Роль налогового законодательства в стимулировании инвестиционной деятельности банков

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
А.Е. МОРОЗОВ
На данный момент законодательство предусматривает такие меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности, как установление особого порядка взимания налогов и сборов при выполнении соглашений о разделе продукции; налоговые льготы при осуществлении предприятиями производственной сферы затрат на осуществление капитальных вложений, а также при использовании лизинга хозяйствующими субъектами; предоставление инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционная деятельность банков стимулируется мерами налогового стимулирования лишь опосредованно - путем предоставления льгот предприятиям, использующим банковские кредиты на цели осуществления капиталовложений. Так, облагаемая прибыль производственных предприятий уменьшается на суммы, направленные на погашение банковских кредитов (включая проценты по ним), полученных и использованных на финансирование капитальных вложений производственного назначения (ч. 7 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль").
Очевидна необходимость изменения налогового законодательства для более масштабного привлечения банковских ресурсов в государственный инвестиционный процесс.
Предлагаемые в научных исследованиях изменения в налоговое законодательство для стимулирования инвестиционной активности банков сводятся, как правило, к обоснованию необходимости установления льгот по налогу на прибыль, полученную банками от финансирования капиталовложений <*>.
--------------------------------
<*> Поляк А.А. Налогообложение кредитных организаций (практические вопросы): Автореф. дисс... к.ю.н. М., 1998. С. 5.
Подобное льготирование участия банков в инвестиционной деятельности на региональном уровне закреплено в Законе Саратовской области "О стимулировании инвестиционной деятельности": в августе 1999 года в него были внесены изменения, позволяющие банкам, которые предоставляют инвестиционные кредиты, ежеквартально уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, на величину отрицательной разницы между фактически полученными доходами по процентам за пользование инвестиционными кредитами и доходами, рассчитанными при начислении процентов из расчета 4/5 ставки рефинансирования Банка России <*> (то есть налоговая льгота направлена на субсидирование процентов по банковским кредитам предприятиям на инвестиционные цели из бюджета субъекта РФ, заинтересованного в развитии предприятий, расположенных на его территории).
--------------------------------
<*> Суслов М.А. Некоторые проблемы региональных банков // Деньги и кредит. N 2. 2000. С. 49 - 51.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17.05.1993 года N 467 "О мерах по повышению роли банков в обеспечении государственных инвестиционных программ" Минфину РФ поручалось в целях обеспечения государственной поддержки деятельности банков внести в Верховный Совет РФ предложение об уточнении порядка налогообложения доходов (прибыли) банков, в частности, об освобождении от налогообложения доходов, получаемых от долгосрочных кредитов и иных вложений в рамках целевых государственных программ, и о распространении на банки порядка налогообложения прибыли, направляемой на пополнение резервных и страховых фондов, установленного п. 10 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом специфики банковской деятельности (п. 6).
Однако эффект от предоставления налоговой льготы не сразу и не во всех случаях отвечает интересам государства, так как восстановление государственных доходов, утраченных вследствие уменьшения налогового бремени для отдельной категории налогоплательщиков, происходит либо за счет этих же налогоплательщиков в других сферах их деятельности, либо за счет всех остальных экономических субъектов. Учитывая высокие риски кредитования, не стоит ожидать скорого достижения цели масштабного участия банков в инвестиционном процессе только путем введения налоговой льготы.
Поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможность усовершенствования норм об инвестиционном налоговом кредите для использования средств банковской системы при реализации государственной инвестиционной политики. При этом не отрицается необходимость предоставления льготы по налогу на прибыль для банков, финансирующих капиталовложения, но в форме субсидирования процентов по кредитам, предоставленным банком, обращающимся за предоставлением льготы, конкретным предприятиям на осуществление капиталовложений (разумеется, необходимо разработать и законодательно закрепить критерии кредитования, подпадающего под льготное налогообложение).
Содержание правового понятия "инвестиционный налоговый кредит" по Налоговому кодексу РФ претерпело существенные изменения относительно положений Закона РФ от 20 декабря 1991 года N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите" (в ред. Закона РФ от 16.07.92 N 3317-1) и Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которым налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов) рассматривались как целевые налоговые льготы. Существовало внутреннее противоречие между индивидуальным характером предоставления налогового кредита и положением, закрепленным в 1992 году, о запрещении предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации (Закон РФ от 16.07.92 N 3317-1 в ред. Закона РФ от 22.12.92 N 4178-1). Отчасти эту противоречивость должна была разрешить приведенная оговорка о возможности установления индивидуальных налоговых льгот законодательными актами РФ, но в результате весьма сомнительным оказалось соблюдение принципа равенства налогообложения.
Согласно Закону РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" под инвестиционным налоговым кредитом понималась отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных названным Законом (ст. 1 Закона).
Получателями инвестиционного налогового кредита могли быть лица, отвечающие определенным условиям: предприятия со среднесписочной численностью работающих не выше установленного законом предела, приватизированное предприятие - товарищество, образованное членами трудового коллектива для выкупа всего или части имущества этого предприятия, предприятия любых организационно-правовых форм и форм собственности, выполняющие особо важные заказы по социально-экономическому развитию территорий или предоставление особо важных услуг населению данной территории (ст. 12 Закона).
С вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ нормы об инвестиционном налоговом кредите содержатся в главе 9 "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени". На наш взгляд, это свидетельствует о большей четкости законодательного регулирования принципа справедливости налогообложения, предполагающего соразмерность и равенство налогообложения <*>.
--------------------------------
<*> Демин А. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. 1998. N 2 - 3.
Ст. 56 НК РФ дает следующее определение льгот по налогам и сборам: это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы не могут носить индивидуального характера, исходя из основных начал налогового законодательства (ст. 3 НК РФ) и смысла статьи 56 НК РФ.
Однако стимулирование определенных направлений общественной деятельности (в том числе отдельных направлений инвестиционной деятельности) предполагает наравне с установлением общих для всех правил налогообложения также учет способности отдельного налогоплательщика в установленных законом случаях к уплате налога на данном отрезке времени.
Данный индивидуальный подход реализуется в результате предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налога или сбора, а также при предоставлении налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. Не создаются преимущества для налогоплательщика, получившего право на уплату налога или сбора в более поздний срок, так как не устраняется его налоговая обязанность по уплате отсроченного или рассроченного налога.
К основаниям, дающим право на изменение срока уплаты налога и сбора, относятся четко определенные в налоговом или таможенном законодательстве случаи, когда экономически обоснованно и целесообразно не требовать такой уплаты в установленный Законом срок. Это может быть связано с причинением налогоплательщику ущерба вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ), с задержкой ему финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа (пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ), угрозой банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ), с невозможностью единовременной выплаты им налога в связи с имущественным положением (пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ), с сезонным характером деятельности налогоплательщика (пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ). Основания, перечисленные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, являются общими для предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита. Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита специфичны, и эта специфика диктует наибольший срок его предоставления по сравнению с другими видами изменения сроков уплаты налогов и сборов.
Отсрочки и рассрочки предоставляются на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ), налоговый кредит - на срок от трех месяцев до одного года (п. 1 ст. 65 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ). Такой длительный срок связан с долгосрочным и общественно значимым характером деятельности организации-налогоплательщика, стимулируемой в результате предоставления инвестиционного налогового кредита (пункт 1 ст. 67 НК РФ):
1. Научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2. Внедренческая или инновационная деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3. Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Очевидно, что предоставление инвестиционного налогового кредита охватывает такие направления государственной инвестиционной политики, как поддержка инноваций, модернизация производства, причем уделяется повышенное внимание социальной направленности инвестиционной деятельности.
Законодатель различает степень общественной значимости каждого из вышеперечисленных видов деятельности, устанавливая в пункте 2 ст. 67 НК РФ различный порядок определения возможной суммы инвестиционного налогового кредита.
Сумма кредита на техническое перевооружение собственного производства ограничивается 30 процентами стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 67 НК РФ целей.
В остальных случаях суммы кредита определяются по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Инвестиционный налоговый кредит, как и по ранее действовавшему налоговому законодательству, во всех случаях является срочным, возвратным и платным. Если отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в определенных случаях предоставляются безвозмездно (по основаниям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ), то за пользование инвестиционным налоговым кредитом всегда взимается плата в виде процентов на сумму кредита по ставке не менее 2/3 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 2 статьи 67 НК РФ). Различный подход обусловлен тем, что инвестиционный налоговый кредит, в отличие от других форм изменения срока уплаты налогов, стимулирует развитие определенных направлений деятельности налогоплательщиков, а не просто поддержание их жизнеспособности.
Принцип бюджетной самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований нашел отражение в норме, закрепленной в пункте 7 статьи 67 НК РФ: Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита. Приведенные нормы Закона позволяют утверждать о возможности использования инвестиционного налогового кредита как в общегосударственном инвестиционном процессе, так и в региональных (местных) программах развития.
В ситуации недостаточности бюджетных средств следует рассмотреть возможность вовлечения в государственный инвестиционный процесс ресурсов, аккумулируемых банковской системой, путем предоставления инвестиционного налогового кредита банкам в случае кредитования ими социально-значимых инвестиционных проектов. В договоре с уполномоченным органом о предоставлении инвестиционного налогового кредита эта деятельность кредитных организаций может быть расценена как выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. Однако во избежание административного произвола при предоставлении инвестиционного налогового кредита представляется необходимым закрепить в законодательстве критерии, позволяющие четко определить "особую важность" заказа по социально-экономическому развитию или услуг населению. При этом важнейшими критериями представляются срок кредитования и процентная ставка по кредиту, здесь важно стимулировать долгосрочность и доступность кредита. Срок кредита можно, в частности, соотнести со сроком рентабельности инвестиционного проекта, а процентную ставку - с платежами за пользование инвестиционным налоговым кредитом (причем следует закрепить во второй части НК РФ особый порядок налогообложения банковских операций по предоставлению долгосрочных кредитов на инвестиционные цели по ставке ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Считаем, что банковское инвестиционное кредитование, обусловленное инвестиционным налоговым кредитом, позволит уменьшить суммы государственных и муниципальных капитальных вложений, что будет способствовать экономии финансовых ресурсов при одновременном решении задач государственной инвестиционной политики (федерального, регионального или местного ее аспекта).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 20.12.1991 N 2071-1
"ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ НАЛОГОВОМ КРЕДИТЕ"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 16.07.1992 N 3317-1
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ РОССИИ"
ЗАКОН РФ от 22.12.1992 N 4178-1
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.05.1993 N 467
"О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ БАНКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ"
ЗАКОН Саратовской области от 24.07.1997 N 46-ЗСО
"О СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САРАТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ"
(принят Саратовской областной Думой 09.07.1997)
Банковское право, N 1, 2001

Ответственность за незаконное получение кредита и уклонение от погашения кредиторской задолженности: проблемы теории и практики  »
Комментарии к законам »
Читайте также