ИНОФИРМЫ - НАДОМНИЦЫ - ГОЛОВНАЯ БОЛЬ РОССИЙСКИХ НАЛОГОВИКОВ

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ РОССИЙСКИХ НАЛОГОВИКОВ
О. БЕЛЯЕВА
О. Беляева, юрист.
В последнее десятилетие наша страна активно включается в международные экономические отношения. Причем процесс этот происходит как на межгосударственном (межправительственном) уровне, так и в частном секторе экономики, которого ранее просто не было.
С началом перестройки в конце 80-х годов стали появляться первые иностранные компании и иностранные бизнесмены. Поначалу зарубежные коммерсанты начинали свою деятельность в нашей стране довольно осторожно. Реформы шли стремительно, законодательство (как обычно) не успевало придавать новым общественным отношениям четкую правовую форму, и вот на этом фоне стали создаваться первые "совместные предприятия", или СП.
Конечно, во все времена и в любом государстве власть была заинтересована в развитии торговли, в том числе и с участием иностранцев. Объясняется это, в частности, тем, что через торговую сферу происходит не только наполнение рынка товарами, но и реализуются фискальные интересы государства - пополнение казны за счет налогов и сборов.
Современное российское налоговое законодательство является достаточно сложным и запутанным по своей структуре, особенно сейчас, когда налоговые законы частично утратили силу в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ. Но проблема даже не в этом, а в том, что точное соблюдение предписаний закона об уплате налогов и сборов делает любую легальную предпринимательскую деятельность в принципе неэффективной.
Квалифицированные специалисты - "налоговики" (финансисты, бухгалтеры, юристы) сейчас ценятся очень высоко. Часто приходится слышать такую фразу: "Здесь нужен хороший юрист - налоговик...".
В этой связи хотелось бы остановиться на одном из многочисленных аспектов налоговых правоотношений, относящемся к уплате российских налогов иностранными компаниями.
Представим следующую ситуацию. Российской коммерческой организации понадобились некие услуги, оказать которые может определенная зарубежная компания. Скажем, общие условия их взаимоотношений уже определены. Дело остается только за тем, чтобы заключить контракт и окончательно оформить свои отношения. И вот в этот момент нужно определиться с тем, что ожидает вас и вашего зарубежного партнера здесь в России.
Мы не будем касаться вопроса об уплате НДС, поскольку это отдельная тема для обсуждения. Остановимся лишь на том, каким образом облагаются налогами прибыль и доходы иностранной компании в России.
Во-первых, с самого начала необходимо определиться с тем, где фактически будут оказываться услуги: на территории России или за ее пределами. От этого в дальнейшем и зависит, будут ли вообще уплачиваться налоги в соответствии с российским законодательством.
Если все обязательства по условиям контракта фактически будут выполняться за рубежом, то тогда в нашей стране не возникает налогооблагаемой базы вообще, так как иностранная компания не осуществляет никакой деятельности на территории России.
Однако при этом в налоговые органы РФ необходимо представить доказательства того, что услуги, предусмотренные контрактом, оказываются исключительно за пределами России.
Какие же документы можно предъявить в качестве доказательства того, что иностранная компания - ваш контрагент по сделке не должна уплачивать налоги? (почему об этом нужно думать именно российской стороне, станет понятно чуть позже).
В первую очередь доказательством того, что иностранная компания выполняет свои контрактные обязательства, все время находясь за пределами РФ, является сам контракт. Значит, он должен быть составлен таким образом, чтобы из его текста явно следовало, что местом оказания услуг является территория иностранного государства (но никак не Россия), все пункты контракта, прямо или косвенно указывающие на сотрудничество сторон внутри России (будь то предоставление помещений для работы, изучение документации на месте, возможность найма российских субисполнителей или субподрядчиков и т.п.), должны быть исключены.
Но одного отредактированного таким образом текста контракта еще недостаточно. Нужны также платежные документы, подтверждающие оплату услуг, акты, справки или другие первичные документы, подписанные сторонами (см. об этом письма Управления МНС по г. Москве от 2 декабря 1999 г. N 15-14/14322 и от 6 декабря 1999 г. N 15-14/17847). Иными словами, местом подписания любых документов для стороны, оказывающей услуги, должна быть исключительно территория иностранного государства.
Теперь допустим, что факт осуществления деятельности за рубежом никак не удается доказать. Ведь, действительно, услуги чаще всего оказываются частично на территории государства, где находится заказчик услуг, частично за его пределами.
Для целей налогообложения в законодательстве существует понятие "постоянное представительство". Этот термин означает не только обособленное подразделение юридического лица в том значении, которое придается ему статьей 55 Гражданского кодекса РФ, но и любое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанной с извлечением дохода на территории РФ.
Например, иностранная компания не имеет на территории России никаких филиалов, представительств, отделений, бюро, контор и др., а просто заключает разовый контракт на оказание неких услуг в течение определенного периода времени. В этом случае ее деятельность в России не образует постоянного представительства. Но вознаграждение, полагающееся иностранной компании по контракту, представляет собой доход, который подлежит налогообложению в соответствии с законодательством России.
Поэтому она будет являться плательщиком налога с дохода, получаемого от источников в Российской Федерации по ставке 20 процентов (см. об этом п. п. 1.10, 5.1 и 5.1.11 Инструкции Госналогслужбы от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", далее - Инструкция).
Причем этот налог обязана удерживать российская организация, выплачивающая доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа. Сумма налога подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. N 2116-1). Кроме того, плательщик дохода обязан подавать в налоговые органы сведения о произведенных соответствующих выплатах. Иными словами, российская организация, удерживая 20 процентов с суммы выплачиваемого иностранной компании вознаграждения, выступает в качестве налогового агента (ст. 24 Налогового кодекса РФ) и, следовательно, несет ответственность в форме штрафов за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 Налогового кодекса РФ), а также за непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативно - правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в п. 6.1 Инструкции.
Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому необходимо внимательно изучить содержание конкретного соглашения (если оно заключено) со страной, в которой зарегистрирована компания - ваш контрагент. Поскольку, вероятнее всего, прибыль компании от деятельности, не связанной с постоянным представительством, полученная в одном государстве, будет облагаться налогом только в государстве, резидентом которого эта компания является.
Однако предоставление подобных льгот по межправительственным налоговым соглашениям в Российской Федерации не происходит автоматически.
Право на освобождение от взимания налога на доходы у иностранной компании возникает только после подачи в налоговый орган заявления о неудержании этого налога в соответствии с п. 6.4 Инструкции. Однако в данном случае невозможно получить предварительное освобождение от удержания налога, так как оно возможно только по отношению к доходам, которые носят однотипный и регулярный характер, то есть выплачиваются неоднократно в течение одного и того же налогового периода, например, проценты по кредитам (письмо Госналогслужбы РФ от 20 декабря 1995 г. N НП-6-06/652).
Поэтому налог с дохода иностранной компании будет удержан в любом случае. И только после этого в течение года с момента получения дохода этой компании придется обращаться в налоговые органы России с заявлением о возврате излишне удержанного налога.
Как видите, российских предпринимателей во взаимоотношениях с иностранцами подстерегает масса налоговых сложностей. И если вы собираетесь заключить внешнеэкономический контракт, то именно у вас должна "болеть голова" о соблюдении порядка уплаты налогов, а не у вашего зарубежного партнера.
Описанное выше не охватывает всей проблемы, так как есть еще НДС и порядок постановки на учет в налоговых органах, с соблюдением которого не все ясно и самим работникам налоговых инспекций. Кроме того, рассматриваемый пример был значительно упрощен, так как в качестве предмета контракта предусматривались "некие услуги". Если же контракт был бы связан с закупкой товаров, то российская сторона была бы обязана также оформить паспорт импортной сделки.
Так что, видимо, намного целесообразнее доказать факт оказания услуг за пределами территории РФ для того, чтобы источник дохода - российская сторона такой сделки вообще не удерживала налог с дохода своего иностранного контрагента.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.1995 N 34
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 20.12.1995 N НП-6-06/652
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 16.06.95 N 34 "О
НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Бизнес-адвокат, N 16, 2000

Комментарии к законам »
Читайте также