Защита имущественных прав в европейском суде

А.П. ФОКОВ
Президент Российской Федерации В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г. затронул ряд принципиальных идеологических и политических вопросов, при этом основополагающим стал тезис о том, что Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Незыблемость права частной собственности - это основа основ ведения всякого бизнеса (Российская газета. 2005. 26 апреля).
Современный мир предполагает не только незыблемость права частной собственности, но и гарантированную форму судебной защиты от каких-либо посягательств, как физических и юридических лиц, так и государства.
В этой связи государства Европейского сообщества явились инициаторами организации сложного юрисдикционного механизма, каковым является Европейский суд по правам человека, который по его местопребыванию называют Страсбургским судом.
Европейский суд по правам человека - это наднациональный орган правосудия, который с момента создания 21 января 1959 г. ознаменовал собой качественно новый этап интеграции правовых систем европейских стран. Как отмечает известный российский ученый Сухарев А.Я., решения Европейского суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей. С 1996 г. вышесказанное в полной мере относится и к Российской Федерации, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ (1993 г.) Конвенция о защите прав человека и основных свобод - составная часть международной юрисдикции в современном мире.
Отметим, что решения Европейского суда, в том числе и в области имущественных отношений, служат особым источником права и являются руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств - членов Совета Европы, в том числе и Российской Федерации, которая 5 мая 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на основании и в соответствии с которой действует этот Суд.
Действительно, Европейский суд по правам человека - уникальное судебное учреждение, деятельность которого географически охватывает примерно 800 млн. человек. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что суд выступает единым для всех судебным органом, куда эти миллионы людей вправе подать свои жалобы на действия властей - нарушителей фундаментальных (имущественных) прав.
В январе и апреле 1998 г. произошло поистине эпохальное событие. Парламентская Ассамблея избрала новый состав судей Европейского суда по правам человека (от России А.А. Туманов в 1997 - 1998 гг., а после вступления в силу Протокола 11 - А.И. Ковлер - по настоящее время). К этому времени был подготовлен обширный обзор деятельности Европейского суда за сорок лет, где 20% от общего количества рассмотренных дел затрагивают имущественные отношения граждан и властей.
Сегодня перед Европейским судом самая главная задача после реформирования - организовать механизм деятельности таким образом, чтобы это не влияло на качество принятых решений, особенно в области имущественных споров российских граждан с властями.
В последнее время стали появляться работы, авторы которых стараются не только дать общий обзор деятельности Суда, но и приводят различные статистические данные по различным категориям принятых к рассмотрению дел и вынесенных решений, а также рекомендации и предложения по устранению жалоб граждан о нарушении их прав властями, не прибегая к длительному судебному разбирательству.
Ранее мы уже освещали вопросы деятельности Европейского суда, приводили статистические данные, анализировали правовые позиции по имущественным спорам (Фоков А.П. Современный мир и судебная защита имущества в практике Европейского суда // Юрист. 2003. N 10. С. 28 - 33 и др.).
Так, по данным Информационного центра Палаты Совета Европы в Российской Федерации с 5 мая 1998 г. по сентябрь 2002 г. в Европейский суд по правам человека поступило около 10000 тыс. жалоб на действия властей Российской Федерации и из них около 3500 жалоб отклонены Судом как неприемлемые для рассмотрения из-за низкого качества и нарушения критериев приемлемости. В первом полугодии 2003 г. количество жалоб против властей России превысило 12000 тыс., а в первом квартале 2005 г. наша страна по числу жалоб на душу населения, поданных в этот Суд, находится лишь в третьем десятке (Альперина С. У Европы нет больше дел? // Российская газета. 2005. 1 апреля).
В этой связи 6 апреля 2005 г. Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека Лаптев П.А., давая интервью корреспонденту "Российской газеты" пояснил: "Любое государство не чувствует себя комфортно, когда оно не выигрывает дело в Европейском суде. Но одно дело - проиграть справедливо, как по делу Бурдова. А другое дело - получить постановление по делу Илашку или по делу того же Гусинского. Задача здесь состоит в том, чтобы донести до Европейского суда наши доводы, чтобы была соблюдена чистота европейского судопроизводства, тем самым обеспечить отстаивание законных интересов государства" (Российская газета. 2005. 6 апреля).
Бесспорно, российские граждане имеют законное и гарантированное государством право на справедливое судебное разбирательство, на доступ к суду, на бесплатную правовую помощь, право требовать полного и неуклонного исполнения решений суда. Право обжаловать решения и определения суда является гарантией защиты от незаконных и необоснованных действий самой судебной системы, а также от судебных ошибок.
Так, главный судебный пристав России Н. Виниченко подчеркивает, что возглавляемая им служба работает в постоянном контакте с Уполномоченным от Российской Федерации в Страсбургском суде П. Лаптевым, и специально проанализировали ситуацию на сроки и качество исполнения решений Европейского суда. Из 500 судебных решений, которые Европейский суд рассматривает или рассматривал в последний год, почти половина касается неисполнения судебных решений, но в 80% случаев должником является Российская Федерация. А служба судебных приставов не занимается исполнением судебных актов и судебных постановлений по искам к казне Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Исполнение таких актов возложено на органы Федерального казначейства. Необходимо изменить механизм исполнения решений, и рассмотрение данного вопроса находится в Конституционном Суде, куда уже обратились граждане, не удовлетворенные существующим порядком. Один из вариантов решения проблемы - возложение этой обязанности на службу судебных приставов (Российская газета. 2005. 26 мая).
Итак, современный мир предполагает, что механизм исполнения решений Европейского суда в России требует усовершенствования, т.к. в противном случае мы сами увеличиваем количество имущественных исков к государству. Тем более что порой имущественные взыскания с России даже в пользу иностранных граждан иногда достигают значительных сумм, как, например, по делу Илашку - 800 тыс. евро. С нашей стороны полагаем, что постановление Европейского суда будет признано ошибочным самим же Судом. Это неоднократно подчеркивал и Уполномоченный по правам человека при Европейском суде П. Лаптев, имеется особое мнение судьи Европейского суда от Российской Федерации А. Ковлера (Российская газета. 2004. 10 июля).
Тем не менее сегодня необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства, важным показателем демократизации общества является степень реализации судебной защиты имущественных прав, равно как и его гарантированность самим государством.
Неудивительно, что вчитываясь в текст доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина за 2004 г., мы вполне осознаем, что значительное количество обращений из России в Европейский суд можно рассматривать как свидетельство неудовлетворенности граждан эффективностью российского правосудия.
В. Лукин подчеркивает, что к концу 2004 года в Европейский суд поступило уже 18 тыс. обращений из России. Значительное количество обращений в Европейский суд отклоняется им без рассмотрения по существу (к концу 2004 г. число российских дел, принятых Судом к производству, лишь немногим превысило сотню, а рассмотрено их до 1 октября 2004 г. всего 13). Уполномоченный по правам человека видит одну из своих задач в сфере правового просвещения в четком разъяснении гражданам механизма реализации их права на обращение в Европейский суд по правам человека (Российская газета. 2005. 31 марта).
Вступление России в Европейскую конвенцию значительно улучшило деятельность судебных органов и работу правоохранительных органов. Заметен прогресс в судах общей юрисдикции, мировых судей. Поэтому с большим одобрением относимся к заявлению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде П. Лаптева о том, что исполнять решения российских судов (в том числе и по имущественным спорам) вовремя - это гораздо дешевле, чем если этого потребует Европейский суд.
Представляется, что задача России и состоит в необходимости создать такую систему обучения судейских кадров, чтобы чистота российского судопроизводства соответствовала европейским стандартам.
Российский судья, 2005, N 7

Комментарии к законам »
Читайте также