Альтернативные способы разрешения внешнеэкономических споров

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ
А. БЕЛОВ
Белов Анатолий
Заслуженный юрист РСФСР.
Основные судебные учреждения, разрешающие
внешнеэкономические споры в России и в иностранных
государствах, - это государственные
суды и третейские суды
(институционные и "ад хок")
В иностранных государствах подобными государственными судами являются обычно так называемые "коммерческие суды", а в России - "государственные арбитражные суды" (данный термин, предусмотренный, к сожалению, законом, крайне неудачен, поскольку он постоянно вводит в заблуждение российских и иностранных предпринимателей, которые под термином "арбитражный суд" понимают "арбитраж", т.е. "третейский суд". Пора бы законодателю покончить с этой правовой неразберихой).
Деятельность государственных судов регламентирована в России Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а в иностранных государствах - гражданским процессуальным законодательством.
Что касается третейских судов, то их деятельность регулируется законодательством соответствующей страны и регламентами третейских судов.
Однако в предпринимательской деятельности стороны контрактов зачастую используют для разрешения споров не указанную систему государственных или третейских судов, а так называемые "альтернативные" способы, которые не входят в эту систему. Некоторые из них в какой-то мере стоят скорее ближе к третейскому производству, хотя и являются самостоятельными.
Законодательство и международно - правовая практика выработали систему "альтернативных", т.е. дополнительных способов урегулирования споров во внешнеэкономической деятельности, и стороны их используют.
В качестве "альтернативных" способов в законодательстве и в международно - правовой практике применяются, в частности, следующие:
- примирительное производство;
- посредничество (медиация);
- доарбитражное производство;
- мини - процесс (трибунал должностных лиц).
К "альтернативным" способам спорящие стороны обычно обращаются в следующих случаях:
1. Когда они обоюдно стремятся урегулировать спор мирным путем.
2. Когда они хотят определить свое правовое положение в споре, поскольку при его рассмотрении и сами стороны, и посредники выдвигают друг другу аргументы и их оценка позволяет зачастую определить сторонам сильные и слабые моменты, чтобы принять решение - согласиться ли на урегулирование спора на данном этапе или же обратиться в арбитраж и добиваться обязывающего решения третейского суда.
ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Этот способ урегулирования споров используется как во внешней торговле, так и в сфере инвестиционной деятельности.
ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ
(CONCILIATION)
Оно применяется и под эгидой "институционных" третейских судов, и третейских судов "ад хок". В этих случаях примирительное производство является частью арбитражного производства, поскольку оно предусмотрено регламентами соответствующих третейских судов.
Примирительное производство предусмотрено, например, в регламентах Международной торговой палаты, Итальянской арбитражной ассоциации, Японской ассоциации коммерческого арбитража, Коммерческого арбитража при Московской торгово - промышленной палате, а также в примирительном Регламенте ЮНСИТРАЛ ("ад хок").
Рассмотрим примирительное производство согласно некоторым из указанных регламентов.
1. Примирительное производство в рамках Международной
торговой палаты
Примирительное производство регулируется специальным "Регламентом о добровольном примирительном производстве" (Rules of optional conciliation). Цель примирения - содействие сторонам для достижения мирового соглашения. Регламентом предусматривается следующая примирительная процедура:
- Экономические споры международного характера могут быть переданы для примирительного производства, которое выполняет "Единоличный примиритель" (Sole conciliator), назначаемый МТП.
- Сторона, испрашивающая примирение, должна обратиться в Секретариат Суда МТП, указав цель обращения и представив доказательства уплаты сбора, необходимого для регистрации обращения (четвертая часть сбора, взимаемого при арбитражном производстве).
- Секретариат Суда уведомляет об этом другую сторону в споре, которая должна сообщить в 15-дневный срок Секретариату о своем согласии или несогласии на примирительное производство. При согласии Секретариат информируется в указанный срок. При отсутствии ответа в этот срок или в случае отказа от примирительного производства Примирение считается отклоненным, о чем первая сторона уведомляется Секретариатом.
- При согласии обеих сторон Генеральный Секретарь Суда назначает Примирителя, который извещает стороны о своем назначении и о сроке заседания, к которому стороны должны сообщить ему свои аргументы.
- Место заседания определяется Примирителем. Стороны могут быть представлены своими адвокатами.
Согласно Регламенту примирительное производство завершается в следующих случаях:
- при подписании сторонами мирового соглашения, являющегося для них обязательным;
- при представлении Примирителем доклада с указанием, что попытка примирения не увенчалась успехом. В докладе не указываются причины недостижения соглашения;
- при уведомлении Примирителя одной или более сторонами в любое время примирительной процедуры об отсутствии намерения продолжать в дальнейшем эту процедуру.
После окончания примирительного производства Примиритель представляет Секретариату Суда мировое соглашение, подписанное сторонами, или доклад о недостижении соглашения или уведомление одной или более сторон об отсутствии у них намерения продолжать далее примирительную процедуру.
Что касается расходов по ведению примирительного производства, то согласно Регламенту Секретариат Суда определяет их размер, исходя из характера и важности спора. Сумма расходов оплачивается сторонами поровну. Она покрывает гонорар Примирителю, расходы по примирительному производству, а также административные расходы, зафиксированные в шкале Регламента, в зависимости от суммы спора. Остальные расходы (адвокаты, проезд и т.п.) каждая сторона несет сама.
В Регламенте также установлено, что Примиритель не имеет права участвовать в каком-либо судебном или арбитражном производстве, касающемся спора, являющегося предметом примирения, в качестве арбитра или представителя какой-либо стороны, если только стороны не договорятся об ином.
Стороны взаимно обязаны не привлекать Примирителя в качестве свидетеля в любом производстве по такому делу, если только они не договорятся иначе.
Стороны также не имеют права представлять в какие-либо суды или арбитраж в качестве доказательства или в иной форме:
- любые точки зрения, которые излагались какой-либо стороной в отношении возможности урегулирования спора;
- любые предложения, сделанные Примирителем;
- те факты, на которые какая-либо сторона указывала в качестве своей готовности принять некоторые предложения для урегулирования спора, выдвигавшиеся Примирителем.
2. Примирительное производство в рамках Коммерческого
арбитража при МТПП
В Регламенте Коммерческого арбитража при Московской торгово - промышленной палате содержится специальный раздел - "Примирительное производство" (ст. 4). В этом разделе определен порядок возбуждения и проведения примирительного производства. Он, в целом, основан на международной практике этого способа урегулирования споров коммерческого характера. Вместе с тем, этот порядок касается как споров, возникающих в коммерческой деятельности между российскими субъектами предпринимательства, так и споров во внешнеэкономической сфере.
Цель примирения - содействие спорящим сторонам в достижении мирового соглашения.
Согласно Регламенту примирительное производство может быть назначено по просьбе любой из сторон и при отсутствии возражений (при согласии) другой стороны.
Сторона, желающая проведения примирительной процедуры, направляет письменное ходатайство в Коммерческий арбитраж при МТПП, который запрашивает мнение по этому вопросу другой стороны. Если другая сторона отказывается от примирительного производства или не сообщает своего мнения в течение 30 дней, то примирительное производство не производится.
Для проведения примирительного производства стороны или по их просьбе Председатель Коммерческого арбитража при МТПП назначают Единоличного примирителя.
Если мировое соглашение достигнуто, то оно подписывается Примирителем и сторонами, если не достигнуто, то примирительное производство считается законченным. Предложения, утверждения или заявления, сделанные сторонами в ходе производства, не связывают их в последующем арбитражном разбирательстве. Примиритель, назначенный для ведения примирительного производства, в случае недостижения мирового соглашения не может в последующем принимать участие в арбитражном производстве по тому же спору.
3. Примирительное производство по Регламенту
"ЮНСИТРАЛ" ("ад хок")
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1980 года N 35/52 <*> "Примирительный регламент "ЮНСИТРАЛ" (Uncitral conciliation Rules) рекомендован предпринимателям всех государств - членов ООН.
--------------------------------
<*> International council for commercial arbitration. "Yearbook. Commercial arbitration." Volume VI - 1981.
Согласно Регламенту он применяется к спорам, возникающим из договорных и иных юридических отношений, когда стороны стремятся урегулировать спор мирным путем. Стороны могут изменять или исключать любые положения Регламента.
Примирительное производство начинается с направления одной стороной другой стороне письменного приглашения о таком производстве с кратким изложением предмета спора.
Примирительное производство считается не начавшимся, если другая сторона отклоняет предложение о нем или если первая сторона не получила в 30-дневный срок от другой стороны какого-либо сообщения по этому вопросу. По соглашению сторон в процедуре могут участвовать один примиритель или более. В случае, если стороны не договорятся по кандидатурам примирителей, то они могут согласовать в качестве рекомендующего органа какую-либо организацию или лицо, которые произведут соответствующие назначения. Однако в отличие от арбитражной процедуры такие назначения примирителей (далее - Примиритель) не носят принудительного характера.
После назначения Примиритель запрашивает у сторон необходимые материалы, определяет время и место разбирательства. Порядок процедуры Примиритель устанавливает самостоятельно, руководствуясь принципами объективности и справедливости и предоставляя сторонам равные возможности для изложения и обоснования своей позиции.
Если стороны достигли мирового соглашения, то они вырабатывают его и подписывают. Эту функцию может выполнить Примиритель, когда стороны попросят его об этом.
Примирительное производство завершается в следующих случаях:
- при подписании сторонами мирового соглашения;
- путем письменного заявления Примирителя о том, что продолжение примирительного производства является неоправданным;
- путем письменного заявления обеих сторон, адресованного Примирителю, о необходимости окончания примирительного производства;
- путем письменного заявления какой-либо стороны, адресованного другой стороне и Примирителю, если он назначен, о необходимости окончания примирительного производства.
Что касается расходов по ведению примирительного производства, то Примиритель определяет их размер и письменно сообщает об этом сторонам. В сумму расходов входят: разумный гонорар Примирителю, транспортные и другие расходы Примирителя и свидетелей, расходы по привлечению экспертов. Эти расходы стороны оплачивают поровну, если не согласовано иное. Другие расходы несет каждая сторона.
Перед началом производства Примиритель, после его назначения, может попросить каждую из сторон внести авансовые платежи в равном размере.
Регламентом установлено также следующее:
1. Примиритель не имеет права выступать в качестве арбитра или представителя спорящих сторон в любом арбитражном или судебном процессе по спору, который являлся предметом примирительного производства. Стороны не могут также привлекать его в качестве свидетеля.
2. Стороны не могут использовать в качестве доказательства в каком-либо арбитражном или судебном процессе по спору, который являлся предметом примирительного производства:
- позицию, занимавшуюся какой-либо стороной в отношении возможного урегулирования спора;
- уступки какой-либо стороны, делавшиеся в ходе примирительного производства;
- предложения Примирителя;
- тот факт, что другая сторона заявляла о своем желании принять предложение об урегулировании спора, сделанное Примирителем.
Как видно, многие положения Регламента "ЮНСИТРАЛ" близки к Регламенту МТП.
Нужно отметить, что "ЮНСИТРАЛ" разработала типовую оговорку об использовании указанного Регламента спорящими сторонами:
"В том случае, когда при наличии спора, возникающего из или относящегося к настоящему контракту, стороны захотят урегулировать спор путем заключения мирового соглашения с использованием примирительного производства, то такое примирительное производство будет осуществляться в соответствии с действующим в настоящее время Примирительным регламентом "ЮНСИТРАЛ".
(Стороны могут договориться об иных оговорках о примирительном производстве.)
Таковы условия примирительного производства во внешнеторговой сфере на примерах регламентов некоторых третейских судов.
ДОАРБИТРАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В международной коммерческой практике часто возникают обстоятельства, когда в ходе исполнения контрактов возникают трудности и с целью их устранения необходимо принять срочные меры временного характера. Для этого стороны могут обращаться к третьему лицу. Чтобы разрешить такие вопросы, Международная торговая палата разработала "Доарбитражное производство с участием Рефери Международной торговой палаты", действующее с 1 января 1990 года (ICC Prearbitral Referee Procedure).
Это производство применяется только при наличии письменного соглашения сторон, которое может быть частью контракта или заключено впоследствии отдельно. Решение о срочных мерах принимает "Рефери" (Referee). Он избирается сторонами или назначается Председателем Международного арбитражного суда МТП. Рефери предоставляются широкие полномочия для принятия решений (приказов - orders), носящих хотя и временный, но обязательный характер.
Основные черты указанного доарбитражного производства с участием Рефери:
- это процесс, основанный на контрактных отношениях, используемый в тех случаях, когда возникает необходимость у сторон в принятии срочных мер для ликвидации или приостановлении возникших трудностей;
- это быстрый процесс и меры, которые

Комментарии к законам »
Читайте также