Некоторые вопросы организации служебно-боевой подготовки в подразделениях уголовно-исполнительной системы

В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Д.А. ГРИШИН
Гришин Д.А., адъюнкт кафедры Управления органами и учреждениями УИС Академии права и управления МЮ РФ, капитан внутренней службы.
Эффективность функционирования учреждений, исполняющих уголовные наказания, в значительной степени зависит от уровня профессионального мастерства личного состава. Увеличение штатной численности и одновременный отток из уголовно-исполнительной системы квалифицированных кадров выдвигают в качестве одной из важнейших проблему профессиональной подготовки сотрудников. Решение ее возможно на основе научно-обоснованной организации профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с рекомендациями психологии и педагогики.
Рассмотрение вопросов профессиональной подготовки сотрудников УИС невозможно без определения основных ее направлений и форм, в которых она осуществляется.
Существенное влияние на организацию управления оказывает складывающаяся в исправительном учреждении оперативная обстановка. В зависимости от ее состояния выделяют управление в условиях нормальной, сложной оперативной обстановки и при чрезвычайных обстоятельствах (далее ЧО) <*>. В первом случае управление осуществляется на основе текущих планов, установленных регламентов, как правило, без привлечения дополнительных сил и средств. Сложная оперативная обстановка предполагает разработку специальных мероприятий по ее нормализации, оказание практической помощи, более жесткий контроль за работой таких учреждений. Значительно отличается управленческая деятельность УИС при чрезвычайных обстоятельствах различного рода. Таких, как групповые неповиновения осужденных, массовые беспорядки, захваты заложников, побеги, а также различные аварии и стихийные бедствия.
--------------------------------
<*> См.: Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. Т. 1. / Под общ. ред. Ю.А. Чайки. Рязань, 2002. С. 42 - 43.
В соответствии с данными видами управления нам хотелось бы предложить собственную классификацию видов профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Классификация видов профессиональной подготовки сотрудников УИС.
1. Профессиональная подготовка для повседневного несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки.
2. Профессиональная подготовка для несения службы в условиях сложной оперативной обстановки в учреждении.
3. Профессиональная подготовка к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Хотелось бы отметить, что подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы базируется на общих педагогических принципах, исходных требованиях, выполнение которых обеспечивает решение основных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Они представляют собой интерактивные, обобщенные выводы из опыта подготовки и результатов ее научных исследований. Однако, как отмечают некоторые ученые, подготовка сотрудников УИС имеет свою специфику, которая обусловлена рядом факторов:
- она проводится с людьми, которые занимаются специфической деятельностью и для участия в занятиях на время отрываются от нее;
- она проводится для людей, как правило, уже имеющих профессиональное образование и нередко обладающих немалым опытом решения профессиональных задач;
- она является именно подготовкой, а не обучением;
- она отличается особыми целями, задачами, организацией, содержанием, формами, методами, условиями и критериями эффективности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. Т. 2. / Под общ. ред. Ю.А. Чайки. Рязань, 2002. С. 364.
Первый вид профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день является наиболее освещенным в научно-теоретическом плане. Разработаны, закреплены в ведомственных нормативных актах и успешно применяются на практике программы подготовки различных категорий сотрудников. Полностью отлажен механизм переподготовки и повышения квалификации сотрудников УИС. Для этой цели создана и успешно функционирует система учебных заведений Минюста России.
К видам профессиональной подготовки сотрудников для повседневного несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки можно отнести следующие:
1) дополнительное начальное профессиональное образование;
2) повышение квалификации;
3) переподготовка;
4) стажировка;
5) послевузовское профессиональное образование;
6) самостоятельная учеба.
А также разделы служебно-боевой подготовки и физической подготовки.
К основным видам занятий по служебной и боевой подготовке для несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки можно отнести: лекции, семинарские и некоторые практические занятия и групповые упражнения. Кроме этого, в системе служебной и боевой подготовки существуют такие формы обучения, как дискуссии, круглые столы, деловые игры, научно-практические конференции, выездные занятия в учреждениях и другие.
Одним из видов профессиональной подготовки сотрудников УИС является физическая подготовка.
Она организуется в соответствии с Приказом Минюста России от 12 ноября 2001 г. N 301 "Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников УИС Минюста России" и представляет собой плановый учебно-тренировочный процесс, направленный на физическое развитие и укрепление здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы. Основными видами учебно-тренировочных занятий для несения службы в условиях стабильной оперативной обстановки являются занятия общеразвивающего характера, обеспечивающие сотрудникам высокий уровень физической выносливости и укрепление здоровья. Среди них можно выделить спортивную гимнастику, легкую атлетику, плавание и др.
Таким образом, профессиональная подготовка сотрудников УИС в условиях стабильной оперативной обстановки представляет собой урегулированный в нормативных актах Минюста России комплекс запланированных учебно-тренировочных занятий, направленных на передачу сотрудникам и приобретение ими совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения повседневных служебных обязанностей. Он осуществляется как по месту службы, в процессе непосредственной служебной деятельности, так и с отрывом от исполнения служебных обязанностей в образовательных учреждениях Минюста России.
Второй вид профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы является на сегодняшний день в научно-теоретическом плане наименее освещенным. Не существует и специальной программы подготовки сотрудников к действиям в условиях сложной оперативной обстановки. Целесообразность выделения данного вида в самостоятельный вид профессиональной подготовки обусловливается рядом факторов:
1. В условиях осложнения оперативной обстановки в исправительном учреждении сотрудникам приходится выполнять больший объем работы. Это связано, как правило, с увеличением продолжительности рабочего дня, повышенными физическими и психологическими нагрузками. Все это требует более высокого уровня профессиональной подготовленности всех сотрудников УИС.
2. Увеличивается количество функциональных обязанностей. Это требует от сотрудника дополнительных знаний, умений и навыков, которые должны быть направлены на стабилизацию оперативной обстановки в учреждении.
3. Осложнение оперативной обстановки не является на сегодняшний день редким явлением. Оно может как предшествовать наступлению чрезвычайных обстоятельств, так и проистекать в период прекращения действий чрезвычайных обстоятельств и характеризоваться побочными негативными явлениями.
Для изучения данного аспекта профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо рассмотреть факторы, влияющие на состояние оперативной обстановки и причины ее осложнения в учреждениях УИС. Все это позволит, как нам кажется, дифференцировать основные направления подготовки и выбрать наиболее оптимальные формы учебно-тренировочных занятий для сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Среди основных факторов, негативно влияющих на состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении, можно выделить факторы природного, техногенного и социального характера.
1. К негативным факторам природного характера можно отнести неблагоприятные природные явления, не носящие глобального характера и не причиняющие вреда исправительному учреждению, но затрудняющие работу сотрудников всех отделов и служб. Неблагоприятным явлением такого рода являются туманы, сильные осадки в виде дождя или снега, ураганный ветер и другие. Представленные природные явления сами по себе не несут прямой угрозы учреждению УИС, однако могут послужить причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств криминального характера, таких, как групповые неповиновения, массовые беспорядки, побеги осужденных из мест заключения под стражу либо мест лишения свободы и некоторые другие.
2. Факторы техногенного характера представляют собой незначительные аварии на промышленных объектах либо транспорте, влекущие за собой кратковременные перебои в обеспечении устойчивой работы объектов уголовно-исполнительной системы. Среди них можно выделить отключение электричества, перебои в водо- и газоснабжении. Данные факторы существенно влияют на состояние оперативной обстановки и являются, как правило, причиной перехода учреждения УИС на усиленный вариант несения службы.
3. Негативные факторы социального характера представляются одними из наиболее распространенных факторов, существенно влияющих на состояние оперативной обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Они представляют собой неповиновение ненасильственного характера со стороны осужденных и могут проявляться в форме отказа от выхода на работу, отказа от приема пищи, невыполнения требований о прекращении нарушений режима отбывания наказания и т.п.
Под неповиновением осужденных администрации учреждения следует понимать случаи отказа от исполнения обращенного к ним требования представителя администрации, который в силу своего должностного положения имел право предъявить им данное требование, а осужденные обязаны и могли его выполнить, но умышленно не выполнили. К противодействию администрации мест лишения свободы можно отнести и случаи оказания сопротивления, не носящего агрессивный характер. Например, сопротивление осужденного при водворении его в штрафной изолятор.
Следует выделить и такой признак неповиновения осужденных (заключенных под стражу), как противодействие администрации в осуществлении ее функций. Сюда необходимо отнести: подстрекательство осужденных к противодействию администрации в укреплении правопорядка в учреждении УИС; организацию группировок отрицательной направленности; организацию картежной игры и уклонение от исполнения возложенных на осужденных законом обязанностей.
Как отмечает Е.Г. Ищенко, "поводами проявления неповиновения осужденных (заключенных под стражу) администрации учреждения являются:
- неправомерные действия осужденных (заключенных под стражу): вымогательство продуктов питания, склонение к мужеложству, борьба за лидерство, провокационные действия по отношению к администрации, притеснение слабых и т.п.;
- неправильные или неумелые действия администрации при задержании нарушителей режима, водворении их в помещение камерного типа или штрафной изолятор, проведение обыска и тому подобное" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Ищенко Е.Г. Ненасильственные формы неповиновения осужденных и заключенных под стражу как фактор, дестабилизирующий нормальную деятельность мест лишения свободы и заключения под стражу / Труды Академии МВД РФ. М., 1993. С. 83.
Представленные поводы могут служить реальным толчком к развитию чрезвычайного обстоятельства. Администрации исправительного учреждения необходимо приложить максимум усилий, чтобы не допустить его развития. Единственной реальной возможностью недопущения развития чрезвычайных обстоятельств является организация целенаправленной профессиональной подготовки сотрудников к действиям в подобных условиях, то есть в условиях осложнения оперативной обстановки в учреждении.
В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, выделить основные признаки осложнения оперативной обстановки в учреждении УИС, связанные с недостатками в организации профессиональной подготовки сотрудников. Ими являются:
- ослабление влияния администрации на осужденных;
- отсутствие целенаправленной системы предупреждения этих эксцессов;
- недостаточное научное и методическое обеспечение борьбы с ненасильственными формами сопротивления, слабое использование зарубежного опыта;
- недооценка администрацией учреждения возможности перерастания ненасильственных форм сопротивления спецконтингента в преступные действия агрессивного характера;
- просчеты в стратегии и тактике пресечения эксцессов подобного рода;
- пассивность администрации, отсутствие стремления изменить обстановку, неуверенность в своих силах и средствах либо неправильная оценка оперативной обстановки.
С осложнением оперативной обстановки возникает вопрос о мерах по предупреждению и пресечению чрезвычайных обстоятельств. С этой целью в учреждениях УИС разрабатываются оперативные планы действий сотрудников при чрезвычайных обстоятельствах социального характера, не повлекших, но способных, при определенном стечении обстоятельств, повлечь за собой криминальные последствия. Они включают в себя действия личного состава учреждения уголовно-исполнительной системы при голодовках, забастовках и иных формах ненасильственного неповиновения осужденных и заключенных под стражу. Данными планами предусматривается создание сводных отделов (отделений) исправительных колоний (далее ИК) и следственных изоляторов (далее СИЗО), порядок взаимодействия с органами внутренних дел. Кроме этого, в них определяются объекты и места, наиболее уязвимые в оперативном отношении, задачи и примерная тактика действий сотрудников по предупреждению, локализации и пресечению групповых эксцессов и т.д.
Исключительно важной задачей руководителей ИК (СИЗО) является обеспечение оперативной готовности подразделений уголовно-исполнительной системы к действиям на случай перерастания неповиновений ненасильственного характера в преступные деяния агрессивного характера.
Основными задачами личного состава УИС при резком осложнении оперативной обстановки в учреждении, вызванном групповыми эксцессами ненасильственного характера, являются:
- блокирование в целях локализации мест возникновения конфликтных ситуаций собственными силами учреждения УИС, а также нарядами приданных сил;
- усиление охраны объектов и правопорядка на их территории;
- выявление и документирование действий организаторов групповых негативных проявлений;
- ввод групп оперативного

Некоторые аспекты организации воспитания военнослужащих средствами православного искусства  »
Комментарии к законам »
Читайте также