Правовой статус малых предприятий

В. АНДРЕЕВ
В. Андреев, профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доктор юридических наук.
Малому предпринимательству не нашлось места в Гражданском кодексе РФ. Чтобы "отсечь" возможность принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса, разработчики проекта ГК употребляют понятия, которые могли бы стать ключевыми в специальном кодифицированном акте.
В ГК дано определение предпринимательских отношений, сформулированы понятия предпринимательской деятельности граждан и банкротства индивидуального предпринимателя, предусмотрена повышенная ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, установлены особенности исполнения этих обязательств. В разделе IV ГК некоторые договоры изложены как чисто предпринимательские (например, поставка товаров, продажа и аренда предприятия и т.д.). Нормы раздела содержат некоторые критерии для определения договора, связанного с предпринимательской деятельностью. Однако эти и другие нормы ГК (например, ст. ст. 5, 132, 184) не позволяют определить разграничительные линии между гражданским и предпринимательским правом, которые ныне объединены в одну научную специальность. Размежевание между ними носит, как правило, довольно острый характер, особенно при разграничении тематики учебного материала между кафедрами гражданского и предпринимательского права.
Что же сказано в ГК о предмете гражданского и предпринимательского права? Ныне действующая ст. 2 рассматривает отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием как отношения, регулируемые гражданским законодательством, т.е. они органичная часть гражданского права. Как же соотносятся имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности граждан и юридических лиц с предпринимательскими отношениями? Буквальное толкование п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК, а также их расположение, когда между ними появляется п. 2, говорящий об участниках имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений и как бы отграничивающий их от предпринимательских отношений, свидетельствует о том, что они обособленный и равноправный элемент в предмете гражданского законодательства. Характеристика предпринимательских отношений как самостоятельной деятельности, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли, вовсе не совпадает с определением имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений. Последние не основаны на Конституции РФ, которая говорит о свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34) и совсем не упоминает об имущественных отношениях. Значит, в процессе подготовки и принятия ГК, определения предмета гражданского законодательства использовались традиционные подходы, не учитывающие преобладающее значение предпринимательской деятельности в рыночной экономике. В результате подобного регулирования нормы о предпринимательстве занимают в ГК подчиненные позиции касательно норм об имущественных отношениях, хотя те и другие должны рассматриваться по крайней мере как равноценные элементы предмета гражданского законодательства.
Все недостатки отмеченного выше правового регулирования в одном Кодексе разнородных по своей природе имущественных и предпринимательских отношений наиболее ярко проявляются при регулировании малого предпринимательства. Предполагается, что его субъектами являются индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, а также коммерческие организации (п. п. 1 и 2 ст. 23 и п. п. 1 и 2 ст. 50 ГК). Однако абстрактность этих норм ГК вызвала принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Примечательно, что в его преамбуле делается ссылка не на ГК, а на упоминавшееся уже положение ст. 34 Конституции РФ. Более того, в ст. 3 названного Закона определяется понятие малого предприятия, которое является по существу новым видом коммерческой организации, несмотря на то, что в ГК дается исчерпывающий перечень коммерческих организаций без установления долей участия и численности работников. Под малым предприятием в названном Законе понимается хозяйственное общество с ограниченной ответственностью, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает установленных в ст. 3 Федерального закона предельных значений. Остальные 50% должны принадлежать индивидуальным предпринимателям и (или) малым предприятиям. Выходит, что понятие малого предприятия ограничивается только одним видом хозяйственного общества, притом в качестве его участника не могут быть почему-то муниципальные образования. Необходимо в планируемой новой редакции Закона от 14 июня 1995 г. дать более широкое понимание малого предприятия, включив в него такие организационно - правовые формы, как товарищество на вере, закрытое акционерное общество, производственный кооператив. Следовало бы в этом Законе предусмотреть льготный режим участия малых предприятий в акционерных объединениях и финансово - промышленных группах.
Следует подумать и о дифференциации правового положения средних и крупных коммерческих организаций для участия их в деятельности малых предприятий. Средние юридические лица могли бы быть участниками малых предприятий в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов. Крупные структуры получали бы определенные льготы в налогообложении и в то же время предоставляли бы малым предприятиям возможность участвовать в своей деятельности.
Как известно, некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. В связи с этим следует расширить круг некоммерческих организаций, участвующих в деятельности малых предприятий, либо сформулировать общее правило возможности такого участия всех некоммерческих организаций. Правило ст. 50 ГК противоречит общему указанию о закрытом перечне коммерческих организаций и свидетельствует об искусственности деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. По крайней мере, во избежание неправомерного использования отмеченной возможности получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности целесообразно предусмотреть в проекте закона о регистрации юридических лиц необходимость обязательной фиксации осуществления некоммерческой организацией предпринимательской деятельности.
Из текста Закона от 14 июня 1995 г. надо исключить положение о том, что под субъектом малого предпринимательства понимаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малыми предприятиями могут быть только коммерческие юридические лица. Такой вывод вытекает из п. 3 ст. 23 ГК.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В ГК есть только одно общее правило, регулирующее деятельность коммерческих организаций, - это публичный договор (ст. 426). Другие его нормы регулируют правовой статус коммерческих организаций, а не их деятельность. Если же обратиться к отдельным видам договоров, то в них предпринимательский характер обязательства выражается путем прямого указания на индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 1015, п. 2 ст. 1041 ГК и т.д.). Таким образом, используемый юридико - технический прием определения правового статуса индивидуального предпринимателя оказывается пустым, не имеющим своего содержания, а сама его правосубъектность - неопределенной. Подобный подход к определению правового статуса малого предприятия и индивидуального предпринимателя, лежащий в русле цивилистической концепции, значительно осложняет деятельность субъектов малого предпринимательства, создает ненужные правовые препятствия в их развитии.
Дополнительные трудности возникли в связи с введением Налогового кодекса РФ, который дополняет перечень индивидуальных предпринимателей иными субъектами помимо тех, которые предусмотрены в ГК. Тем самым не учитывается существование в рыночной экономике субъектов малого предпринимательства как особых хозяйствующих единиц, объективно имеющих особенности в своем правовом статусе. Правосубъектность индивидуального предпринимателя, равно как и малого предприятия, должна быть прямо урегулирована в гл. 4 ГК путем указания на особенность правоспособности и дееспособности индивидуального предпринимателя и организационно - правовую форму малого предприятия без каких-либо неясных формулировок. В ГК следовало бы также предусмотреть возможность определения статуса субъектов малого предпринимательства федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Все это позволит изменить направленность Закона от 14 июня 1995 г., сделать больший акцент на саморазвитие малого бизнеса, а не на его государственную поддержку. Практика применения действующего Закона со всей очевидностью показывает нереальность финансирования деятельности малых предприятий из бюджета. Целесообразно назвать этот закон так - "О развитии малого предпринимательства", сосредоточив внимание на создании государственными органами и органами местного самоуправления условий для становления и развития инфраструктуры малого бизнеса, налоговых и иных льгот в его развитии.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.1995 N 88-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 12.05.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
Российская юстиция, N 9, 2000

Комментарии к законам »
Читайте также