Об общих принципах налогообложения и сборов в российской федерации

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.К. НАДЕЕВ
Надеев Рафик Каюмович
Начальник Отдела правовой экспертизы законопроектов по конституционному законодательству и правам человека Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Государственный советник РФ 1 класса. Специалист в области законодательного процесса и законодательной техники.
Родился 2 сентября 1946 г. в г. Дьер Венгерской Народной Республики. В 1976 г. окончил Военный институт. До 1992 г. находился на военной службе, полковник юстиции запаса. В 1981 - 1992 гг. - на научно - исследовательской работе. В 1992 - 1993 гг. - главный специалист Юридического отдела Аппарата Верховного Совета РФ. С 1993 г. по настоящее время работает в Правовом управлении Аппарата ГД ФС РФ.
Автор различных публикаций, в том числе "Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы", 1997.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации в соответствии с пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Следовательно, законодательство об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации состоит из федерального и регионального законодательств. Уровень федерального законодательства устанавливает полномочия Федерации в данной сфере. При этом следует отметить, что согласно статье 57 Конституции Российской Федерации установление налогов и сборов возможно только законом. Это требование относится к федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.
Действующее законодательство (Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями) под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимает обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Плательщики налогов - юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов.
Объекты налогообложения - доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными (представительными) органами.
В Российской Федерации взимаются:
- федеральные налоги;
- налоги субъектов Российской Федерации;
- местные налоги.
Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законами, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
К федеральным налогам относятся:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенная пошлина;
з) отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ, зачисляемые в федеральный бюджет и имеющие строго целевое назначение;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты разных уровней;
к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
л) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
т) налог на игорный бизнес.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в пунктах "а" - "ж" и "р", зачисляются в федеральный бюджет. Суммы поступлений от налогов, указанных в пунктах "с" и "т", зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определяемом законодательными актами Российской Федерации об этом налоге. Налоги, указанные в пунктах "к" и "л", являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты других уровней, определяются при их утверждении. Все суммы поступлений от налогов, указанных в пунктах "н" - "п", зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено законом.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются федеральными законами и взимаются на всей ее территории.
К налогам субъектов Российской Федерации относятся:
а) налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в бюджет субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты по месту нахождения плательщика;
б) лесной доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. Суммы платежей по этому сбору зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений;
д) налог с продаж. Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60 процентов и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения;
е) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Суммы платежей по этому сбору зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений.
Налоги, указанные в пунктах "а", "б" и "в", устанавливаются федеральными законами и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки таких налогов определяются законами субъектов Российской Федерации. Сбор, указанный в пункте "г", устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Ставки этого сбора не могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительные льготы по налогообложению могут предоставлять только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с федеральными законами в их бюджеты.
Плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт - дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В Законе дается широкий перечень стоимости, не являющейся объектом налогообложения по налогу: хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви; лекарств, протезно - ортопедических изделий; жилищно - коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях и др. При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 процентов.
К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли. Сбор устанавливается представительными органами местного самоуправления, уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - 3% от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной и месячной оплаты труда. Ставки в городах, районах, поселках и сельских населенных пунктах устанавливаются соответствующими представительными органами местного самоуправления;
з) налог на рекламу. Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% от стоимости услуг по рекламе;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10% от суммы сделки;
к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
л) лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно - водочные изделия населению, в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, - половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% от стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру. Сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, устанавливаемых представительными органами местного самоуправления;
п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и прочее), в размере, не превышающем 0,5% от стоимости реализуемой продукции;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;
с) сбор за выигрыш на бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5% от суммы выигрыша;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% от этой платы;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1 процента суммы сделки;
ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных властей осуществления

Не упускайте упущенную выгоду  »
Комментарии к законам »
Читайте также