Какие суды являются судами субъектов российской федерации?
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?
В. СТЕПАНОВ
В.
Степанов, редактор отдела журнала
"Российская юстиция".
Элементарный
вопрос, могут сказать многие наши читатели,
и сошлются на п. 4 ст. 4 Федерального
конституционного закона от 31 декабря 1996 г.
"О судебной системе Российской Федерации", в
котором четко написано: "К судам субъектов
Российской Федерации относятся:
конституционные (уставные) суды субъектов
Российской Федерации, мировые судьи,
являющиеся судьями общей юрисдикции
субъектов Российской Федерации".
Может
прозвучать и ссылка на п. 3 ст. 4 названного
Федерального конституционного закона, в
котором перечислены федеральные суды.
Среди них - Верховный Суд РФ, верховные суды
республик, краевые и областные суды, суды
городов федерального значения, суды
автономной области и автономных округов,
районные суды, военные и
специализированные суды.
Действительно, вопрос представляется
предельно ясным и не могущим вызвать
дискуссий и кривотолков.
Но вот в одном
из обзоров судебной практики (Бюллетень
Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N
1. С. 18) читаем: "Некоторые областные и другие
соответствующие суды субъектов Российской
Федерации необоснованно не принимали
жалобы на решения окружных избирательных
комиссий..."
Как видим, "областные и
другие соответствующие суды" почему-то
переведены из статуса федеральных в статус
судов субъектов федерации.
Удивительно,
что подобная "вольность" присутствует и в
статистических материалах о работе судов
Российской Федерации, которые готовятся
отделом статистики и аналитических
обобщений Министерства юстиции РФ (за
полугодие и за год). Там к судам субъектов
Российской Федерации были отнесены
верховные суды республик, краевые,
областные суды, суды городов федерального
значения, суды автономной области и
автономных округов.
Как известно, эти
материалы регулярно публикуются в нашем
журнале. И мы не могли не обратить внимания
на ошибку, запросили объяснения. Оказалось,
что такое написание продиктовано желанием
не повторять перечень названных выше
федеральных судов и поэтому они обозначены
для краткости как "суды субъектов
Российской Федерации".
Нам удалось
доказать недопустимость использования в
данном случае такой формулировки и была
найдена другая, компромиссная - "суды уровня
субъектов Российской Федерации".
А как
доказать законодателю, что недопустимо
включать в текст федерального закона
подобную формулировку, противоречащую
положениям Федерального конституционного
закона от 31 декабря 1996 г.? В п. 2 ст. 63
Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об
основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" записано: "Решения и
действия (бездействие) Центральной
избирательной комиссии Российской
Федерации и ее должностных лиц обжалуются в
Верховный Суд Российской Федерации,
решения и действия (бездействие)
избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, окружных
избирательных комиссий по выборам в
федеральные органы государственной власти
и должностных лиц этих избирательных
комиссий обжалуются в суд субъекта
Российской Федерации, решения и действия
(бездействие) иных избирательных комиссий,
а также комиссий референдума обжалуются в
районные суды".
Из этого контекста
видно, что под "судом субъекта Российской
Федерации" здесь понимается верховный суд
республики, краевой, областной и иной
соответствующий суд, а вовсе не
конституционный (уставный) суд или мировой
судья, которые только и относятся к судам
субъектов Федерации.
Возможно, кто-то
сочтет ошибку, о которой идет речь, не
заслуживающим внимания пустяком.
С этим
нельзя согласиться.
Во-первых, есть
такое понятие - "юридическая чистота
формулировки". Она должна присутствовать в
каждом законодательном акте и в любом
документе, исходящем от государственного
органа (тем более, если документ исходит от
Верховного Суда РФ или Министерства
юстиции РФ).
Во-вторых, ошибка не столь
безобидна. Вспомним, как трудно проходил
проект Федерального конституционного
закона "О судебной системе Российской
Федерации", особенно в Совете Федерации.
Многие главы республик, краев и областей
настаивали на том, чтобы суды общей
юрисдикции, действующие в республике, крае
или области, формировались органами власти
данного субъекта Федерации, судьи
назначались не Президентом РФ, а в порядке,
установленном законом субъекта Федерации,
и т.д. Иначе говоря, проводилась линия на то,
чтобы эти суды были не федеральными, а
именно судами субъектов Федерации.
Тогда эти усилия не увенчались успехом. В
начале этого года были предприняты попытки
частичного демонтажа федеральной судебной
системы. Об этом сообщалось в редакционной
статье нашего журнала "Вокруг статуса
федеральных судей начались опасные
маневры" (Российская юстиция. 1999. N 5).
Вот
почему нельзя, как нам представляется,
проходить мимо переименования федеральных
судов в суды субъектов Федерации, хотя бы
это делалось только на бумаге и только по
мотиву удобства в написании.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О
СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 19.09.1997 N 124-ФЗ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В
РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 05.09.1997)
Российская юстиция, N 10, 1999