Установить порядок ознакомления граждан с материалами, находящимися в производстве прокуратуры

НАХОДЯЩИМИСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОКУРАТУРЫ
Л. БРУСНИЦЫН
Л. Брусницын, старший военный прокурор организационно - аналитического управления Главной военной прокуратуры, кандидат юридических наук.
В феврале 1999 г. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" был дополнен рядом положений, обеспечивающих повышение эффективности деятельности прокурорских работников, что не исключает дальнейших шагов по его совершенствованию. Такая необходимость обусловлена, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г., где сделан вывод о несоответствии Конституции РФ п. 2 ст. 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" постольку, поскольку его применение приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы.
Для устранения этого несоответствия Закон "О прокуратуре Российской Федерации" следует дополнить статьей 4(1), предусматривающей основания и порядок ознакомления граждан с соответствующими материалами. Предлагаю следующую редакцию:
"Статья 4(1). Ознакомление граждан с материалами, находящимися в производстве прокуратуры Российской Федерации в связи с осуществлением прокурорского надзора
1. Лицо, полагающее, что в находящихся в производстве прокурора материалах содержатся документы, непосредственно затрагивающие его права и свободы, вправе по окончании производства ознакомиться с этими документами в пределах, обеспечивающих защиту государственной, служебной, коммерческой и иной специально охраняемой законом тайны, в том числе защиту сведений о частной жизни других лиц, конфиденциальность которых гарантируется чч. 1 и 2 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации.
2. Ознакомление лица с находившимися в производстве прокурора материалами, явившимися поводом к возбуждению уголовного дела, а также с находящимися или находившимися в его производстве материалами в связи с осуществлением надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в связи с участием в рассмотрении уголовных дел судами производится в соответствии с нормами федерального законодательства, регулирующими ознакомление граждан со сведениями, которые стали известны в процессе проведения оперативно - розыскных мероприятий, и с материалами уголовного дела.
3. Ознакомление осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора.
4. В случае если лицо полагает, что ему необоснованно отказано в ознакомлении с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, или же такие документы необоснованно предъявлены не в полном объеме, оно вправе обжаловать эти действия в судебном порядке".
В названном постановлении Конституционного Суда прямо не указано, когда гражданин должен получать доступ к документам: в ходе проверки или после принятия прокурором решений по ее итогам. Очевидно, что право на ознакомление должно реализовываться по окончании проверки, и это предусмотрено в п. 1 предлагаемой статьи. Во-первых, ознакомление граждан с материалами в ходе проверки (т.е. распространение информации) может затруднить ее дальнейший ход и принятие прокурором законных и обоснованных решений. Во-вторых, именно решения, принимаемые по результатам проверки, являются документами, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан. И, в-третьих, ознакомление с материалами проверки по ее окончании соответствует п. 2 ст. 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", устанавливающему гарантии невмешательства в осуществление прокурорского надзора, который (пункт) в этой части указанным постановлением Конституционного Суда признан не противоречащим Конституции РФ.
В пп. 1 и 2 предлагаемой ст. 4(1) предусмотрен ряд ограничений на ознакомление граждан с документами и материалами. Такие ограничения предопределены ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, которая устанавливает право гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В частности, законами, ограничивающими ознакомление с материалами, ставшими поводом к возбуждению уголовного дела, а также с находящимися у прокурора материалами в связи с надзором за ОРД, дознанием, следствием, участием в рассмотрении уголовных дел судами, являются Федеральный закон "Об оперативно - розыскной деятельности" (содержащий в ст. 5 запрет "разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гражданина и которые стали известными в процессе проведения оперативно - розыскных мероприятий") и УПК РСФСР, в котором дан исчерпывающий круг лиц, имеющих право на ознакомление с материалами уголовного дела.
Далее, в перечне средств реагирования, предоставленных прокурору, обоснованно восстановлено (ст. 25(1)) предостережение о недопустимости нарушения закона. Думается, надо расширить круг лиц, которым может быть объявлено предостережение, - включить сюда не только должностных, но и иных лиц, поскольку надзорная практика показала, что предостережение является средством предупреждения правонарушений лиц обеих категорий (предостережение как должностных, так и иных лиц ранее предусматривалось Законом "О прокуратуре СССР").
В ч. 1 ст. 25(1) следует закрепить право прокуроров сообщать администрации по месту службы, работы, учебы или жительства в общественные организации, в которых состоит лицо, об объявлении ему предостережения, что явится дополнительной гарантией достижения цели предостережения.
В ч. 2 ст. 25(1) указывается, что в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Здесь надо также отметить, что лицо подлежит привлечению к ответственности, поскольку неисполнение требований, изложенных в предостережении, есть не что иное, как правонарушение, т.е. основание для привлечения к ответственности.
Пункт 2 ст. 22, где определены полномочия прокурора, после слов: "возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении" желательно дополнить словами: "возбуждает дисциплинарное производство". Такая форма реагирования уже применялась (ст. 18 ранее действовавшего Положения о военной прокуратуре) и показала свою действенность при осуществлении военными прокурорами надзора в войсках. Основанием для возбуждения дисциплинарного производства является выявление прокурором в действиях военнослужащих дисциплинарных правонарушений, влекущих дисциплинарную ответственность, а также признаков административных правонарушений, за которые военнослужащие в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.08.1995 N 144-ФЗ
"ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С
ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Б.А. КЕХМАНА"
Российская юстиция, N 8, 2000

Комментарии к законам »
Читайте также