О несоответствии законодательства о судебной системе некоторых субъектов российской федерации федеральному законодательству

СИСТЕМЕ НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Л.Н. ВАСИЛЬЕВА
Васильева Лия Николаевна - младший научный сотрудник ИЗиСП.
Одной из важнейших задач нашего государства является построение правовой системы, в которой нормативные акты субъектов Российской Федерации находились бы в полном соответствии с федеральным законодательством.
В условиях нашего федеративного государства надежно защитить его интересы и интересы общества способна лишь эффективно действующая судебная система, основанная на федеральных законах. Согласно п. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Установление системы федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности Конституцией Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. Только судом осуществляется правосудие в Российской Федерации. Судебной властью охраняются и защищаются права и свободы человека и гражданина, незыблемость конституционного строя Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года в ст. 4 устанавливает, что судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территориях федеральных судов. Назначение судей федеральных судов не может быть отнесено к их компетенции.
Законодатель предоставил право субъектам Российской Федерации создавать установленные им суды субъектов: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировых судей, являющихся судьями судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и осуществляющих правосудие от имени Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в ст. 76, ч. 1 и 2 закрепила: по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Казалось бы, ясность и общедоступность для понимания и толкования этих конституционных положений не вызывает сомнения. И тем не менее законодательные акты части субъектов Российской Федерации об образовании судов не соответствуют федеральному законодательству.
В статье 89 Конституции Республики Татарстан (п. 18) избрание Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Республики, судей районных (городских) судов (п. 17) отнесено к ведению Государственного Совета Республики - парламента Республики Татарстан. В статье 7 п. 2 Закона Республики "О Высшем Арбитражном Суде Республики Татарстан" от 22 декабря 1992 года N 1680-XII также закреплено положение о том, что персональный состав Высшего Арбитражного Суда избирается Государственным Советом Республики по представлению Председателя Государственного Совета Республики.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" верховные суды республик, районные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации относятся к федеральным судам. А назначение судей федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации) на должность согласно законодательству Российской Федерации (ст. 83 п. "е", ст. 128 Конституции Российской Федерации, ст. 13, п. 6, 7 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации") производится Президентом Российской Федерации.
Примеры несоответствия федеральному законодательству некоторых законодательных актов Республики Татарстан, принятых в "противовес" компетенции исключительно Российской Федерации, можно найти и в решении ряда других вопросов судоустройства Российской Федерации. Уже упомянутый Закон Республики Татарстан "О Высшем Арбитражном Суде Республики Татарстан" в ст. 10, п. 2 устанавливает, что судьи, входящие в Президиум Высшего Арбитражного Суда, утверждаются по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Пленумом Высшего Арбитражного Суда Республики Татарстан.
В соответствии же с федеральным законодательством вопрос о назначении судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в президиум этого суда, должен решаться иначе. Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в ст. 37, п. 2 установлено, что судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Законодательство Республики Татарстан о судебной системе устанавливает иные процедуры назначения судей федеральных судов. В результате получается, что решения судей, избранных органами законодательной власти субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан, не должны да и не могут быть обязательными для других субъектов Российской Федерации. Деятельность вышеуказанных судов следует считать нелигитимной. Соответственно и постановленные подобным незаконным составом суда решения являются незаконными и не подлежат исполнению.
Совершенно очевидно, что подобная ситуация недопустима, ибо решения судей, избранных в нарушение норм федерального законодательства, но в соответствии с нормами законодательства определенного субъекта Федерации, не должны быть обязательными для исполнения в других субъектах Российской Федерации.
Поскольку Закон Республики Татарстан "О Высшем Арбитражном Суде Республики Татарстан" противоречит законодательству Российской Федерации, Государственному Совету Республики следовало бы внести необходимые изменения (в соответствии с п. 2 ст. 89 Конституции Республики Татарстан) в этот Закон и привести арбитражно - процессуальное законодательство в соответствие с нормами федерального законодательства. Либо специально уполномоченным субъектам, установленным в п. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации, обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с вопросом о соответствии Конституции Республики, а также законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации предусмотренному в ст. 125 Конституции РФ порядку.
К сожалению, подобные нарушения федерального законодательства о судебной системе имеют место и в других субъектах Российской Федерации. Аналогичная ситуация сложилась в связи с принятием органами законодательной власти некоторых субъектов Российской Федерации - Республикой Башкортостан, Республикой Дагестан - ряда законодательных актов.
Так, Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, в ст. 88 к ведению Государственного Собрания Республики относит (п. 17): избрание Верховного Суда Республики Башкортостан в составе Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, его заместителей, председателей коллегий, судей Верховного Суда Республики Башкортостан; в п. 18: избрание Высшего Арбитражного Суда Республики Башкортостан в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей, председателей коллегий, судей Арбитражного Суда. Это противоречит действующему федеральному законодательству, поскольку указанные судьи федеральных судов назначаются и освобождаются от должности, согласно Конституции Российской Федерации, Президентом Российской Федерации.
Закон Республики Адыгея от 1 марта 1994 года "О порядке наделения полномочиями судей Республики Адыгея" устанавливает, что все судьи Республики обладают единым статусом, установленным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". И тем не менее закрепляет в ст. 3: судьи Верховного Суда Республики Адыгея, Высшего Арбитражного Суда Республики и народные судьи районных (городских) народных судов избираются Законодательным Собранием (Хасэ) - парламентом Республики Адыгея из числа кандидатов на соответствующие судебные должности.
Статья 116 п. 1 Конституции Республики Дагестан, принятой Конституционным Собранием Республики 26 июля 1994 года, также находится в противоречии с Конституцией Российской Федерации. Согласно этой конституционной норме "судьи... Верховного Суда Республики Дагестан, Высшего Арбитражного Суда Республики Дагестан... назначаются Народным Собранием Республики Дагестан...". В соответствии же со ст. 83 п. "е" Конституции Российской Федерации назначение судей федеральных судов производится Президентом Российской Федерации.
Таким образом, положения конституций и иных законодательных актов ряда субъектов Федерации по порядку назначения судей не соответствуют нормам федерального законодательства. Как явствует из приведенных выше положений законодательных актов некоторых субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов назначаются органами законодательной власти субъектов Федерации, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации они назначаются только Президентом Российской Федерации.
В связи с этим настоятельно возникает потребность приведения конституций и законодательства о судебной системе субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
Тем более что об этом уже говорится и на научных конференциях, и на страницах юридических изданий не впервые. А на практике, к сожалению, пока без перемен. Судьи федеральных судов субъектов Российской Федерации назначаются парламентами - органами законодательной власти субъекта Российской Федерации - вопреки положениям федерального законодательства. Впоследствии эти же судьи назначаются на должность главой государства - Президентом Российской Федерации.
Так, Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 10 декабря 1997 года N 1414 в соответствии со ст. 89 Конституции Республики Татарстан, ст. 102 Регламента Государственного Совета Республики Татарстан избраны судьи отдельных районных, городских судов республики <*>. Это Постановление подписано Председателем Государственного Совета Республики Татарстан. Но лишь с Указом Президента Российской Федерации о назначении судей районных судов (в частности, Азнакаевского городского суда, Сармановского районного суда, Чистопольского городского суда Республики Татарстан) от 29 марта 1998 года N 305 <**> судьи приступили к исполнению своих полномочий легитимно.
--------------------------------
<*> Ведомости Государственного Совета Татарстана. Официальное издание Государственного Совета Республики Татарстан. 1997. N 12. Ст. 335.
<**> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1547.
Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 18 июня 1998 года N 1648 избран персональный состав отдельных районных и городских судов этой Республики <*>. А Указ Президента Российской Федерации N 1065 о назначении судей районных судов (в том числе и в Республике Татарстан) датируется 11 сентября 1998 года <**>.
--------------------------------
<*> Ведомости Государственного Совета Татарстана... 1998. N 6. Ст. 151.
<**> СЗ РФ. 1998. N 37. Ст. 4597.
Есть только один способ разрешения возникшего противоречия между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - придерживаться сложившейся практики приведения в полное соответствие с федеральным законодательством законодательства субъектов Российской Федерации.
Законодательство ряда субъектов Российской Федерации, не предусматривая процедуры назначения судей, установленной федеральным законодательством, позволяет считать деятельность этих судей до момента их официального назначения Президентом Российской Федерации неконституционной. Это наносит значительный урон всей системе правосудия в Российской Федерации.
В качестве рекомендации можно предложить диспозицию ст. 79 Конституции Республики Хакасия, принятой 25 мая 1995 года. В ней закреплено, что к ведению Верховного Совета Республики Хакасия относится назначение по представлению Председателя Правительства Республики Хакасия судей в Республике Хакасия, за исключением судей федеральных судов.
Аналогичные по содержанию нормы встречаются и в конституциях некоторых других субъектов Российской Федерации. К примеру, Конституция (Основной закон) Республики Карелия, принятая 30 мая 1978 года, в ст. 91 закрепила, что судьи федеральных судов, созданных на территории Республики, назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законодательством. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия, принятое 5 апреля 1994 года, устанавливает в ст. 38, что организация, полномочия и порядок деятельности федеральных судов, действующих в Республике, устанавливаются федеральными законами.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматриваются меры по обеспечению соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации. Однако для устранения имеющегося несоответствия законодательства о судебной системе субъекта Российской Федерации федеральному законодательству нецелесообразно "затягивать" этот процесс на два календарных года, установленных данным Федеральным законом.
Скорейшее решение возникшего противоречия законодательства о судебной системе таких субъектов Российской Федерации, как Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Татарстан, федеральному законодательству крайне необходимо, поскольку связано с формированием судов, являющихся гарантом прав и свобод человека и гражданина, построения действенного правового государства.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 26.06.1992 N 3132-1
"О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.04.1995 N 1-ФКЗ
"ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Комментарии к законам »
Читайте также