Прокуратура должна стать органом президентской власти
ОРГАНОМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ
П.
КУЛАГИН
П. Кулагин, помощник прокурора
Аркадакского района Саратовской
области.
В последнее время необходимость
реформирования органов прокуратуры очень
активно обсуждается общественностью,
находит свое понимание и в среде
прокурорских работников.
В статье А.
Мыцыкова говорится, что "сейчас прокуратура
во многих сферах не в силах добиться
заметных изменений в обеспечении
требований законов, но нередко вынуждена
отвечать за нерешенные обществом и
государством проблемы укрепления
правопорядка". В обществе возникло
недовольство работой органов прокуратуры
и, следовательно, государства в целом.
Чтобы этого не происходило, считаю
необходимым реформировать органы
прокуратуры таким образом, чтобы без потери
основных функций по надзору за точным и
единообразным исполнением законов
изменились место и роль прокуратуры в
системе органов государственной власти.
В соответствии с принципом разделения
властей, закрепленным в ст. 10 Конституции
РФ, государственная власть осуществляется
на основе разделения властей на
законодательную, исполнительную и
судебную.
К какой из этих властей
относится прокуратура? Ответ на этот вопрос
до сих пор остается открытым и не нашел
своего однозначного решения.
Считаю,
что органы прокуратуры должны занять свое
место "под крылом президента", стать органом
президентской власти.
Единственное
предназначение органов прокуратуры -
надзор за точным и единообразным
исполнением законов. Функции прокуратуры в
этом плане очень близки функциям
президента. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции
Президент РФ является ее гарантом, а также
прав и свобод человека и гражданина. В
установленном порядке он принимает меры по
охране суверенитета РФ и государственной
целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти. В связи с этим
полномочия прокуратуры должны в большей
мере помогать президенту страны
реализовывать свои права.
В Конституции
(ст. 129) сказано лишь, что прокуратура
составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору. При этом не предусматривается,
кому подчиняется Генеральный прокурор. Все
это может регулироваться федеральным
законом, для чего не требуется изменения
Конституции.
Близость к президенту
будет оправдана и исторически, поскольку
прокуратура и создавалась изначально как
"око государево", лишь впоследствии обрела
свою самостоятельность.
Такая
самостоятельность в условиях правового
государства пагубно сказывается на работе
всего государственного механизма,
поскольку, обладая большими полномочиями,
прокуратура за исполнение законов
фактически не отвечает. Бездействие
органов прокуратуры тенью падает на
деятельность всего государства, а в
конечном итоге спрос будет все равно с
президента. Не лучше ли в этом случае
прокуратуру сделать президентским органом,
расставив все по своим местам?
В этом
случае президент получит себе в помощь
корпус хорошо подготовленных специалистов,
ему будет проще реализовывать
государственную политику, оперативней и
качественней контролировать исполнение
законов и подзаконных актов. Генеральный
прокурор может быть одновременно и
председателем Совета Безопасности РФ,
выполняя в том числе функции координации
деятельности по борьбе с преступностью.
Такой орган, как прокуратура, с большими
общенадзорными полномочиями, все равно
будет нужен государству. Изменение статуса
прокуратуры повысит эффективность ее
деятельности, положительно скажется на
работе президента по реализации своих
полномочий, подкрепит доверие и авторитет
государственной власти.
Конечно, данный
вопрос сложный и нуждается в проработке,
однако считаю, что в изменении статуса
прокуратуры больше плюсов, чем
минусов.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Законность, N 1, 2001