Закон о лизинге - шаг вперед или два назад?

В мировой практике одним из основных способов инвестирования средств в экономику является лизинг - передача специально закупленного оборудования в долгосрочную аренду. В России сегодня развитие лизинга особенно актуально, так как изношенность основных средств предприятий достигла максимума, а привлечение инвестиций на какой-либо иной основе часто представляет определенные трудности из-за отсутствия надежной кредитной истории у лизингополучателя, из-за недостаточного развития российского залогового права и т.п. Надо сказать, такой вид инвестирования в российскую экономику, как лизинг, также представляет определенный риск для потенциального инвестора, и в первую очередь из-за неустоявшегося нормативного регулирования, постоянно нависающей опасности отмены налоговых и таможенных льгот и т.п.
На данный момент лизинг еще недостаточно развит в России. Это объясняется как экономическими, так и юридическими проблемами. В настоящее время большинство российских банков не в состоянии закупать дорогостоящее оборудование для сдачи в лизинг, поскольку это долгосрочное отношение, а внимание участников финансового рынка у нас обращено больше на краткосрочные инвестиции. Однако лизингодателями выступают не только банки, но и иные организации, получившие лицензии на осуществление лизинговой деятельности (в 1997 г. - более 700 организаций) <*>. В России действует Российская ассоциация лизинговых компаний, основанная в октябре 1994 г. Но отвлечемся от экономических трудностей и обратимся к юридической стороне вопроса.
--------------------------------
<*> Мельников Л. Лизингу необходима законодательная почва // Финансовые известия. 1998. 18 авг.
Законодательная база, регулирующая лизинговые отношения в РФ, претерпела в последние время значительные изменения. Это связано с тем, что инвестиционный климат в части лизинговых вложений нуждается в улучшениях, которые законодатель и постарался произвести. Однако принятие новых законодательных актов в данной сфере не исправило положения, так как новый Закон "О лизинге" содержит большое количество противоречий действующему законодательству.
Проект Закона "О лизинге" был отклонен Президентом в июле 1998 г. <*>. Работу над проектом предлагалось прекратить по нескольким причинам (в проекте много противоречий нормам ГК РФ и иным законодательным актам, лизинг в необходимой степени уже урегулирован действующим законодательством, РФ присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге).
--------------------------------
<*> Письмо Президента РФ Государственной Думе РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1083.
Тем не менее в сентябре 1998 г. лишь немного переработанный проект был вновь представлен Думе и утвержден ею. Внесенные в него изменения не носили существенного характера и не устраняли недостатков. Проект в данном виде был одобрен Думой и подписан Президентом, что явилось неожиданностью для многих деловых и научных кругов. Таким образом, недоработанный проект становится действующим законом и вместо того, чтобы способствовать развитию лизинга в России, грозит затруднить его применение.
Для начала перечислю основные нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения в РФ:
Федеральный закон "О лизинге" от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ (далее - Закон о лизинге);
Федеральный закон "О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ (далее - Конвенция);
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ.
Помимо указанных новых законов лизинг регламентируется рядом иных нормативных актов в части, не противоречащей вновь принятым законодательным актам:
Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утверждены Минэкономики РФ 16 апреля 1996 г.);
письмо ГТК РФ "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений" от 20 июля 1995 г. N 01-13/10268;
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации" от 26 февраля 1996 г. N 167;
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" от 5 августа 1992 г. N 552 (по состоянию на 11 сентября 1998 г.);
До принятия Закона о лизинге действовал Указ Президента РФ "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" от 17 сентября 1994 г. N 1929 и принятое в соответствии с ним Постановление Правительства РФ "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" от 29 июня 1995 г. N 633.
Понятие лизинга в российском законодательстве,
субъекты лизинга
Договор лизинга является предпринимательским договором, так как предмет лизинга приобретается исключительно для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ, п. 4 ст. 1 Конвенции).
В соответствии с ч. 1 ст. 665 ГК РФ "по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей".
Лизинговая сделка представляет собой сложную операцию, включающую два взаимосвязанных договора - купли-продажи и непосредственно лизинга. В ней участвуют продавец имущества, лизингодатель (называемый в ГК арендодателем) и лизингополучатель (арендатор). Договор лизинга заключается двумя сторонами - лизингодателем и лизингополучателем. Он предшествует договору купли-продажи имущества, которое предполагается сдать в лизинг.
Таким образом, субъектами сделки лизинга выступают лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Конвенция относит лизинг к отчетливо трехсторонним отношениям. Его особенностью является то, что лизингополучатель, не будучи субъектом договора купли-продажи, заключаемого между продавцом и лизингодателем, приобретает определенные права и обязанности по отношению к продавцу (права и обязанности, предусмотренные для покупателя, за исключением обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества - п. 1 ст. 670 ГК РФ).
Статья 9 Закона о лизинге устанавливает запрет совмещения обязательств участниками лизинга, однако особой нагрузки данная статья не несет, так как и без специального указания в Законе из смысла лизинга вытекает невозможность совмещения обязательств лизингодателем и лизингополучателем. Кроме того, ст. 9 содержит также запрет на совмещение в одном лице кредитора и лизингополучателя (по-видимому, под кредитором подразумевается продавец), за исключением возвратного лизинга. Указанное ограничение также несущественно, так как подобное совмещение в оперативном лизинге лишено смысла.
Международный лизинг и его регулирование
Закон предусматривает две формы лизинга - внутренний и международный. Разграничиваются они в зависимости от того, являются ли обе стороны резидентами РФ. Если лизингодатель или лизингополучатель - нерезидент, договор считается международным. Статус продавца имущества в данном случае значения не имеет. Этот же критерий определен и в Конвенции, и в ранее действовавшем Временном положении о лизинге.
Форма лизинга влияет на правовое регулирование договора. Общее правило установлено п. 2 ст. 10 Закона о лизинге: права и обязанности участников договора международного лизинга регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге, а также нормами национального законодательства в части, не противоречащей Конвенции. Применимое право устанавливается в соответствии с Конвенцией. Она применяется в случаях, когда стороны договора (лизингодатель и лизингополучатель) имеют места своей деятельности в различных государствах. Вопросы, не урегулированные Конвенцией, разрешаются в соответствии с национальным правом, применимым в силу действия норм международного частного права.
Критерий определения применимого права проводится и в самом Законе о лизинге (ст. 7), где говорится, что: если лизингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ, то договор лизинга регулируется законодательством РФ;
если лизингодателем является нерезидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента, то договор лизинга регулируется российским законодательством о внешнеэкономической деятельности (включая, по-видимому, и данный Закон как источник национального права в части, не противоречащей Конвенции).
Закон о лизинге вводит понятие международного сублизинга (о правомерности сублизинга в российском праве смотри ниже). В основу деления договоров сублизинга на внутренние и международные положен иной критерий - место нахождения предмета лизинга. Сублизинг является международным, если на срок действия договора предмет лизинга перемещается через таможенную границу РФ. Международный сублизинг - вид международного лизинга, но регулируется он в соответствии со ст. 8 Закона о лизинге.
Таким образом, создается запутанная ситуация. С одной стороны, договор международного сублизинга выступает разновидностью международного лизинга, а значит, критерии определения его как такового и применимое право должны быть те же, что и при международном лизинге. С другой стороны, если стороны являются резидентами РФ, но в процессе исполнения договора происходит перемещение предмета лизинга через таможенную границу РФ, то можно ли данный договор считать международным сублизингом и регулировать его в соответствии с Законом о лизинге как международный сублизинг, т.е. Конвенцией и национальным законодательством в части, ей не противоречащей? По всей видимости, основным критерием отнесения сублизинга к международному будет являться место деятельности сторон договора, а не перемещение предмета лизинга через границу РФ. И регулироваться международный сублизинг будет, как и международный лизинг, Конвенцией (ст. 2) и национальным законодательством в части, ей не противоречащей.
Виды и типы лизинга, их различия
Закон о лизинге предусматривает три типа лизинга - долгосрочный (на срок три года и более), среднесрочный (от полутора до трех лет) и краткосрочный (до полутора лет). Однако отнесение конкретного договора к любому из типов лизинга не влечет никаких правовых последствий.
Кроме того, Закон устанавливает три вида лизинга: финансовый, возвратный и оперативный.
Финансовый лизинг отличается от финансовой аренды, предусмотренной ГК РФ. Финансовая аренда в ГК РФ - родовое понятие, равнозначное понятию лизинга, т.е. в соответствии с новым Законом она включает в себя финансовый, оперативный и возвратный лизинг. В названии Конвенции УНИДРУА имеется определение - "финансовый лизинг". Однако его рамки шире, чем рамки финансового лизинга в российском праве, и включают в себя и возвратный и оперативный лизинг, как они определены в российском Законе о лизинге. Финансовый лизинг в соответствии со ст. 7 Закона имеет следующие отличительные черты:
лизингодатель приобретает имущество, указанное лизингополучателем, у определенного продавца;
срок лизинга соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации имущества или превышает его;
предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, определенной в договоре лизинга, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, необходимо иметь в виду, что, если лизингополучатель планирует приобрести имущество в собственность, необходимо заключать договор финансовой аренды, причем на срок, соизмеримый со сроком полной амортизации имущества, а затем, выплатив предусмотренную договором сумму до истечения срока действия договора, приобретать имущество в собственность. Если же договор будет заключен на срок короче, чем предусмотренный ст. 7 Закона о лизинге, то договор лизинга грозит попасть под определение оперативного лизинга, что повлечет невозможность перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока договора.
Досрочное исполнение договора в предпринимательской деятельности возможно в соответствии со ст. 315 ГК РФ в случаях, установленных законом (что мы и наблюдаем в данном случае), иными правовыми актами, условиями обязательства или если такая возможность вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства. Таким образом, лизингодателю при заключении финансового лизинга необходимо иметь в виду два основных момента:
если лизингодатель не планирует передачу имущества в собственность лизингополучателю по истечении срока договора, это необходимо предусмотреть в договоре, иначе предмет лизинга по истечении срока договора автоматически перейдет в собственность лизингополучателя при условии осуществления им предусмотренных договором платежей;
лизингополучатель в договоре финансовой аренды имеет право досрочно исполнить обязательство по выплате предусмотренных платежей и, неожиданно для лизингодателя, автоматически получить предмет лизинга в собственность. Следовательно, в договоре необходимо обезопаситься от подобных неожиданностей.
Возвратный лизинг, указанный в п. 3 ст. 7 Закона как вид лизинга, в этом же пункте называется разновидностью финансового лизинга. Его особенностью является то, что продавец имущества одновременно выступает лизингополучателем. Все особенности, присущие договору финансового лизинга, проявляются и в договоре возвратного лизинга.
Оперативный лизинг в том виде, в каком он определен в Законе, противоречит ГК РФ и теоретической концепции лизинга вообще. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона оперативный лизинг характеризуется тем, что лизингодатель закупает оборудование "на свой страх и риск" и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга. Концепция договора лизинга, заложенная в ГК РФ, предусматривает, что имущество приобретается лизингополучателем уже при наличии договора лизинга. Таким образом, в лизинговой сделке первым заключается договор лизинга, а затем договор купли-продажи (независимо от того, по чьему выбору приобретается имущество), и продавец при заключении договора купли-продажи должен быть уведомлен, что имущество предназначено для передачи его в аренду (ст. ст. 665 и 666 ГК РФ). В соответствии с вышесказанным фразу "на свой страх и риск" необходимо толковать следующим образом: лизингодатель приобретает имущество уже при наличии договора лизинга и сам выбирает имущество и продавца, а не приобретает имущество с намерением впоследствии сдать его в лизинг неизвестному еще на данный момент лизингополучателю;
по договору оперативного лизинга лизингополучатель не может претендовать на приобретение имущества в собственность;
срок, на который заключается договор, может быть любым, по усмотрению сторон, и не приравнивается к сроку амортизации

Федеральный конституционный закон о правительстве российской федерации. комментарий(издательство юридическая литература, 1999)  »
Комментарии к законам »
Читайте также