Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях (право и экономика, nn 11, 12, 1999; nn 1, 3, 5, 7, 8, 2000)

/"Право и экономика", N 11, 1999/
А.П. КОРОТКОВ, О.Б. ГУСЕВ, Б.Д. ЗАВИДОВ, И.А. ПОПОВ
Коротков Анатолий Павлович
Первый зам. начальника Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ.
Гусев Олег Борисович
Президент Общества содействия защите прав налогоплательщиков, руководитель "Юридического бюро Олега Гусева". Сфера научных интересов: уголовное право, экономические преступления.
Родился 19 августа 1964 г. в Москве. В 1986 г. окончил Военный институт Министерства обороны. С 1986 г. по 1992 г. работал в правоохранительных органах; с 1992 г. занимается частной юридической практикой.
Завидов Борис Дмитриевич
Кандидат юридических наук, специалист по гражданскому и хозяйственному законодательству, по вопросам транспорта и дорожно - транспортных происшествий.
Родился 9 июля 1948 г. в г. Пинске Брестской области. В 1975 г. окончил Харьковский юридический институт. Работал стажером городской прокуратуры, следователем, помощником прокурора, адвокатом, преподавателем гражданского права в коммерческой академии, начальником юридического отдела многопрофильной московской фирмы, ст. научным сотрудником НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ. В настоящее время - прокурор Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ. Член Союза журналистов России.
Автор более 150 различных работ (брошюры и книги), в том числе за 1998 г. имеет 51 публикацию.
Попов Иван Алексеевич
Доктор юридических наук, заместитель начальника управления Следственного комитета при МВД России, полковник юстиции.
Родился 23 декабря 1951 г. В начале своей служебной карьеры работал участковым инспектором Ленинского РОВД г. Владивостока (в органах внутренних дел с 1972 г.).
В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук, а в 1998 г. - доктора юридических наук. Имеет почти 25-летний опыт практической и организационно - управленческой деятельности в органах предварительного следствия в системе МВД России.
Автор около 40 работ по процессуальным, уголовно - правовым и криминалистическим вопросам расследования преступлений.
Если проанализировать уголовные кодексы 1922, 1926, 1960 и 1996 гг., то можно заметить тенденцию увеличения числа бланкетных норм. Именно наличие многочисленных отсылочных норм от диспозиций УК РФ к нормам гражданского, финансового, таможенного и налогового законодательства сегодня усложняет правоприменение. "Нормативные акты" в виде приложений к Уголовному кодексу в переходный период рыночной экономики отличаются своеобразной противоречивостью, нестабильностью, невысоким уровнем правовой культуры и законодательной техники. И это объясняется целым рядом причин.
Во-первых, законодатель слишком поспешно попытался осуществить "капитализацию социализма" путем максимального охвата правовым регулированием наибольшего числа общественных правоотношений, зачастую без достаточных к тому пока экономических обоснований.
Во-вторых, принятие законов в России осуществляется не только в сложных экономических, но и противоречивых политических условиях. Наличие в Госдуме большого количества блоков, партий и течений, поиск компромисса при конструировании правовых норм, лоббирование интересов финансовых олигархов отдельными депутатскими группами в противовес интересам большинства депутатов, непрерывная смена правительства в стране - не слишком благоприятная обстановка для законотворческой деятельности.
В-третьих, законы принимаются бессистемно.
В-четвертых, несмотря на обильное законотворчество, законодатель не успевает охватывать правовым регулированием бурно развивающиеся рыночные отношения, принимающие такие формы, которые он не предвидел и не мог предвидеть.
Итак, подводя итог причинам несовершенства некоторых уголовно - правовых норм, бланкетно взаимосвязанных с другими отраслями права, подчеркнем, что преступления, предусмотренные главами 22 и 23 УК РФ, являются также труднодоступными для правоприменения, так как носят на себе отпечаток "переходного" периода в экономике, еще не апробированного на практике. В этой связи заметим, что, например, глава 23, состоящая из четырех статей (201 - 204), - абсолютная новелла современного уголовного права России.
Учитывая повышенный интерес правоприменителей к разделу VIII УК РФ, и в особенности к главам 22 и 23, рассмотрим некоторые проблемы уголовно - правовой квалификации преступлений в сфере экономики, их правоприменения.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Глава 22 УК РФ)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под "экономической деятельностью" чаще всего понимается "отрасль". Поэтому, говоря об "экономической деятельности", как правило, имеют в виду определенную сферу приложения сил: горнодобывающая, сельскохозяйственная, промышленная, торговая, деятельность в области импорта, экспорта и т.д.
Однако любая экономическая деятельность немыслима без экономической свободы - наличия санкционированного и гарантированного государством правового режима, - которая как раз и гарантируется статьей 8 Конституции РФ. Это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В то же время не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).
"Преступления в сфере экономической деятельности" - самая большая глава в новом Уголовном кодексе, включающая 32 статьи, в которых содержится описание 37 преступлений. Это разные преступления, отличающиеся друг от друга признаками объективной стороны, характером общественной опасности и степенью тяжести. С учетом квалифицированных видов из числа преступлений в сфере экономической деятельности (60 составов) 21 относится к числу преступлений небольшой тяжести (в девяти случаях предусмотренные за совершение этих преступлений наказания не связаны с лишением свободы), 20 - средней тяжести, 16 преступлений являются тяжкими, а 3 - особо тяжкими <*>.
--------------------------------
<*> Волженкин Б.В. Экономические преступления. - СПб.: Юр. центр ПРЕСС, 1999. С. 52.
Объективная сторона данных преступлений представляет собой общественно опасное деяние (действие и (или) бездействие), состоящее в нарушении установленного порядка экономической деятельности. При этом порядок ведения экономической деятельности регламентируется в основном не в диспозициях статей главы 22 УК РФ, а в федеральных законах, прежде всего в ГК РФ, других законодательно - нормативных актах, что еще раз подтверждает бланкетный характер подавляющего числа статей всего раздела VIII УК РФ.
Общественная опасность преступлений в сфере экономической деятельности заключается в том, что в результате данных посягательств причиняется существенный ущерб не только экономическим интересам государства, но и всем иным субъектам, связанным с экономической деятельностью.
Характеризуя противоправность преступлений в сфере экономической деятельности, подчеркнем, что эти преступления, в свою очередь, нарушают не только нормы УК РФ и бланкетные нормативно - правовые акты, но одновременно и Конституцию РФ, что, можно сказать, предопределяет повышенную степень их общественной опасности.
Субъективная сторона всех исследуемых преступлений главы 22 УК РФ выражается в умышленной вине и, как правило, совершается с умыслом (прямым или косвенным) по отношению к преступным последствиям.
Субъектом преступлений могут быть как должностные, так и иные (частные) лица, достигшие к моменту совершения преступления шестнадцати лет. Содержание понятия должностного лица раскрывается в пункте 1 примечания к статье 285 УК РФ.
Все преступления, предусмотренные в главе 22 УК РФ, правоведы условно делят на семь или девять групп. Наиболее удачной следует признать классификацию системы преступлений в сфере экономической деятельности, предложенную профессором Б.В. Волженкиным:
1. Преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией и федеральными законами гарантии осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - статья 169, регистрация незаконных сделок с землей - статья 170. Здесь посягательства на порядок осуществления экономической (предпринимательской) деятельности совершаются как бы извне, со стороны тех лиц, которые обязаны обеспечивать и контролировать этот порядок.
2. Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконное предпринимательство - статья 171; незаконная банковская деятельность - статья 172; лжепредпринимательство - статья 173; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, - статья 174; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого незаконным путем, - статья 175. Данные преступления нарушают порядок осуществления экономической (предпринимательской) деятельности "изнутри", самими участниками этой деятельности.
3. Преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита - статья 176; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности - статья 177; неправомерные действия при банкротстве - статья 197. Кредитные отношения - важнейший элемент рыночной экономики и государство активно защищает интересы кредиторов.
4. Преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции. Эти деяния посягают на основной признак рыночной экономики, ее главный рычаг - конкуренцию. К ним следует отнести: монополистические действия и ограничение конкуренции - статья 178; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения - статья 179; незаконное использование товарного знака - статья 180; заведомо ложная реклама - статья 182; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну - статья 183; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов - статья 184.
5. Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег и ценных бумаг: злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) - статья 185; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг - статья 186; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов - статья 187. Эти преступления, нарушая установленный порядок обращения денег и ценных бумаг, посягают на финансовые интересы государства и других участников экономической деятельности.
6. Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления): контрабанда - статья 188; незаконный экспорт технологий, научно - технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, - статья 189; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран - статья 190; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица, - статья 194.
7. Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей (валютные преступления): незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга - статья 191; нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней - статья 192; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте - статья 193.
8. Преступления против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления): уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды - статья 198; уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций - статья 199.
9. Преступления против прав и интересов потребителей: обман потребителей - статья 200; нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм - статья 181 <*>.
--------------------------------
<*> См.: Волженкин Б.В. Там же. С. 57 - 58.
Несмотря на условный характер приведенной классификации, она имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Практическая ценность данной классификации заключается в том, что, с одной стороны, она способствует более лучшему восприятию и изучению составов преступлений главы 22 УК РФ, а с другой стороны, позволяет правоприменителю четко разграничить отдельные составы главы 22 УК РФ по объекту.
И еще что может быть общим для всех составов главы 22 УК, - некоторые общие критерии криминализации экономических правонарушений.
В качестве критериев криминализации экономических правонарушений, их криминообразующих признаков Уголовный кодекс 1996 г., отказавшись от конструирования составов с административной преюдицией, чаще всего использует:
1) характер причиненного последствия. Во многих составах преступлений в данной главе обязательным условием уголовной ответственности является причинение крупного ущерба (ст. 171 - 173, 176, 180, ч. 2 ст. 183, 195 - 197), либо значительного ущерба (ст. 182), либо тяжких последствий (ст. 196);
2) размеры (размах, масштаб) правонарушающей экономической деятельности (ст. 171, 172, 177, 180, 188, 192 - 194, 198 - 200);
3) способ действия - обман, подкуп, угрозы, сговор (ст. 176, 178, 179, 183 и др.);
4) мотивация - корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 170, 173, 181, 182, ч. 2 ст. 183, 196) или особая цель деятельности (ст. 173, ч. 1 ст. 183, ст. 184, 197).
Многие статьи в главе "Преступления в сфере экономической деятельности" имеют бланкетную или описательно - бланкетную диспозицию. Такой прием описания составов экономических преступлений понятен и вполне допустим, поскольку данные преступления нарушают порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, установленный различными отраслями права в соответствующих законах, регулирующих экономическую деятельность. Естественно, это вынуждает правоприменителя норм уголовного закона систематически обращаться к действующему гражданскому, таможенному, финансовому, налоговому и т.д. законодательству.
КВАЛИФИКАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТ. 169 УК РФ)
Законодатель, конструируя статью 169 УК РФ, видимо, стремился с одной стороны, создать дополнительные гарантии деятельности государства в сфере правового регулирования в экономике, а с другой стороны, защитить конституционные права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как хозяйствующих субъектов и

Комментарии к законам »
Читайте также