Проблемы взимания судами сумм индексации и госпошлины с бюджетных организаций

ИНДЕКСАЦИИ И ГОСПОШЛИНЫ С БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А. ОЛЕЙНИКОВ
А. Олейников, начальник правового отделения УФСНП РФ по Орловской области.
Одним из элементов социальной политики государства является применение индексации денежных доходов и сбережений граждан. Принятый еще в РСФСР Закон от 24 октября 1991 г. так и называется: "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Действительно, в качестве защиты населения от ползущей или галопирующей инфляции в условиях задержки предприятиями, учреждениями, организациями зарплаты и других необходимых выплат индексация является, пожалуй, самым эффективным средством. Однако при вынесении судами решений о применении индексации в отношении денежных доходов по искам граждан, работающих или работавших в бюджетных организациях, сразу же становятся заметны некоторые пробелы в российском гражданском законодательстве, несмотря на обширную судебную практику по данной категории дел.
Наиболее актуальная проблема - взыскание сумм индексаций с юридического лица - бюджетной организации, полностью финансирующейся из местного или федерального бюджета. Суть проблемы заключается в том, что из-за неудовлетворительного финансирования соответствующим бюджетом юридических лиц происходит задержка необходимых выплат работникам или сотрудникам данных организаций. Так, в соответствии со ст. 19 Закона "О Федеральных органах налоговой полиции РФ" от 24 июня 1993 г. указанные органы финансируются целевым порядком за счет средств федерального бюджета. Пожалуй, излишне говорить о том, что финансовые средства на все необходимые расходы органов налоговой полиции (на выплату зарплаты, материально-техническое обеспечение) выделяются из федерального бюджета согласно смете расходов, которая составляется территориальными управлениями на год, а утверждается финансово-экономическим управлением ФСНП России. Статья расходов, предусматривающая выплату индексаций, в том числе по судебным решениям, сметой не предусмотрена. Это логично, поскольку и выплата зарплаты, и другие необходимые выплаты работающим в бюджетных организациях гражданам должны производиться в срок. Однако экономическая обстановка в стране такова, что финансирование бюджетных организаций, в частности органов налоговой полиции, можно назвать усеченным. Министерство финансов Российской Федерации для налоговой полиции выделяет лишь средства, которых хватает на выплату сотрудникам должностных окладов и окладов за специальные звания. Что касается выплат денежного довольствия взамен продовольственного пайка, выплат на санаторно-курортное лечение и материальной помощи при уходе в очередной отпуск (так называемых отпускных), единовременного денежного вознаграждения (тринадцатой зарплаты) и единовременного денежного довольствия при увольнении, то они выплачиваются крайне нерегулярно, а в последние два года (в частности в органах налоговой полиции по Орловской области) не выплачивались совсем. Проблема не была бы столь острой, если бы указанную задолженность выплачивали сотрудникам при их увольнении. Но из-за неудовлетворительного финансирования Минфином органов налоговой полиции уволенные ждут погашения задолженности учреждением от двух до двенадцати месяцев, что, естественно, побуждает их обращаться с исками в суды о взыскании с территориальных управлений налоговой полиции необходимых выплат с учетом индексации. Так, в 1998 г. из Управления ФСНП России по Орловской области по состоянию на октябрь уволились по собственному желанию 14 человек, а денежных средств для производства необходимых выплат уволенным в октябре было перечислено из расчета на шестерых. Оставшиеся восемь обратились с исковыми заявлениями в суд.
Вместе с тем при рассмотрении указанной категории дел судами не принимаются во внимание доводы о том, что согласно ст. 19 Закона "О Федеральных органах налоговой полиции" указанные органы финансируются в централизованном порядке из средств республиканского бюджета, а задержки выплат уволенным были вызваны неудовлетворительным финансированием органов налоговой полиции республиканским бюджетом. Средства на уплату сумм индексации также должны быть выплачены из федерального бюджета. В сметах Управлений налоговой полиции отсутствуют статьи расходов на уплату сумм индексации. В своих решениях суды ссылаются на Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". При этом лишь в одном судебном решении учтена ст. 2 указанного Закона, согласно которой единовременные выходные пособия индексации не подлежат. Однако по остальным искам единовременные выходные пособия проиндексированы, и сумма индексаций взыскана с Управления, что противоречит сложившейся в стране судебной практике. Так, в Постановлении Президиума Ярославского областного суда от 26 июня 1996 г. прямо указано, что в соответствии со ст. 2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" единовременные денежные пособия не индексируются.
Также не учитывается судами письмо Департамента доходов, оплаты труда и социального страхования Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 декабря 1998 г. N 856-7, в котором сказано, что в соответствии со ст. 1 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" индексация может сочетаться или заменяться иными методами государственного регулирования доходов и сбережений граждан. Одним из таких методов с 1992 по 1998 г. явилось повышение минимального размера оплаты труда. В этой связи необходимо заметить, что повышение минимального размера оплаты труда не влияет на доходы сотрудников налоговой полиции, так как должностные оклады сотрудников правоохранительных органов устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Российской Федерации и не увеличиваются вследствие повышения в стране минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, с Управления налоговой полиции по данным категориям дел взыскивается государственная пошлина. Вместе с тем Закон "О государственной пошлине" освобождает органы налоговой полиции от ее уплаты, если они выступают в интересах государства. Разве не затрагивает государственные интересы взимание сумм госпошлины у финансируемой из федерального бюджета налоговой полиции?
При этом следует отметить, что судебные решения по данному вопросу практически не исполнимы: счета органов налоговой полиции целевые, защищенные, расходы на индексацию и госпошлину сметой, как уже отмечалось, не предусмотрены, и естественно, средства на эти расходы не поступают. Имущества своего у государственного органа также нет, поскольку налоговая полиция - это бюджетная организация. Но если бы оно и было, то арест на имущество бюджетных организаций невозможен в силу ст. 411 ГПК РСФСР.
Ходатайства о принесении протеста на подобные судебные решения областным судом Орловской области оставлены без удовлетворения. Аналогичное ходатайство на одно из таких судебных решений, адресованное заместителю Председателя Верховного Суда РФ, было возвращено без рассмотрения, поскольку Управлением налоговой полиции не уплачена госпошлина, но именно взыскание госпошлины, наряду со взысканием сумм индексации, как раз и обжаловалось Управлением.
Таким образом, проблема по взысканию с бюджетных организаций сумм индексации и уплата ими государственной пошлины представляет собой замкнутый круг. С целью разорвать его правовое управление ФСНП России направило запрос в Министерство юстиции. В ответе Министерства от 28 декабря 1999 г. за подписью заместителя министра Е. Сидоренко говорится буквально следующее: "При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что размер денежного довольствия (оплаты труда) сотрудников налоговой полиции определяется, в частности, рядом отдельных нормативных правовых актов, которыми предусмотрены конкретные сроки увеличения размеров денежного довольствия (оплаты труда) указанной категории работников. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исправительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" предусмотрено повышение месячных окладов с 1 января 1999 года". Данный ответ мало что разъясняет. Увеличение денежных окладов произошло лишь однажды: в январе 1999 г., а судебные решения по взысканию сумм индексации непосредственно с территориального управления были приняты ранее. Да и может ли увеличение должностных окладов сотрудникам налоговой полиции быть основанием не индексировать необходимые денежные выплаты уволенным сотрудникам в случае их несвоевременной выплаты? Как раз данное увеличение, кстати весьма незначительное, суды индексацией не считают. Также нет конкретного разъяснения в ответе Минюста об уплате органами налоговой полиции расходов по государственной пошлине. Ведь средства на эти расходы Министерством финансов не выделяются, они даже не планируются при составлении сметы расходов.
Решение данной проблемы автору видится в принятии соответствующего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, где разъяснялась бы необходимость привлечения судами Министерства финансов в качестве ответчика по искам работников бюджетных организаций, в том числе бывших, о взыскании необходимых выплат с учетом сумм индексации. Разумеется, еще более эффективным решением будет нормальное, своевременное финансирование бюджетных организаций, а следовательно, и граждан, работающих в них, как того требует п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ЗАКОН РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1
"ОБ ИНДЕКСАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И СБЕРЕЖЕНИЙ ГРАЖДАН В РСФСР"
ЗАКОН РФ от 09.12.1991 N 2005-1
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ"
ЗАКОН РФ от 24.06.1993 N 5238-1
"О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.1999 N 72
"О ПОВЫШЕНИИ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ"
Законодательство и экономика, N 7, 2000

Правовые последствия самовольного строительства  »
Комментарии к законам »
Читайте также