Как защитить от хозяина?

Н. ПОЛЯНЦЕВА
Н. Полянцева, старший помощник прокурора г. Коряжмы Архангельской области.
Согласно п. 3 ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель имеет право найма рабочей силы. Период работы граждан по найму засчитывается им в стаж для назначения пенсий при условии уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов в Пенсионный фонд России за нанимаемых работников. В то же время согласно ст. 39 КЗоТ РФ индивидуальные предприниматели без образования юридического лица не могут вести трудовые книжки лиц, работающих у них по трудовому договору. В письме Минтруда и социального развития от 4 февраля 1997 г. N 28-6 содержится разъяснение, что впредь до принятия соответствующего нормативного правового акта трудовой стаж лиц, работающих у индивидуальных предпринимателей, может подтверждаться справками, расчетными книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы. Кроме того, трудовой стаж может быть подтвержден справками об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Речь здесь идет также о подтверждении стажа для начисления пенсии. И если в этом плане наемный работник как-то защищен законом (хотя это тоже неоднозначно, поскольку закон содержит оговорку: при условии уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов в ПФР), то нетрудоспособность по любой причине неминуемо влечет за собой не только ухудшение материального положения такого гражданина, но и в конечном итоге приводит к безработице.
Так, в соответствии с требованиями Закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г." установлены страховые взносы в фонд социального страхования и занятости населения только для предприятий, учреждений и организаций. Индивидуальные предприниматели, использующие право найма рабочей силы, от уплаты страховых взносов в эти фонды освобождены.
Следовательно, закон не защищает наемных работников от произвола предпринимателей. Они могут не соблюдать действующее трудовое законодательство в части установления нормальной продолжительности рабочего времени, предоставления еженедельного непрерывного отдыха, не говоря уже об отпусках, могут не заботиться об обеспечении безопасности труда, соблюдении санитарно - гигиенических требований к рабочему месту и т.п.
Сын моей знакомой, закончив среднюю школу, не смог поступить в институт и был вынужден пойти работать к индивидуальному предпринимателю лаборантом фотостудии. Я поинтересовалась условиями его труда и зарплатой. Ответ был таков: "Все зависит от хозяина". В итоге получается так: обещал хозяин платить 600 руб. в месяц - платит лишь 400; молодой человек работает по 10 часов в сутки с одним выходным днем иногда в неделю, иногда в месяц, не имеет права заболеть (хозяину нужен постоянно здоровый работник) и не имеет права на отпуск. Условия труда тоже оставляют желать лучшего: приспособленное под фотолабораторию помещение в фойе бывшего кинотеатра - без естественного освещения, непроветриваемое.
Интересуюсь в центре санитарно - эпидемиологического надзора: как часто проводятся проверки соблюдения санитарно - гигиенических требований у таких работодателей. Оказывается, при числе индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд 1,5 тыс. человек, только 2 специалиста санитарной службы в городе осуществляют контроль за соблюдением правил гигиены труда. При этом в городе существуют крупные промышленные предприятия - целлюлозно - бумажный комбинат, химический завод, строительный трест и др., проверки в которых также ложатся на их плечи.
Анализ состояния законности в городе свидетельствует о том, что разного рода общества, товарищества и т.п. в последнее время стараются избавиться от бремени ответственности за наемных работников. Все большее число зарегистрированных ранее юридических лиц действуют по следующей схеме: сокращают объемы производства (торговли) и, как следствие, штат работников. Затем заключают договоры "об оказании услуг" с индивидуальным предпринимателем (как правило, это подставное лицо), а тот, в свою очередь, набирает наемных работников, которые и выполняют эти "услуги". Выгода - двойная. Во-первых, не нужно заботиться о соблюдении трудового законодательства, во-вторых, нет нужды платить страховые взносы в фонд занятости, социального и медицинского страхования.
Контроль за использованием индивидуальными предпринимателями наемного труда усложняется еще и тем, что отсутствует их централизованная регистрация. Готовясь к проведению проверки по этому вопросу, попыталась запросить данные в налоговой инспекции, в городской администрации, центре занятости, пенсионном фонде. Первые два учреждения сведениями о применении наемного труда не располагают, отделение пенсионного фонда сообщило, что страховые взносы платят лишь 33 предпринимателя; центр занятости располагает сведениями о 12 лицах.
В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденным Указом Президента РФ N 2288 от 24 декабря 1993 г., работодатели регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных фонда в районах и городах. Следовательно, индивидуальный предприниматель, использующий наемный труд, может быть и не зарегистрирован в ПФР, тем более если он начал свою предпринимательскую деятельность без использования наемного труда. Исходя из смысла п. 3 ст. 25 ГК РФ, которая содержит оговорку "при условии уплаты страховых взносов в ПФР за нанимаемых работников", следует сделать вывод, что уплата страховых взносов - дело добровольное. Каких-либо санкций за неуплату взносов в ПФР в отношении индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, действующее законодательство не содержит.
Практика показывает, что наемные работники у индивидуальных предпринимателей - это в основном молодежь, окончившая школу и не имеющая профессии, или пенсионеры. Люди, имеющие опыт работы, предпочитают все же оставаться безработными и получать пособие от государства, нежели бесправно работать на "хозяина".
Действующее законодательство требует коренных изменений. Индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, необходимо в первую очередь приравнять к юридическим лицам в части уплаты страховых взносов в государственные фонды, надо законодательно закрепить ведение государственной регистрации индивидуальных предпринимателей - работодателей и, соответственно, разрешить им производить записи в трудовой книжке наемного работника под контролем, например, отделов по труду местной администрации. Это повысит ответственность индивидуальных предпринимателей и в какой-то мере будет способствовать занятости населения, социальной защищенности работающих граждан.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.02.1997 N 26-ФЗ
"О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В
ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1997 ГОД"
(принят ГД ФС РФ 25.12.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1
"ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РОССИИ)", "ПОРЯДКОМ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ И
ГРАЖДАНАМИ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)")
УКАЗ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288
"О МЕРАХ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
СООТВЕТСТВИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПИСЬМО ПФ РФ от 26.03.1997 N ЕВ-16-28/2355
"О ПРАВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ВЕДЕНИЕ ТРУДОВЫХ
КНИЖЕК ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ У НИХ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ"
(вместе с ПИСЬМОМ Минтруда РФ от 04.02.1997 N 28-6)
Законность, N 10, 1998

Право собственности на жилье по решению суда  »
Комментарии к законам »
Читайте также