Уклонение физического лица от уплаты налога и страхового взноса во внебюджетные фонды: уголовно - правовая характеристика

И СТРАХОВОГО ВЗНОСА ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Б.Д. ЗАВИДОВ, И.А. ПОПОВ
Завидов Борис Дмитриевич
Кандидат юридических наук, специалист по гражданскому и хозяйственному законодательству, по вопросам транспорта и дорожно - транспортных происшествий. Обладатель медали А.Ф. Кони, член Союза журналистов России.
Родился 9 июля 1948 г. в г. Пинске Брестской области. В 1975 г. окончил Харьковский юридический институт. Работал стажером городской прокуратуры, следователем, помощником прокурора, адвокатом, преподавателем гражданского права в коммерческой академии, начальником юридического отдела многопрофильной московской фирмы. В настоящее время - ст. научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ. Зам. главного редактора журнала "Российский следователь".
Автор более 150 различных работ (брошюры и книги), в том числе за 1998 г. имеет 51 публикацию.
Попов Иван Алексеевич
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, зам. начальника управления следственного комитета при МВД России, полковник юстиции.
Родился 23 декабря 1951 г. В начале своей служебной карьеры работал участковым инспектором Ленинского РОВД г. Владивостока (в органах внутренних дел - с 1972 г.).
В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук, а в 1998 г. - доктора юридических наук. Имеет почти 25-летний опыт практической и организационно - управленческой деятельности в органах предварительного следствия в системе МВД России.
Автор около 40 работ по процессуальным, уголовно - правовым и криминалистическим вопросам расследования преступлений.
В 1999 г. следователями федеральных органов налоговой полиции по ст. 198 УК РФ было возбуждено 3588 уголовных дел (21,7% от общего количества возбужденных дел всех категорий). Из них окончено 2883 дел, или 24,5% от общего массива оконченных производством уголовных дел <*>. С квалифицирующими признаками (по ч. 2 ст. 198 УК РФ) в суд направлено 426 дел (рост на 43,4% по сравнению с 1998 г.) на 426 обвиняемых. Производством прекращено 802 дела, в том числе по п. 1 и 2 ст. 5 УПК РСФСР - 176 уголовных дел <**>.
--------------------------------
<*> См.: Сведения об основных результатах деятельности федеральных органов налоговой полиции за 12 месяцев 1999 года (формы отчетности 1 - НПМ и ДНП) // Информационный сборник ФСНП России. М., 2000.
<**> См.: Основные показатели следственной работы федеральных органов налоговой полиции за 12 месяцев 1999 года (форма 1-Е) // Статистический сборник ФСНП России. М., 2000.
Основные причины злостного уклонения физического
лица от уплаты налогов и страхового взноса
во внебюджетные фонды
Специалист - правовед И.И. Кучеров указывает условно три вида причин налоговой преступности: экономические, правовые и нравственно - психологические <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М.: ЮрИнфор, 1997. - С. 15. Далее все примеры приводятся по данной работе.
Экономические причины. Прежде всего рост налоговой преступности связан с появлением рыночных отношений, т.е. с резкими изменениями в экономике страны. При этом возникают противоречия между частной формой собственности и интересами государства и общества.
Поскольку в современном обществе налоги являются главным источником бюджетных доходов, государство постоянно повышает уровень налогообложения, ибо к этому побуждает увеличение государственных расходов (субъективный фактор).
При этом налоговая политика практически не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий, используя устаревшее оборудование и технологии, испытывает острую нехватку оборотных средств и не может сбыть свою неконкурентоспособную продукцию ни на внутреннем, ни на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги. Между тем достаточно часто и экономически благополучные предприятия, среди которых выделяются торгово - закупочные и посреднические, прибегают к уклонению от уплаты налогов, но по причинам иного характера.
Правовые причины. Прежде всего это несовершенство и нестабильность налогового законодательства. Российское налоговое законодательство отличается излишней объемностью и сложностью (огромное число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений).
Кроме того, дополнительные трудности создает постоянное изменение налогового законодательства. Так, по состоянию на 1997 г. в Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" изменения вносились 13 раз.
Иногда нормы, ухудшающие правовое положение налогоплательщика, вводились в действие задним числом (например, изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах" были приняты 7 марта 1996 г., опубликованы 13 марта, а акцизы предписывалось исчислять с 1 февраля 1996 г.).
Также некоторые понятия (уклонение, сокрытие, занижение) не имеют точного законодательного определения. Принятие части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации, конечно, улучшит правоприменение налогового законодательства, однако и на сегодня необходимо провести "ревизию" налогового права, упорядочить нормативно - законодательные акты, регулирующие налоговые правоотношения, приведя их в соответствие с частью первой и частью второй НК РФ.
Нравственно - психологические причины. И.И. Кучеров объясняет негативное отношение налогоплательщиков к существующей налоговой системе низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией. По мнению большинства российских предпринимателей, существующая налоговая система блокирует инвестиции, увеличивает инфляцию, препятствует структурным изменениям, побуждает к уклонению от уплаты налогов.
Однако руководство налоговой полиции России считает, что в большей степени все объясняется недостаточным уровнем правовой культуры у отечественных предпринимателей и тем, что в более или менее цивилизованном виде налоговое право сформировалось только в конце 1991 г., тогда как в цивилизованных странах институт налогообложения существует сотни лет. И если раньше государству перечислялись государственные же средства, то теперь каждый отдает как бы "свое".
Определяющим фактором в нравственно - психологическом аспекте, безусловно, является корыстная мотивация. Лица, совершившие налоговые преступления, в большинстве своем характеризуются повышенным уровнем материальных запросов, стремлением к приобретению объектов недвижимости, предметов роскоши и т.п. Уклонение от уплаты налогов рассматривается ими как один из способов достижения указанных целей.
Однако объективности ради следует отметить, что не все налоговые преступления совершаются на основе личной корыстной заинтересованности. Имели место факты, когда сокрытые от налогообложения средства использовались руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов, выплаты зарплаты. Здесь усматривается иная личная заинтересованность, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.
Сущность уклонения от уплаты налогов с физических лиц изложена в диспозиции ст. 198 УК РФ.
Уголовно - правовой анализ диспозиции ст. 198 УК РФ
Диспозиция ч. 1 ст. 198 УК РФ гласит: "Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет".
Расшифровывая диспозицию ст. 198 УК РФ, необходимо указать, что под участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, подразумеваются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов (ч. 1 ст. 9). В дальнейшем ст. 9 НК РФ расширяет круг субъектов налоговых отношений: плательщики сборов, налоговые агенты и др.
Итак, что же понимается под уклонением от уплаты налогов? Целесообразно напомнить, что для случаев, когда подача декларации о доходах является обязательной, это непредставление декларации, включение в нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иные способы уклонения от уплаты налогов, а равно уклонение от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере.
Следует отметить, что в соответствии с п. 1 примечаний к ст. 198 УК РФ крупным размером признается сумма неуплаченного налога или страхового взноса, превышающая 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
В статье 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты подоходного налога и иных налогов (п. 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 17 и 18 части первой НК РФ, включая ч. 1 ст. 47 НК РФ, введенную в действие с 1 января 2000 г. Федеральным законом от 31 июля 1999 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В то же время следует иметь в виду презумпцию правоты налогоплательщика, позволяющую ему в условиях несовершенства действующего законодательства поступать наиболее выгодным для себя образом.
Презумпция правоты налогоплательщика тесно связана с презумпцией его невиновности в тех случаях, когда речь идет об ответственности налогоплательщика по п. 1 и 6 ст. 108 НК РФ <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая) постатейный / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика Пресс, 1999. С. 33.
В соответствии с налоговым законодательством физические лица обязаны уплачивать ряд налогов (подоходный налог, налог на имущество и др.). В ст. 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты прежде всего подоходного налога. Условия, размеры и порядок взимания подоходного налога с граждан установлены Законом РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями <*>. Более детально вопросы применения Закона "О подоходном налоге с физических лиц" рассмотрены в Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35, в которую также впоследствии вносились изменения и дополнения <**>.
--------------------------------
<*> См.: ВВС. 1992. N 11. Ст. 591 и т.д.
<**> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. N 4.
Объектом налогообложения при уплате подоходного налога у физических лиц является совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Для лиц, имеющих постоянное место жительства в России, учитывается доход, полученный от источников как в Российской Федерации, так и вне ее, а для не имеющих постоянного места жительства в России принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный в натуральной и денежной форме (в российской и в иностранной валюте), в том числе в виде материальной выгоды.
В силу ст. 23 НК РФ и Закона "О подоходном налоге с физических лиц" граждане, подлежащие налогообложению, обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, а также представлять в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, установленной Госналогслужбой России, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных. Руководствуясь положениями Закона "О подоходном налоге с физических лиц", Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" указал, что от представления декларации освобождаются граждане, получающие доходы за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей только по месту основной работы (службы, учебы), а также получающие доходы из нескольких источников, но при условии, что их годовой доход не превышает установленную налоговым законодательством сумму, начисление налога с которой производится по минимальной ставке. Во всех остальных случаях подача декларации является обязательной <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 226.
Декларации о фактически полученных доходах, документально подтвержденных расходах, связанных с извлечением этих доходов, и суммах начисленного и уплаченного налога по окончании каждого календарного года не позднее 1 апреля подаются в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика. В случаях появления в течение года источников доходов, связанных с предпринимательской деятельностью, частной практикой и т.п., граждане обязаны подавать декларацию о доходах в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников. В декларации указываются размер дохода, полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.
После подачи в налоговый орган декларации о доходах граждане вправе в месячный срок уточнить данные, заявленные ими в этой декларации (п. 3 ст. 18 Закона "О подоходном налоге с физических лиц"). Разница между начисленной суммой налога и суммами, которые в течение года уплачивались (удерживались) гражданином в качестве налога, подлежат уплате не позднее 15 июля года, следующего за отчетным, а при пересчете в течение года - в двухмесячный срок со дня подачи декларации.
Способ, при помощи которого физическое лицо уклоняется от уплаты налога, не имеет принципиального значения для правовой оценки содеянного. Закон называет два конкретных возможных способа уклонения: непредставление декларации о доходах, когда подача декларации является обязательной, и внесение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 227.
Между тем возможно уклонение от уплаты налога и другими способами. Например, индивидуальный частный предприниматель либо лицо, занимающееся частной практикой, получают доходы от своей деятельности. Тем не менее они уклоняются от постановки на учет в налоговом органе либо не платят начисленный налог, хотя имеют такую возможность. Под доходом понимается совокупный, т.е. общий, доход,

Обстоятельства, влияющие на увеличение размера имущественной ответственности предпринимателя  »
Комментарии к законам »
Читайте также