п. 17 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации.
В указанной статье, которая называется "Аудиторское заключение", предусмотрено, что "аудиторское заключение является документом, предназначенным для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Перечень пользователей, которым в обязательном порядке передаются копии аудиторского заключения, периодичность проведения аудиторских проверок и необходимость открытой публикации аудиторского заключения определяются аудируемыми лицами, если иное не установлено федеральными законами и/или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами".
Таким образом, проект закона не рассматривает аудиторское заключение в качестве доказательства, а в УПК РСФСР, ГПК РСФСР и АПК РФ отсутствуют ссылки на аудиторское заключение как доказательство.
Отдельные виды заключений аудитора по специальным
аудиторским заданиям в следственной и судебной практике

Статья 5 анализируемого проекта федерального закона предусматривает, что правилами (стандартами) аудиторской деятельности являются единые требования к порядку осуществления, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.. Общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны как для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так и для аудируемых лиц, за исключением тех положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер.

Лицензирование деятельности арбитражного управляющего  »
Комментарии к законам »
Читайте также