Право собственности: гарантии, угрозы, борьба

ГАРАНТИИ, УГРОЗЫ, БОРЬБА
Е.Н. ТРИКОЗ
Е.Н. Трикоз, кандидат юридических наук старший научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Собственность - одна из опор общества, и отношение к ней во многом определяет ход общественных процессов. Поэтому вполне объясним и особый научный интерес к проблеме собственности. 4 октября 2005 г. Институт правовых исследований факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) организовал научный семинар, посвященный современным проблемам права собственности. Участники семинара обсудили такие вопросы, как необходимость комплексного нормативно-правового регулирования, установление пределов собственности в фокусе публичных, корпоративных и частных интересов, обеспечение имущественных интересов граждан и юридических лиц, проблемы учета и использования недвижимого имущества, эффективность правовой защиты собственников в спорах о природных ресурсах, судебные процедуры, специфика института защиты финансовых (экономических) интересов межгосударственных объединений.
Дискуссию открыл научный руководитель факультета права ГУ-ВШЭ первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор Ю.А. Тихомиров. Он отметил, что в основе действующего в Российской Федерации законодательства и всех его отраслей и институтов лежат такие закрепленные в Конституции РФ принципы рыночной экономики, как равенство различных форм собственности, свобода предпринимательской деятельности, свобода договорных отношений, запрет монополизации рынка и недобросовестной конкуренции, которые находят дальнейшее развитие в Гражданском кодексе РФ и иных отраслевых актах. В то же время докладчик отметил необоснованное господство сугубо цивилистических (гражданско-правовых) подходов в интерпретации проблемы собственности и определенный "перекос" в правовой регуляции этого института. В действительности все отрасли права (конституционное и административное, земельное и экологическое, финансовое с его ветвями - налоговое и бюджетное, и уголовное, и международное частное право) в той или иной степени комплексно регулируют движение и оборот собственности, ее признают, защищают, приумножают или способствуют ее приумножению.
В качестве важного достижения действующей российской Конституции было отмечено закрепленное в ней равное признание всех форм собственности. Тем не менее, заметил докладчик, правосознание и правопонимательная практика по-прежнему остаются невосприимчивыми к этому важному конституционному тезису. Если несколько лет назад превозносили государственную собственность, то сегодня на первый план выдвигают собственность корпоративную. Это тесно связано с проблемой конфликтов интересов в праве и борьбой за право. Применительно к собственности данная проблема становится ключевой, так как при реализации собственниками своих прав сталкиваются частные, частнокорпоративные, региональные, ведомственные, государственные, международные и иные интересы. Ю.А. Тихомиров обратил внимание на непомерно разросшуюся в последнее время нормативную базу и появившуюся во всей своей негативной окраске "заурегулированность" отдельных институтов права, в частности права собственности. Тем более что это нередко сопровождается "перехлестом" компетенций и правовыми коллизиями (например, столкновение норм Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ). В связи с этим представляется главным не принятие все новых и новых законов, а их честное и последовательное применение и эффективная реализация, преодолевающая коррупцию и коррупциогенное поведение чиновников, теневое лоббирование законодательных актов, множество административных барьеров и проч. Еще одна острая проблема - отсутствие надлежащих и эффективных судебных и административных процедур, которые позволяли бы признавать собственность, эффективно ею распоряжаться и защищать ее.
Заместитель председателя Верховного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор В.М. Жуйков подчеркнул, что еще древнеримская правовая традиция причислила право собственности к институтам вещного права. Было отмечено три главных положительных итога развития российского законодательства о собственности: отмена такого дискриминационного критерия, как количественный состав (стоимостной размер) имущества, которое может находиться в собственности граждан; равная степень защиты права государственной и частной собственности; возникновение интереса к обладанию правом собственности и юридическим титулом собственника. Подобный интерес негативно проявился, с одной стороны, в виде практики захватов власти и собственности в организациях и корпорациях (получение доступа к банковским счетам, печатям, сейфам и т.п.), а с другой - путем захвата частного имущества (приобретение по подложным документам квартир и иной недвижимости, незаконное удостоверение фиктивных сделок по отчуждению собственности и проч.).
Распространению практики противоправных захватов собственности способствуют, по мнению докладчика, следующие факторы:
1) возрастающее количество преступных посягательств на собственность, направленных на получение или сокрытие сверхдоходов;
2) незаконная деятельность должностных лиц, вступающих в сговор, в частности, с миноритарными акционерами;
3) использование пробелов в правовом регулировании института собственности в целях злоупотребления своими субъективными правами (например, правом на судебную защиту в сфере отношений, связанных с правом собственности);
4) захват государством собственности у граждан на основе статей ГК РФ о принудительном отчуждении частной собственности для государственных или муниципальных нужд, когда возникают острые проблемы по установлению критериев определения цены изымаемой собственности (по соглашению или в судебном порядке) или самого факта наличия государственных или муниципальных нужд (например, субъект Федерации вправе нормативно определять случаи принудительного изъятия земельных участков).
Примеры из судебной практики подтверждают эти оценки.
В выступлении профессора В.П. Рассохина (факультет права ГУ-ВШЭ) выделено три главных аспекта современного состояния нормативно-правовой базы в сфере собственнических отношений: необходимость скорейшего перехода к работе по систематизации законов, исключению взаимного дублирования, сокращению их объемов, упрощению и унификации с целью исключения юридических коллизий, создающих благоприятную почву для произвола и злоупотребления правом; защита интересов добросовестных собственников и неотвратимость имущественного наказания недобросовестных владельцев имущества, что связано с актуализацией исключенных в декабре 2003 г. из Уголовного кодекса РФ положений о конфискации имущества в качестве вида уголовного наказания; возрождение забытой концепции социализации права собственности и апробированной в некоторых западных конституциях формулы "собственность обязывает". Это предполагает соблюдение частным собственником публичных (общественных) интересов и введение дополнительных, помимо налогового бремени, ограничений использования частного капитала.
По мнению профессора А.С. Шаталова (факультет права ГУ-ВШЭ), во всех цивилизованных странах конфискация имущества (наиболее болезненная форма изъятия собственности без всякой встречной компенсации) уже давно не рассматривается как самостоятельный вид уголовного наказания. В нашей стране долгое время и в правосознании, и в уголовном законодательстве существовало несколько гипертрофированное понимание того, как нужно изымать имущество, полученное преступным путем, или имущество из незаконного владения. После реформы уголовно-правового института конфискации имущества в декабре 2003 г. возможность изымать имущество, полученное незаконным путем, сохранилась в рамках судопроизводства в качестве процессуальной меры изъятия орудий и средств преступления. При наличии достаточной доказательной базы того, что конкретный жилой дом, иная недвижимость, автомобиль и прочее имущество было нажито преступным путем, оно признается в качестве вещественного доказательства по уголовному делу. И суд впоследствии должен решить, как поступить с этим вещественным доказательством: изъять его в доход государства или оставить у лица, у которого оно прежде находилось на законных основаниях. Кроме того, как пояснил профессор В.М. Жуйков, в гражданском законодательстве также сохраняется норма об изъятии имущества, полученного в результате неосновательного обогащения.
Профессор кафедры финансового права ГУ-ВШЭ, доктор юридических наук Л.Р. Сюкияйнен особо подчеркнул, что право собственности находится в центре любой правовой системы и учение о собственности вполне обоснованно относится к проблематике общей теории права. Степень защищенности и объем регламентации отношений собственности не только зеркально отражает, но как через увеличительное стекло позволяет определить уровень развития правовой культуры в том или ином государстве. Так, в мусульманском праве если используемая собственность не просто покрывает личные интересы и частные нужды, но превышает этот уровень, государство вправе вмешиваться и вводить ограничения. Здесь сложился такой своеобразный институт, как "оживление мертвых земель", когда любое частное лицо может начать возделывать и облагораживать заброшенные земли. Однако в случае прекращения эксплуатации этой земли новоявленный земельный собственник может лишиться своей собственности по распоряжению государственных органов.
Доцент кафедры конституционного, международного и европейского права Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ, кандидат юридических наук С.В. Васильева детально осветила проблему права собственности как проявления социальной функции через призму конституционной обязанности платить налоги и сборы. Она обратила внимание на острый конфликт интересов государства и частных лиц, так как государство нередко устанавливает дискриминационное фискальное бремя, а собственники-налогоплательщики в ответ изобретают схемы его минимизации. При этом Конституционный Суд РФ, рассмотревший с 1995 г. около 400 дел по спорам об изъятии собственности, стоит на страже баланса интересов, но не всегда оценивает его как соблюдение равновесия публичных и частных интересов. По-прежнему существует доминирование государства при определении размеров государственных пошлин, когда их высокие размеры порой не сопоставимы с затратами регистрационного и лицензионного характера. В данном случае чрезвычайно завышенный или откровенно дискриминационный размер госпошлины должен признаваться неконституционным. В своей деятельности по разрешению споров о праве собственности Конституционный Суд РФ пытается анализировать соответствующие правовые акты через толкование следующих общепризнанных принципов: принципа справедливости, принципа признания за собственностью социальной функции, принципа недопустимости чрезмерного или непропорционального ограничения собственности и принципа недопустимости умаления прав третьих лиц.
Кандидат юридических наук А.В. Кашанин (Институт правовых исследований факультета права ГУ-ВШЭ) сосредоточил внимание на таком немаловажном аспекте оборота недвижимой собственности, как институт государственной регистрации недвижимости, способствующий укреплению самого права собственности и стабилизации гражданского оборота. Докладчик обратился к одному из важных свойств реестров государственной регистрации недвижимости - публичной достоверности реестров. Он отметил, что введение в нашей стране принципа публичной достоверности должно сопровождаться установлением механизма компенсации утраченной собственности для прежнего собственника. При отсутствии такого механизма, как представляется докладчику, введение публичной достоверности реестров может привести к коллапсу правовой системы.
В выступлении были проанализированы основные системы регистрации прав на недвижимость (распространенная в бывших колониях европейских государств "система Торренса", а также германская и французская системы регистрации). Так, в германской системе, признающей принцип публичной достоверности реестров, основанием перехода является не запись в реестре, а предшествующий этому абстрактный переход права собственности: сначала заключается обязательственная сделка, потом - вещная сделка и, наконец, совершается запись в реестре. При этом ответственность государственных органов не такая сильная, как в других системах регистрации, и даже если обязательственная сделка будет признана недействительной, совершившийся переход права собственности по абстрактной вещной сделке сохранит свою силу. Следовательно, введение германской системы регистрации в нашей стране даже в условиях минимальной коррупционности может привести к безответственному поведению чиновников и должностным злоупотреблениям. Докладчик призвал обратить более пристальное внимание на французскую систему регистрации недвижимости, в которой переход права собственности совершается в основном в момент заключения самой сделки (договора купли-продажи), т.е. обязательственный эффект максимально приближен к вещному. По его мнению, именно французская модель после соответствующих приспособлений и корректировок может стать наиболее оптимальной для нашей страны.
Преподаватель кафедры конституционного и административного права факультета права ГУ-ВШЭ Н.А. Голышев посвятил свое выступление острой проблеме собственности на природные ресурсы и эффективности ее судебной защиты. Он, в частности, призвал пристально присмотреться к позитивному историческому опыту дореволюционной России в сфере регламентации права собственности на лесные угодья. В современных условиях есть немало спорных моментов в процедуре государственной регистрации и приватизации земельных участков, в том числе с точки зрения критики принципа так называемого "одного окна". В свете проводимой административной реформы нередко усложняются, а не упрощаются многие процедурные моменты в реализации права собственности на природные ресурсы.
П.М. Волков, начальник отдела Правового департамента Министерства экономического развития и торговли РФ, коснулся в своем выступлении проблемы соотношения права собственности на земельный участок и публичного сервитута на так называемые линейные объекты (линии электропередач и трубопроводы, проходящие над или под землей). Выступающий проинформировал о грядущем существенном изменении самого подхода к правовому регулированию публичных сервитутов, согласно которому предлагается сомнительное решение противопоставить частному интересу собственника земельного участка общественный интерес. Сейчас институт публичного сервитута не предполагает плату за размещение на частном земельном участке, и существует весьма зыбкая возможность получить определенную компенсацию (возмещение) в случае ущерба собственнику земельного участка, обремененного публичным сервитутом.
Старший научный сотрудник отдела

Организационные и юридические вопросы научно-технического сотрудничества с китаем  »
Комментарии к законам »
Читайте также