Взаимоотношения государственного унитарного предприятия с федеральными органами исполнительной власти

С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
О.В. ЧЕРНЫХ
Черных О.В., Московская государственная юридическая академия.
В данной статье рассматриваются взаимоотношения, возникающие между государственным унитарным предприятием и федеральными органами исполнительной власти: органом общей компетенции, затем с органами межотраслевой и отраслевой компетенции.
Прежде чем приступить к рассмотрению первой группы, необходимо выяснить, какое имеет отношение Президент РФ к государственному унитарному предприятию. Несмотря на то, что согласно действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. <*> Президент не является главой исполнительной власти, как это было предусмотрено Конституцией РФ 1978 г. с последующими изменениями. Однако с государственными унитарными предприятиями он имеет особые взаимоотношения, которые будут рассмотрены далее.
--------------------------------
<*> Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. Москва: Юридическая литература, 1994. 624 с.
Так, 23.05.94 за N 1003 главой государства РФ был принят Указ "О реформе государственных предприятий" <*>, где предусматривалось создание казенных фабрик, заводов, хозяйств. Тем самым была заложена политико-правовая основа государственных унитарных предприятий, которую в дальнейшем реализовали федеральные органы исполнительной власти в своей исполнительно-распорядительной деятельности.
--------------------------------
<*> Российская газета. 25 мая 1994 г. С. 4.
Таким образом, взаимоотношения Президента РФ с государственным унитарным предприятием являются опосредствованными в форме нормативно-правового регулирования, это с одной стороны.
Однако данные взаимоотношения могут принимать иной характер. На примере в соответствии с Указом "О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" N 1164 от 06.09.99 <*> Президент Российской Федерации обладает целым рядом полномочий, таких, как:
Указ Президента РФ от 06.09.1999 N 1164 "О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 01.12.2000 N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами". --------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 37. Ст. 4448.
- по принятию решения на основании представления Правительства Российской Федерации о предоставлении федеральному государственному унитарному предприятию права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и аннулированию данного права в случае нарушения установленных законом требований,
- по назначению и освобождению по представлению Председателя Правительства Российской Федерации от должности руководителей указанных предприятий,
- по утверждению порядка лицензирования ввоза (вывоза) продукции военного назначения.
В связи с этим можно охарактеризовать данный вид взаимоотношений как непосредственный, так как глава государства Российской Федерации обладает большими управленческими и властными полномочиями.
Взаимоотношения государственного унитарного предприятия с Правительством Российской Федерации - органом общей компетенции - определяются правовым статусом высшего федерального органа исполнительной власти, который регулируется Конституцией Российской Федерации 1993 г. <*>, ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17.12.97 с последующими изменениями.
--------------------------------
<*> Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. Москва: Юридическая литература, 1994. 480 с.
Надо отметить, что характерной особенностью данной группы взаимоотношений является то, что нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации является подзаконной и, следовательно, достаточно широкой по объему. Поэтому данным государственным органом была разработана и принята в основном вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность государственных унитарных предприятий, начиная с момента создания и заканчивая их банкротством или реорганизацией.
Таким образом, необходимо отметить, что наиболее правовой статус указанных выше предприятий подпадает под сферу правового регулирования высшего федерального органа исполнительной власти, чем, например, других государственных органов.
Поэтому можно утверждать, что взаимоотношения Правительства Российской Федерации с государственным унитарным предприятием, так же, как и с Президентом Российской Федерации, складываются как опосредствованные в форме нормативного регулирования, это в первом случае.
Однако в другом случае, при взаимоотношениях с федеральными государственными унитарными предприятиями, они принимают другой характер, а именно - непосредственный, ввиду того, что Правительству Российской Федерации принадлежит правомочие по утверждению их уставов.
При рассмотрении взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции и государственным унитарным предприятием необходимо указать, что исключительно всем вышеуказанным государственным органам свойственно осуществление следующих функций:
- исполнительных,
- нормативно-правового регулирования,
- регистрационно-разрешительных,
- контрольных или надзорных,
- организационных.
Первая функция представляет собой ядро исполнительно-распорядительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, которая заключается в исполнении федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.
Надо заметить, что при осуществлении данной функции федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законом случаях проводят межотраслевую координацию, которая выражается в регулировании деятельности неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны.
При этом, с другой стороны, могут одновременно проводить межотраслевую координацию в отношении других федеральных органов исполнительной власти, например, это проявляется на примере Постановления Правительства Российской Федерации "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" N 1594 от 30.12.98 <*>, согласно которому установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции, которые координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 302.
Следующая функция федеральных органов исполнительной власти - нормативно-правового регулирования - может быть разделена на три блока полномочий:
- по разработке и предоставлению предложений в Правительство Российской Федерации по совершенствованию законодательства и иных нормативных документов по вопросам, относящимся к сфере их правового регулирования,
- по участию в разработке проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов,
- по разработке и принятию нормативно-правовых актов.
Данная функция является регулирующей, потому что все федеральные органы исполнительной власти, начиная от Правительства Российской Федерации и заканчивая другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляют разработку и принятие в пределах своей компетенции нормативно-правовых актов. Причем следует отметить, что происходит это как в порядке принятия нормативного акта одним государственным органом, так и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Между тем как нормативно-правовые акты, принимаемые данными государственными органами в виде постановлений, правил, положений, являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми организациями независимо от форм собственности, в том числе и государственными унитарными предприятиями.
В то время как ненормативные акты издаются в форме приказов, распоряжений, инструкций, но при этом являются обязательными для исполнения теми государственными предприятиями, учреждениями и организациями, которые подчинены конкретному федеральному органу исполнительной власти. Для других предприятий и организаций они имеют силу лишь как рекомендации или разъяснения по каким-либо вопросам деятельности.
О том, какие могут возникнуть проблемы у государственного унитарного предприятия на практике при осуществлении данной функции федеральными органами исполнительной власти, можно привести следующий пример.
Так, Министерством здравоохранения РФ был принят 05.06.2000 Приказ за N 198 "Об отмене Приказа Минздрава России от 14.08.97 N 244", согласно которому при приеме на работу отдельных категорий работников обязательно прохождение медицинского обследования.
Однако данный подзаконный нормативный акт вступил в противоречие со статьей 154 КЗоТа РФ, которая предусматривает проведение обязательных медицинских обследований работников.
В соответствии с вышеуказанным Приказом руководство государственного унитарного предприятия прекратило порядок направления при приеме на работу с вредными условиями труда работников на медицинское обследование. В дальнейшем этот факт при проверке, проводимой Государственной инспекцией труда РФ, был признан достаточным для составления протокола об административной ответственности и привлечения руководства этого предприятия к административной ответственности в виде штрафа.
Возникла проблема, каким следует руководствоваться нормативным правовым актом при решении вопроса о направлении работников на медицинское обследование, и правомерно ли будет предъявление жалобы этим предприятием в связи с вышеуказанными обстоятельствами в установленном законом порядке.
На этом примере ярко продемонстрировано отсутствие компетентности в деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Хотелось бы надеяться, что со временем данные случаи по принятию подзаконных нормативных актов государственными органами РФ не будут иметь место в действительности.
Осуществление другой функции - лицензионно-разрешительной деятельности, которая представляет собой процесс, проводимый уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в установленном законом порядке. В результате чего предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности наделяются правом осуществлять те или иные виды деятельности.
Данное полномочие предусмотрено целым рядом нормативных правовых документов, например, ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 158-ФЗ от 25.09.98 <*>, где указаны цели его применения, полномочия лицензирующих органов, порядок и условия проведения лицензирования, основания приостановления и аннулирования лицензии, виды деятельности в количестве более двухсот, подлежащие лицензированию.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 39. Ст. 4857.
Государственное унитарное предприятие для получения лицензии должно обратиться с необходимыми документами предприятия в лицензирующий орган и произвести оплату услуг за рассмотрение данных документов.
Между тем как осуществление лицензирования определенных законом видов деятельности было закреплено за конкретными органами государственной власти до издания Постановления Правительства РФ за N 326 от 11.04.2000 в специальных нормативных правовых документах.
Например, деятельность по телевизионному вещанию, радиовещанию, издательской деятельности, полиграфической деятельности, деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов подлежит лицензированию. Осуществление данного полномочия предусмотрено для Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций согласно Постановлению Правительства РФ N 1022 от 10.09.99 <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 37. Ст. 4508.
После принятия 11.04.2000 Правительством РФ Постановления "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 326 <*> был создан новый порядок в проведении лицензирования. В связи с тем, что законодатель впервые предусмотрел в этом нормативном правовом акте Перечни федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 16. Ст. 1716.
Таким образом, подверглись систематизации виды лицензируемой деятельности. Это говорит о процессе совершенствования как самой деятельности федеральных органов исполнительной власти, так и законодательства Российской Федерации, с одной стороны. С другой стороны, позволит облегчить, в свою очередь, подготовительную работу всех предприятий и организаций по проведению лицензирования, а именно быстро и точно определять виды лицензируемой деятельности и государственный орган, уполномоченный ее проводить.
Сертификация, точно так же, как и лицензирование, является процессом, осуществляемым уполномоченными на то государственными органами и организациями в установленном порядке. Тем не менее у нее предусмотрена иная задача, состоящая в проведении федеральными органами исполнительной власти подтверждения соответствия условий проведения работ, оказания услуг предприятиями тем требованиям, которые установлены действующим законодательством.
При установлении соответствия государственному унитарному предприятию выдается сертификат. Действующим законодательством РФ предусмотрено два вида сертификации: обязательная и добровольная.
В первом случае данный вид деятельности производится согласно Постановлению Правительства РФ "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" N 1013 от 13.08.97 <*>. Между тем как добровольная сертификация происходит тогда, когда предприятие желает получить более высокий статус признания своей производственно-хозяйственной деятельности. Для этого оно обращается в соответствующие органы или организации, заключает с ними договор, в соответствии с которым проводит целый комплекс мероприятий для получения в дальнейшем сертификата.
--------------------------------
<*> Собрание

Комментарии к законам »
Читайте также