Арест имущества по делам об уклонении от уплаты налогов с организаций

ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ С ОРГАНИЗАЦИЙ
И. ПАВЛОВ
И. Павлов, прокурор отдела по надзору за исполнением налогового законодательства прокуратуры Москвы.
В практике расследования по уголовным делам в отношении руководителей организаций по преступлениям об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 199 УК) возникают сложности при наложении ареста на имущество и денежные средства юридических лиц, а также возбуждении искового производства по взысканию недоимки с налогоплательщика.
Особую актуальность этот вопрос приобрел сейчас, когда следователи налоговой полиции выносят постановления о наложении ареста на денежные средства и иные ценности организаций, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях по основаниям ст. 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества, а также когда прокуроры или налоговые органы выступают с исками о взыскании с налогоплательщика - организации неуплаченного налога или страхового взноса.
При проверке налоговым органом исполнения организацией - налогоплательщиком налогового законодательства и выявлении факта недоимки, если сумма неуплаченных налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, материалы проверки, акт и решение налогового органа направляются в налоговую полицию или прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 199 УК РФ.
В этом случае материальный ущерб, который наносится недобросовестным налогоплательщиком, взыскивается налоговым органом в бесспорном порядке, инкассовым поручением со счета налогоплательщика в кредитно - финансовом учреждении или через административный арест и реализацию имущества организации - налогоплательщика. При этом первостепенной задачей органов, осуществляющих контролирующие функции по своевременному исполнению гражданами (юридическими лицами) налогового законодательства, является реализация предоставленных им полномочий по принуждению недобросовестного налогоплательщика к исполнению обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, незамедлительному перечислению их в бюджет. Для реализации этих полномочий налоговым органам предоставлено право взыскивать в бюджет налоги и иные обязательные платежи с налогоплательщиков в бесспорном порядке.
В случае же, если материалы проверки направляются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в налоговую полицию или прокуратуру, реальное перечисление налогов или иных обязательных платежей в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд приостанавливается до момента принятия окончательного решения по уголовному делу. Если учесть, что уголовное дело может быть приостановлено, прекращено или по нему может быть вынесен оправдательный приговор, было бы целесообразно вопрос о взыскании недоимки решать в административном порядке вне рамок расследования уголовных дел по ст. 199 УК РФ.
Рассмотрим правовые основания принятия процессуального решения о наложении ареста на имущество и денежные средства юридических лиц, возбуждении искового производства о взыскании недоимки по налогу или страховому взносу по уголовным делам о налоговых преступлениях.
Так, в соответствии со ст. 30 УПК РСФСР орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска при наличии достаточных данных о причинении преступлением материального ущерба. Статья 175 УПК возлагает на следователя обязанность наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем, в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 199 УК уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. ст. 194 или 198 УК; в) неоднократно; г) в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Как видим, санкция ст. 199 не предусматривает такой вид наказания, как конфискация имущества. Согласно ч. 2 ст. 52 УК конфискация имущества возможна, только если она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части.
Таким образом, решение о наложении ареста на имущество или денежные средства налогоплательщика в целях возможной конфискации имущества по уголовным делам, возбужденным по ст. 199 УК, неправомерно.
Кроме того, согласно ст. 175 УПК следователь только тогда имеет право налагать арест на имущество обвиняемого, подозреваемого, если по делу заявлен гражданский иск или санкциями статьи предусматривается конфискация имущества.
Изучение уголовных дел по ст. 199 УК, по которым был наложен арест на имущество, показало, что при отсутствии заявленных налоговыми органами или прокурорами гражданских исков следствие налоговой полиции выносит постановления о наложении ареста, что является нарушением уголовно - процессуального законодательства.
Статья 199 УК предусматривает уголовную ответственность только физического лица. Поскольку юридическое лицо не является субъектом уголовной ответственности по ст. 199, арест его имущества и денежных средств в обеспечение возможного гражданского иска о взыскании недоимки по налогу, страховому взносу или возможной конфискации имущества по уголовному делу не может быть применен.
Право и порядок взыскания в бюджет недоимок по налогам и другим видам платежей в бюджет, а также штрафов и иных санкций предусмотрены в законах "Об основах налоговой системы в РФ", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О федеральных органах налоговой полиции", регулируются административным законодательством. Так, в соответствии с п. 9 ст. 7 Закона "О государственной налоговой службе РСФСР" налоговым органам предоставлено право взыскивать в бюджет налоги и иные обязательные платежи с налогоплательщиков в бесспорном порядке. Федеральным органам налоговой полиции в соответствии с п. 12 ст. 11 Закона "О федеральных органах налоговой полиции" предоставлено право налагать административный арест на имущество юридических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты налога - основание для признания в установленном законом порядке юридического лица банкротом. В соответствии с п. 1 "б" ст. 14 названного Закона налоговым органам предоставлено право представлять в суд или арбитражный суд иски о ликвидации предприятия по этому основанию.
При таких обстоятельствах, когда существующими законами прямо предусмотрены права налоговых органов взыскивать в бесспорном порядке неуплаченный налог и возбуждать исковое производство о признании налогоплательщика банкротом в случаях отсутствия у последнего имущества или денежных средств для погашения недоимки, прокурорская деятельность по тем же вопросам являлась бы подменой соответствующих государственных органов, что недопустимо. Прокурорский надзор в данном случае должен заключаться в надзоре за точным и единообразным исполнением законов соответствующими государственными органами.
Таким образом, проанализировав существующее уголовное, налоговое и административное законодательство, можно прийти к выводу, что при расследовании по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199 УК) решения вопросов о возможности наложения ареста на имущество и денежные средства юридических лиц, а также возбуждении искового производства по взысканию недоимки с налогоплательщика не требуется. Надо исходить из того, что законом установлен административный порядок бесспорного взыскания налогов и других обязательных платежей в бюджет, при котором наложение административного ареста на имущество или денежные средства юридического лица в целях взыскания с налогоплательщика (юридического лица) суммы неуплаченной недоимки производится налоговой полицией по поручению соответствующего налогового органа.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1
"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ЗАКОН РСФСР от 21.03.1991 N 943-1
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ РСФСР"
ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ от 24.06.1993 N 5238-1
"О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ"
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Законность, N 6, 1999

Место военных организаций в гражданских правоотношениях  »
Комментарии к законам »
Читайте также