Обязательные работы

Г. СТЕНИЧКИН
Г. Стеничкин, ведущий научный сотрудник НИИ УИС Минюста России, доцент.
В УК дан исчерпывающий перечень наказаний, представляющий систему. Этот перечень излагается в строго определенной последовательности, по принципу возрастания строгости наказания, а не наоборот, как это было в Уголовном кодексе РСФСР (1960 г.).
Среди видов наказаний, содержащихся в ст. 44 УК РФ, есть наказание, именуемое обязательными работами (п. "г"). Оно занимает место между лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (п. "в"), применяемым только в качестве дополнительного, и исправительными работами (п. "д"), применяемыми только в качестве основного вида наказания.
Таким образом, исправительные работы - более строгое наказание, чем обязательные работы. В свою очередь, обязательные работы по сравнению с еще одним упомянутым видом наказания (п. "в"), а также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и штрафом являются более строгим видом наказания.
Следует подчеркнуть, что обязательные работы - новый вид наказания, предусмотренный ст. 49 УК РФ и применяемый только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК РФ). Содержание этого вида наказания определено в ч. 1 ст. 49 УК РФ и заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. На основании ч. 2 ст. 49 УК РФ сроки наказания установлены в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
Закон предусматривает и ответственность за последствия злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК). Они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
Согласно ст. 30 Уголовно - исполнительного кодекса уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
Согласно ч. 3 ст. 88 УК обязательные работы, назначаемые несовершеннолетним осужденным, имеют пределы: они назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов и заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетних работ. Выполняются они также в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность их для осужденных в возрасте от 15 до 16 лет не может превышать трех часов в день.
Следует подчеркнуть, что замена обязательных работ ограничением свободы или арестом недопустима в отношении осужденных к обязательным работам несовершеннолетним. В соответствии с ч. 1 ст. 88 ограничение свободы к несовершеннолетним не применяется, а арест, на основании ч. 5 ст. 88 УК РФ, возможен лишь к осужденным, достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста (на срок от одного до четырех месяцев).
Обязательные работы имеют и другие ограничения в применении. На основании ч. 4 ст. 49 УК обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, и мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ возлагается на уголовно - исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями.
Как уже было отмечено, ст. 49 УК РФ говорит, что органы местного самоуправления определяют вид бесплатных общественно полезных работ. Таким образом, по смыслу названной статьи, органы местного самоуправления определяют и организации, где будут работать осужденные к обязательным работам. Виды и места обязательных работ должны закрепляться актом местной администрации. Аналогичная акция может быть осуществлена также и на договорной основе органами местного самоуправления с организациями, где предполагается использовать труд осужденных к обязательным работам, по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями.
Обязанности администрации организаций, в которых осужденные будут отбывать обязательные работы, сформулированы и закреплены в ст. 28 УИК. На администрацию организаций возлагается: контроль за выполнением осужденными определенных для них работ; уведомление уголовно - исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.
На основании ч. 2 ст. 28 УИК администрация организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы.
В случае причинения увечья, говорится далее в ч. 3 названной статьи, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Гарантом осуществления прав и обязанностей осужденных к обязательным работам выступают уголовно - исполнительные инспекции.
Таковы основные положения, дающие общее представление об обязательных работах как новом виде уголовного наказания.
Теперь есть смысл вернуться к содержанию ч. 1 ст. 49 УК, где обязательные работы провозглашаются бесплатными. Вспомним также, что в ч. 2 ст. 28 УИК закреплено положение о том, что администрация по месту работы осужденного ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. А уголовно - исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 25 УИК РФ контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.
Все ли здесь логично? Получается, что работы эти - бесплатные для лиц, отбывающих наказание. А за выполненные ими работы деньги все же начисляются и должны быть перечислены на специальный счет. Следовательно, эти работы бесплатными уже не назовешь.
Из сказанного можно сделать два общих вывода.
Первый - поскольку обязательные работы есть в системе уголовных наказаний, надо готовиться к их исполнению. А дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что на основании ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" наказания в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу Уголовно - исполнительного кодекса по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г.
Такое же положение относительно применения обязательных работ продублировано в ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации".
Второй вывод. Обязательные работы необходимо сделать действительно бесплатными. В этом плане нужно согласиться с И. Клепицким, который предлагает внести в УИК РФ следующее дополнение: "Не допускается отбывание наказания в виде обязательных работ в коммерческих организациях, а равно использование труда осужденных к этому наказанию в деятельности, направленной на получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг)" <*>.
--------------------------------
<*> И. Клепицкий. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете Европейской Конвенции о правах человека. - Государство и право, 2000, N 3, с. 74.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.06.1996 N 64-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1997 N 2-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
Законность, N 9, 2000

Прокурорские проверки государственных экологических фондов  »
Комментарии к законам »
Читайте также