Правоспособность юридических лиц в сфере военно - технического сотрудничества

ВОЕННО - ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
/"Право и экономика", N 12, 1998/
В.В. КУДАШКИН
Кудашкин Владимир Васильевич
Специалист в области правового регулирования военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Родился 27 апреля 1964 г. в Мордовской АССР. Окончил Ленинградское нахимовское военно - морское училище, 1981; Киевское высшее военно - морское политическое училище, 1985; Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, 1997 (в настоящее время - аспирант Академии). Слушатель Всероссийской академии внешней торговли с 1997 г.
1985 - 1995 гг. - служба в частях и на подводных лодках Тихоокеанского флота; 1995 - 1996 гг. - старший научный сотрудник управления Главного штаба ВМФ России; 1997 - 1998 гг. - зам. начальника отдела экспортно - импортных операций МВЭС России; с сентября 1998 г. - главный эксперт ФГУП "ГК "Росвооружение".
Неоднократно публиковался в юридических журналах.
Основополагающим принципом военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами является разрешительный порядок регулирования всех правоотношений в данной сфере <*>. Причем правомерность поведения субъектов правоотношений должна быть специально легитимирована, т.е. иметь основание в правовых актах в виде прямого указания на юридическую допустимость именно этого поведения. Так, в силу разрешительного характера правового режима внешнеторговой деятельности в сфере ВТС могут осуществляться только те виды деятельности, которые прямо разрешены.
--------------------------------
<*> Введен Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о ВТС). // Российская газета. 1998. 23 июля.
ВИДЫ РАЗРЕШЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды разрешенной внешнеэкономической деятельности определены Законом о ВТС (ст. 1), Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907 "О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" <*> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 года N 1658 "Вопросы государственных унитарных предприятий "Государственной компании "Росвооружение" и "Промэкспорт" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3955.
<**> Российская газета. 1998. 31 января.
К ним относятся:
- внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения;
- государственная посредническая деятельность в отношении продукции военного назначения;
- транспортировка экспортно - импортной продукции военного назначения;
- страхование перевозимой продукции военного назначения; консалтинговые, юридические, информационные, агентские услуги в сфере внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
- маркетинговая деятельность в отношении продукции военного назначения;
- производственная кооперация с предприятиями государств - участников СНГ для производства военной продукции.
Все остальные виды деятельности в сфере внешнеэкономических отношений военно - технического сотрудничества Законом о ВТС и иными нормативными правовыми актами не разрешены, следовательно не могут осуществляться какими-либо лицами. Правовое установление в статье 1 Закона общедозволительного порядка при определении перечня оказываемых в сфере военно - технического сотрудничества услуг не соответствует введенному этим же Законом разрешительному порядку регулирования правоотношений и не имеет юридической силы.
СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъектами гражданско - правовых отношений во внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения могут быть только юридические лица и только российского происхождения. Физические лица и иностранные организации лишены возможности выступать субъектами внешнеторговой деятельности в сфере военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
На экспортно - оружейный рынок разрешен выход субъектам двух типов:
- предприятиям - разработчикам и изготовителям вооружения и военной техники, получившим такое право в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (далее именуются предприятия - экспортеры);
- и государственным посредникам - специализированным федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, которые образованы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
Институт государственных посредников не является новым для российского законодательства. В советское время в системе МВТ СССР и других министерств действовали внешнеторговые объединения, которым в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю предоставлялось исключительное право поставлять отечественную продукцию на внешний рынок, представляя интересы непосредственных производителей.
Вместе с тем в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю и предоставления права выхода на внешний рынок всем российским лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изменилась юридическая природа института государственного посредника <*>.
--------------------------------
<*> См. Экспортно - импортные операции: правовое регулирование. - М.: Международные отношения. 1970. С. 13 - 16; Международное частное право. - М.: Юридическая литература. 1984. С. 94 - 98; Богуславский М.М. Международное частное право. - М.: Международные отношения. 1994. С. 129.
Государственные посредники являются представителями государства, реализующими его исключительную компетенцию по фактическому обращению ограниченных в обороте объектов гражданских правоотношений в интересах национальной безопасности и суверенитета.
Между двумя видами субъектов правоотношений внешнеторговой деятельности в сфере военно - технического сотрудничества существуют определенные различия. Прежде всего, это касается порядка наделения юридических лиц специальной правоспособностью.
Организационно - правовая форма государственных посредников - федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.
Они специально создаются в соответствии с указом Президента Российской Федерации для осуществления государственно - посреднических функций в сфере экономических отношений военно - технического сотрудничества. В пункте 8 Указа Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907 определено: "Установить, что государственными посредниками по экспорту (импорту) продукции военного назначения являются федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: "Государственная компания "Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии" <*>. Государственный посредник считается созданным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц Московской регистрационной палаты.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3955.
Названные предприятия находятся в ведении Правительства Российской Федерации, которое утверждает их устав. Генеральные директора предприятий назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению председателя Правительства Российской Федерации.
Право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения могут получить также российские предприятия - разработчики и изготовители военной продукции любых организационно - правовых форм в специально установленном порядке.
Для хозяйствующих обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) установлено ограничение на участие во внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Субъектами указанной деятельности могут быть только те общества, в которых не менее 51% собственных акций (долей) закреплено в федеральной собственности, а остальные акции (доли) размещены среди российских юридических и физических лиц. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим и юридическим лицам, а равно российским юридическим и физическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются. Данное требование - элемент государственной монополии, установленной Законом о ВТС, на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (п. 2 ст. 12).
Российские организации - производители продукции военного назначения должны иметь производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения и получить лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Российские разработчики продукции военного назначения (научно - исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, должны иметь для этого научно - технические кадры, экспериментальную базу и получить лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Координационный межведомственный совет по военно - техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (КМС) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти о предоставлении конкретному оборонному предприятию права на внешнеторговую деятельность <*>. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КМС при участии в голосовании не менее двух третей общего числа его членов. Решение КМС направляется на утверждение в Правительство Российской Федерации. Предприятие получает право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, в котором указывается, с какого момента появляется у предприятия это право <**>. Предприятия, прошедшие названную процедуру, включаются в реестр <***> российских организаций, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, который ведет Минторговли России. Выданное им соответствующее свидетельство запрещено передавать другому юридическому или физическому лицу. При изменении названия предприятия обязательно переоформление этого свидетельства. Право осуществления предприятием - экспортером внешнеторговой деятельности не переходит к другим субъектам предпринимательской деятельности, в том числе в случае ее реорганизации.
--------------------------------
<*> См.: Указ Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 327 "Об утверждении Положения о порядке представления в Координационный межведомственный совет по военно - техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами материалов, необходимых для подготовки к рассмотрению вопросов о предоставлении организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения".
<**> Процедура наделения правоспособностью определена Положением о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденным Указом Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 907. // СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3955.
<***> Постановление Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. N 244 "Об утверждении Положения о реестре организаций Российской Федерации, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения".
ОСНОВАНИЯ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Особенность внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в том, что она может осуществляться только в рамках правоспособности на этот вид деятельности, специально установленной нормативными правовыми актами и актами индивидуального правоприменения - распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Общим основанием правоспособности всех субъектов правоотношений в этой сфере деятельности являются правовые нормы Положения о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 года N 907.
Особенным основанием специальной правоспособности государственных посредников являются нормы Гражданского кодекса, определяющие порядок использования закрепленного на праве хозяйственного ведения федерального имущества, отчисление части прибыли от пользования этим имуществом, общий порядок наделения предприятия специальной правоспособностью и ряд других вопросов, а также указы Президента Российской Федерации о создании госпосредников <*> и их уставы, утверждаемые Правительством Российской Федерации <**>. Уставы государственных посредников - это нормативные правовые акты, которые содержат правила, отличающиеся от общих норм, регламентирующих правовое положение юридических лиц в целом, и, в частности, предприятий - экспортеров, но не противоречащие законам и указам Президента Российской Федерации, регулирующим эту сферу правоотношений.
--------------------------------
<*> Указ Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 910 "О федеральном государственном унитарном предприятии "Государственная компания "Росвооружение". // СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3957; Указ Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 908 "О федеральном государственном унитарном предприятии "Промэкспорт". // СЗ РФ. 1997. Ст. 3956.
<**> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. N 1658 "Вопросы федеральных государственных унитарных предприятий "Государственная компания "Росвооружение" и "Промэкспорт". // Российская газета. 1998. 31 января.
Особенным основанием правоспособности предприятий - экспортеров являются специальные распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении конкретному предприятию права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении военной продукции, прямо указанной в этом распоряжении. Предприятие - экспортер вправе осуществлять экспорт только той военной продукции, которая указана в данном распоряжении.
Объем правомочий в рамках установленной правоспособности госпосредников и предприятий - экспортеров значительно отличается.
Предмет внешнеторговой деятельности госпосредников гораздо шире, чем у предприятий - экспортеров. Государственным посредникам разрешается экспортировать любую военную продукцию, включенную в список N 1 <*> или разрешенную к вывозу

Государственная собственность: юридические режимы и управление  »
Комментарии к законам »
Читайте также