Уголовно - правовая характеристика фальшивомонетничества

ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВА
В.Д. ЛАРИЧЕВ
В.Д. Ларичев, доктор юридических наук, профессор.
О предмете преступления
Фальшивомонетничество признавалось тяжким преступлением на всех этапах развития Российского государства. Строгие наказания за фальсификацию денежных знаков установлены и в большинстве зарубежных стран.
Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, - общественные отношения, обеспечивающие право на эмиссию и обращение денег и ценных бумаг только уполномоченными на то органами и субъектами экономических отношений. Иными словами, эти противоправные деяния посягают на установленный порядок:
эмиссии и обращения российских денег (банковских билетов Центрального банка РФ и металлической монеты);
выпуска и обращения государственных ценных бумаг;
выпуска и обращения других российских ценных бумаг;
эмиссии другими государствами своей национальной валюты либо группой государств международной валюты, например евро, и обращения их на территории России;
выпуска ценных бумаг в иностранной валюте и обращения их на территории России.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. N 394-1 (с последующими изменениями и дополнениями) монополия на осуществление эмиссии наличных денег и организацию их обращения принадлежит Банку России.
Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Это - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Ценная бумага - прежде всего документ, то есть информационная запись, содержащая сведения о фактах, имеющих гражданско - правовое значение, и выполненная на материальном (бумажном) носителе, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования. Такое уточнение понятия ценной бумаги дают Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. и Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г.
В то же время ст. 149 ГК выделяет ценные бумаги в бездокументарной форме, фиксация прав по которым осуществляется с помощью средств электронно - вычислительной техники либо иным образом лицом, получившим специальную лицензию.
Ценная бумага должна удостоверять имущественные права, то есть право на товар, денежную сумму и т.п.
Осуществление или передача имущественных прав возможны только при предъявлении ценной бумаги либо при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Таким образом, ценная бумага должна обладать еще одним важным качеством - оборотоспособностью. Для этого она должна быть приспособлена к передаче (обладать свойством передаваемости) - обеспечивать возможность оформления факта изменения субъекта имущественного права, что осуществляется либо путем физической (фактической) передачи ценной бумаги в руки нового владельца, либо в силу п. 2 ст. 142 ГК путем закрепления прав в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).
От ценных бумаг необходимо отличать документы, на первый взгляд, сходные с ними, но не являющиеся таковыми в силу фактической неспособности к обороту воплощаемых ими прав. Так, владелец квитанции о принятии вещей, например, в химчистку может передать ее другому лицу. Однако она дает право лишь на получение вещи, но не на изменение собственника и не на получение эквивалента стоимости. Владелец подобных документов (квитанции ломбарда, проездного билета и т.п.) преследует конкретную цель - обладать теми правами, которые закреплены в них (получить кредит, доехать до станции назначения и т.п.) <*>.
--------------------------------
<*> См. об этом: Плешаков А.М. Ценные бумаги в Гражданском и уголовном праве: преступные злоупотребления и неосновательное обогащение // Адвокат. 1997. N 12. С. 16.
Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг регламентируется нормативными актами законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, а также действующими актами соответствующих органов бывшего СССР и РСФСР.
В группу негосударственных входят ценные бумаги, выпущенные органами местного самоуправления, акционерными обществами (включая промышленные фирмы, коммерческие банки, инвестиционные фонды и т.п.), векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты и пр.
Порядок выпуска и обращения этих ценных бумаг регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, Федеральным законом "О переводном и простом векселе" от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ, другими законами о ценных бумагах.
Порядок обращения на территории РФ национальной валюты иностранного государства либо международной валюты группы государств (например евро), а также ценных бумаг в иностранной валюте регулируется Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг оказывают негативное влияние на устойчивость государственных денег и эффективное регулирование денежного обращения <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление N 2 Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" от 28 апреля 1994 г. // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., Спарк. 1995. С. 565.
Вред причиняется в результате изготовления, сбыта не только российских денег и ценных бумаг, но и иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Последние имеют хождение в России, могут обмениваться на российские деньги и ценные бумаги и таким образом оказывают влияние на денежное обращение в нашей стране.
Помимо этого, вред наносится и общественным отношениям, обеспечивающим имущественные интересы потенциальных добросовестных приобретателей поддельных денег или ценных бумаг.
Определяя предмет преступления, следует согласиться с Н.И. Коржанским, наиболее точно изложившим учение об этом правовом институте. "Предмет преступления" - это конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Коржанский Н.И. Предмет преступления. Волгоград, 1976. С. 17.
Предметом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 186 УК, являются:
находящиеся в обращении банковские билеты и металлическая монета, выпущенные ЦБ;
государственные ценные бумаги;
другие (негосударственные) ценные бумаги в валюте РФ;
иностранная валюта;
ценные бумаги в иностранной валюте.
Среди ценных бумаг, перечисленных в ст. 143 ГК, прямо названы лишь два вида государственных - государственная облигация и приватизационные ценные бумаги.
Государственная облигация удостоверяет внесение владельцем денежных средств и подтверждает обязательство государства выплатить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги и доходов в виде фиксированной процентной ставки или выигрыша.
Такие облигации были выпущены в связи с Государственным целевым беспроцентным займом 1990 г. <*>, Российским внутренним выигрышным займом 1992 г. <**>. Владельцы (держатели) этих государственных ценных бумаг - физические лица.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Совета Министров СССР "О выпуске Государственных целевых беспроцентных займов" от 21 декабря 1989 г. N 1119 // СП СССР. 1989. N 51. Ст. 789.
<**> См: Постановление Правительства Российской Федерации "Вопросы выпуска российского внутреннего выигрышного займа 1992 года" от 5 августа 1992 года N 549 // СП РСФСР. 1992. N 36. Ст. 462.
Ко второй группе государственных облигаций, определяющих взаимоотношения правительства, с одной стороны, и юридических лиц - с другой, относятся облигации Государственного внутреннего 5-процентного займа 1990 г. <1>, Государственного Российского республиканского внутреннего 5-процентного займа 1990 г. <2>, Государственного республиканского внутреннего займа 1991 г. <3>, внутреннего Государственного валютного облигационного займа 1993 г. <4>, Золотого федерального займа 1995 г. <5>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Совета Министров СССР "О выпуске и порядке распространения Государственного внутреннего 5-процентного займа 1990 года" от 29 декабря 1989 г. N 1179 // СП СССР. 1989. N 51. Ст. 812.
<2> См.: Постановление Совета Министров РСФСР "О выпуске и порядке распространения Государственного российского республиканского внутреннего 5-процентного займа 1990 года" от 20 февраля 1990 г. N 62 // СП РСФСР. 1950. N 7. Ст. 89.
<3> См.: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "Об условиях выпуска Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года" от 30 сентября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 42. Ст. 1344.
<4> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении условий выпуска внутреннего Государственного валютного облигационного займа" от 15 марта 1993 г. N 222 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 12. Ст. 1002.
<5> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" N 1091 // СЗ РФ. 1995. N 46. Ст. 4447.
Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1091 "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.1996 N 1527 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1091".Приватизационные чеки <*> - ценные бумаги целевого назначения. Имели номинальную стоимость в рублях, предоставляли владельцу право оплачивать полностью или частично стоимость объекта приватизации. Юридическая природа приватизационных чеков (хотя, как уже было отмечено, они и включены ст. 143 ГК в число государственных ценных бумаг) остается не совсем ясной. Приватизационные чеки обладают свойствами государственной ценной бумаги не в полной мере. В частности, непосредственно не дают их обладателю права на получение от эмитента характерных для государственной ценной бумаги номинальной стоимости и определенного дохода.
--------------------------------
<*> См.: Указ Президента Российской Федерации "О приватизационных чеках" от 14 августа 1992 г. N 914 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 35. Ст. 2001.
Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (ст. 2) предусматривает такую форму государственного долга, как государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг <*>. Были выпущены:
Закон РФ от 13.11.1992 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации". --------------------------------
<*> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 3. Ст. 4.
государственные казначейские обязательства СССР <*> - вид размещаемых среди населения ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение один раз в год по купонам этого обязательства дохода в определенном размере в течение всего срока владения этими ценными бумагами, а также их нарицательной стоимости;
--------------------------------
<*> См.: Постановление Совета Министров СССР "О выпуске и порядке распространения Государственных казначейских обязательств СССР" от 29 декабря 1989 г. N 1178 // СП СССР. 1989. N 51. Ст. 811.
золотые сертификаты <*> - письменные свидетельства казначейства, удостоверяющие право держателей (как физических, так и юридических лиц) на получение ежеквартального дохода в виде установленной ставки, а при погашении - стоимости сертификата в рублях, исходя из средней цены золота на момент погашения;
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О продаже золота путем выпуска золотых сертификатов" от 25 сентября 1993 г. N 980 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 40. Ст. 3756.
казначейские векселя <*>, удостоверяющие безусловное денежное обязательство Министерства финансов уплатить до наступления срока определенную сумму денег владельцу ценной бумаги. Операции по погашению казначейских векселей производил Центральный банк России по поручению Минфина. В отличие от других видов государственных ценных бумаг вексель характеризуется абстрактностью и бесспорностью. Абстрактность его заключается в том, что он сохраняет свою силу независимо от конкретных обстоятельств, с которыми связана его выдача. Вексельное обязательство бесспорно, так как государство не может поставить платеж в зависимость от наступления какого-либо события;
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерства финансов Российской Федерации" от 14 апреля 1994 г. N 321 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 17.
государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) <*> - вид ценной бумаги на предъявителя, включающей в себя совокупность обязательств по выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином в порядке и на условиях, установленных нормативными актами;
--------------------------------
<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" от 8 февраля 1993 г. N 107 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. N 7. Ст. 567.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.1993 N 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 790 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций".сертификаты Сбербанка СССР <*> - письменные свидетельства кредитного учреждения о вкладе

Комментарии к законам »
Читайте также