Порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям счетчиков тепла и воды в жилых зданиях

СЧЕТЧИКОВ ТЕПЛА И ВОДЫ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ
Т.Л. ЛЕВШИНА
Левшина Татьяна
Старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Сегодня при заключении договоров между ресурсоснабжающими организациями (поставщиками тепла и воды), жилищными организациями, гражданами на установку счетчиков тепла и воды на вводах в здания систем теплоснабжения / отопления, горячего и холодного водоснабжения (домовых счетчиков тепла и воды), установку квартирных счетчиков горячей и холодной воды, а также на распределителей тепла возникают проблемы регулирования правовых отношений. Рассмотрим некоторые из них.
Может ли гражданин, проживающий в жилом многоквартирном доме (наниматель, арендатор или собственник жилого помещения), являться стороной договора энергоснабжения (договора с теплоснабжающей или водоснабжающей организацией) и распространяется ли на такого гражданина (потребителя) положение п. 1 ст. 540 ГК РФ?
1. Прежде всего необходимо определить правила, по которым нормы § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением теплом и водой. Эти правила предусмотрены ст. 548 ГК РФ, согласно которой нормы § 6 применяются к снабжению теплом через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ - ст. 3 ГК РФ), а к снабжению водой - и в том случае, когда иное не вытекает из существа обязательства. Следовательно, законами и иными правовыми актами о тепло- и водоснабжении могут быть установлены любые исключения из правил ГК РФ об энергоснабжении, в том числе по структуре договорных связей.
2. По смыслу ст. 539 ГК РФ термины "абонент" и "потребитель" - синонимы. В законодательстве же (см., например, Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") под потребителем понимается субъект, который пользуется электроэнергией или теплом, а под снабжающей организацией - организация, продающая потребителям соответствующий ресурс. Жилищно - эксплуатационные организации в указанном смысле потребителями не являются, так как они не используют электроэнергию и тепло, полученные от энергоснабжающей организации (за исключением освещения и отопления помещений, в которых размещены). Следовательно, исходя из смысла действующего законодательства об энерго- и теплоснабжении нельзя говорить о жилищно - эксплуатационных организациях как о снабжающих организациях. В этом случае речь может идти об оказании ими потребителям - гражданам возмездных услуг снабжающей организации по передаче электроэнергии и тепла по присоединенным сетям, находящимся на их балансе, по регулируемым в соответствии с законом тарифам.
По-иному в законодательстве решен вопрос в отношении водоснабжения. В соответствии с п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, абонентом является юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившее с организацией водопроводно - канализационного хозяйства договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано управление жилищным фондом. Таким образом, в отношении водоснабжения в полном соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ предусмотрена иная структура договорных связей: снабжающая организация - жилищная организация, на балансе которой находится соответствующая сеть, присоединенная к водопроводно - канализационному хозяйству снабжающей организации, или товарищество собственников жилья; жилищная организация или товарищество собственников жилья - наниматель или собственник жилого помещения в многоквартирном доме. Следовательно, законодательством о водоснабжении прямо предусмотрено, что снабжающая организация должна заключить договор снабжения водой не с гражданином - потребителем, а с жилищной организацией или товариществом собственников жилья.
Пункт 2 ст. 548 ГК РФ не конкретизирует, о каком водоснабжении идет речь: о снабжении холодной или горячей водой либо и той и другой. Исходя из ст. 455 ГК РФ товаром является вещь определенного наименования. С точки зрения Кодекса любая вода является вещью - и холодная, и горячая, отличается она только качественными характеристиками. Поэтому п. 2 ст. 548 распространяется на снабжение и холодной, и горячей водой (далее под термином "вода" понимается холодная и горячая вода) и, следовательно, правила водоснабжения, установившие иную структуру договорных связей, применяются к снабжению не только холодной, но и горячей водой.
3. Принимая во внимание требования п. 1 ст. 539 ГК РФ и последующих статей § 6 гл. 30, установивших для граждан - потребителей исключения из правил п. 1 ст. 539, гражданин может быть стороной договора энергоснабжения со снабжающей организацией. Так, п. 2 ст. 543 предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается не на гражданина (абонента), а на энергоснабжающую организацию (а с учетом распространения указанных правил на тепло- и водоснабжение - на организации, снабжающие указанными ресурсами), если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В частности, ГК РФ и Жилищный кодекс РСФСР обязанность по ремонту и техническому обслуживанию соответствующих сетей возлагают на наймодателя по договорам социального найма жилого помещения и найма жилого помещения.
Что же касается режима потребления, то гражданин, использующий энергию (воду, тепло) для бытового потребления, вправе потреблять ее в необходимом ему количестве.
Может ли жилищная организация (компания, управляющая эксплуатацией жилого дома) выполнять функции теплоснабжающей организации для гражданина (нанимателя, арендатора или собственника жилого помещения), арендатора или собственника нежилого помещения? Какие положения договора теплоснабжения должны быть включены в договор найма или технического обслуживания жилого помещения? Распространяется ли на жилищную организацию требование п. 2 ст. 543 ГК РФ? Каким образом должны возмещаться затраты на установку и техническое обслуживание домовых и квартирных приборов учета потребления тепла и воды, а также распределителей тепла?
1. На теплоснабжение распространяются правила § 6 гл. 30 ГК РФ, так как специальное законодательство о теплоснабжении, действующее на территории Российской Федерации, не предусматривает иного. Следовательно, по действующему законодательству договор теплоснабжения должен заключаться теплоснабжающей организацией с гражданином - нанимателем или собственником жилого помещения. Исключение из этого правила на основании п. 1 ст. 548 ГК РФ может быть установлено законом или иными правовыми актами. Если такие исключения будут предусмотрены, то та организация, на которую эти нормативные акты возложат соответствующие функции, и будет выступать в качестве снабжающей для нанимателя или собственника жилого помещения.
2. Ни договор найма, ни договор технического обслуживания по действующему законодательству не регулируют отношения, связанные со снабжением электричеством, водой, газом и теплом. Договоры снабжения указанными ресурсами являются разновидностью договора купли - продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ). По договору найма жилого помещения наймодатель обязан оказывать коммунальные услуги (ст. 676 ГК РФ, ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР). Снабжение же нанимателя (собственника жилого помещения) электричеством и иными ресурсами не является по ГК РФ услугой. По этой же причине снабжение не является и техническим обслуживанием, так как техническое обслуживание включает одновременно проведение работ, например ремонта, и оказание услуг. Поэтому по ГК РФ договор на техническое обслуживание - это смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
Таким образом, с теплоснабжающей организацией (в качестве которой, возможно, будет выступать жилищная организация) гражданин - наниматель, собственник может заключить либо договор на снабжение соответствующими ресурсами, либо смешанный договор, содержащий элементы договоров найма жилого помещения и снабжения или договоров технического обслуживания жилого помещения и снабжения.
Согласно п. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ стороны по своему усмотрению определяют, какой договор им заключать, т.е. выбор одного из указанных выше вариантов оформления договорных отношений осуществляется сторонами по обоюдному соглашению.
3. В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия соглашения (договора) о теплоснабжении определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Так, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ любой договор должен содержать существенные условия: условия о предмете (применительно к теплоснабжению - о товаре - п. 3 ст. 455 ГК РФ); условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Некоторые нормы об условиях, которые должны или могут определяться договором энергоснабжения, содержатся в ст. 542, 544, 546 ГК РФ.
4. По действующему законодательству жилищная организация, являющаяся наймодателем по договору социального найма, обязана обеспечивать надлежащее состояние санитарно - технического и иного оборудования.
По договору найма жилого помещения обязанность наймодателя по оказанию коммунальных услуг сформулирована в общем виде, без конкретизации, какие именно коммунальные услуги согласно Общероссийскому классификатору услуг населению должны оказываться именно наймодателем. Статья же 543 ГК РФ возлагает обязанность по обеспечению надлежащего состояния квартирных приборов учета тепла на снабжающую, а не на жилищную организацию.
5. Вопрос о том, каким способом должны возмещаться затраты на установку квартирных приборов учета, не является правовым. Финансирование же установки этих приборов должно осуществляться за счет собственника жилого помещения: если это жилое помещение является государственным или муниципальным, то за счет соответствующего бюджета, а если частным (принадлежит юридическому лицу или гражданину), то за счет собственника.
Что же касается технического обслуживания, то плата за него должна предусматриваться соответствующим договором между обслуживающей организацией и организацией, осуществляющей эксплуатацию дома.
Может ли гражданин, проживающий в квартире жилого многоквартирного здания, считать, что между ним и теплоснабжающей организацией заключен договор на отопление его квартиры, если он не имеет текста публичного договора отопления, не подписывал его, не извещен о своих обязанностях как стороны договора энергоснабжения? Должен ли такой гражданин оплачивать коммунальную услугу по отоплению помещения, внося деньги на счет теплоснабжающей организации?
Согласно ст. 158 ГК РФ сделки (применительно к договору на теплоснабжение) совершаются в устной или письменной форме (простой или нотариальной). Договор считается заключенным, т.е. порождает права и обязанности сторон, в момент получения лицом, сделавшим предложение, согласия другой стороны на его принятие в надлежащей форме (ст. 432, 433 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 159 ГК РФ сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, может быть совершена устно. Пункт 1 ст. 540 ГК РФ, специально посвященный порядку заключения договора энергоснабжения с гражданином и применяемый на основании п. 1 ст. 548 ГК РФ к договору теплоснабжения, не предусматривает письменной формы договора. В нем установлено, что договор с гражданином, использующим энергию для бытового потребления (отопления), считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Пункт же 2 ст. 158 ГК РФ предусматривает, что сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Таким образом, договор снабжения гражданина электрической, тепловой энергией, водой и газом заключается путем конклюдентных действий, а не составления единого документа, подписываемого сторонами.
В связи с тем, что договор снабжения электроэнергией, теплом, газом и водой считается заключенным с момента первого фактического подключения гражданина к соответствующей сети, то права и обязанности сторон возникают именно с этого момента. Поэтому гражданин обязан платить за теплоснабжение с момента своего первого фактического подключения к тепловой сети.
Если для установки и/или обслуживания счетчиков тепла и воды (домовых и квартирных), распределителей тепла привлекается специализированная организация, предоставляющая такие услуги, то должна ли она заключать договор с жилищной организацией или с каждым гражданином в многоквартирном жилом здании? Если счетчики тепла и воды не являются собственностью специализированной организации (установлены за счет сметы строительства), то может ли договором предусматриваться ее обязанность заменять счетчики после окончания сроков службы без дополнительной оплаты этой услуги абонентами?
Действующее законодательство по-разному определяет обязанности наймодателя по договорам социального найма жилого помещения и найма жилого помещения (коммерческого найма). По договору найма жилого помещения наймодатель обязан предоставлять (или обеспечивать предоставление) нанимателю за плату необходимые коммунальные услуги (ст. 676 ГК РФ). В качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо.
Наймодателем жилых помещений государственного или муниципального фонда является уполномоченная собственником соответствующего фонда организация - ЖЭК, ЖКО, служба единого заказчика и т.п., а в других разновидностях жилого фонда, как правило, - собственник жилого помещения (хотя не исключено, что собственник ведомственного частного жилого фонда не сам будет оказывать коммунальные услуги, а уполномочит на это коммунальную организацию).
По ст. 676 ГК РФ наймодатель сам выступает в качестве исполнителя, оказывающего коммунальные

Деятельность арбитражных управляющих  »
Комментарии к законам »
Читайте также